Файл: Личностные деформации стрессового типа (Теоретические основы личностной деформации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы личностной деформации
1.1. Понятие и характеристики личности.
1.2. Изучение личности и ее типы
1.3. Изучение стресса и его влияние на личность
Глава 2. Анализ Российский федеральный Геологический фонд ФГБУ "РОСГЕОЛФОНД"
2.1. История создания и общая характеристика "РОСГЕОЛФОНД"
2.2. Способы устранения и предотвращения стрессовых ситуаций в организации "РОСГЕОЛФОНД"
Глава 3. Предотвращения стрессовых ситуаций в организации "РОСГЕОЛФОНД"
3.1. Профессиональные психологические тесты
3.2. Применение психологических тестов и оценка стрессового состояния сотрудников
Введение
В основе исходных представлений о поведении индивидов, которые использовались при построении организационной психологии, исходит из бихевиоризма - направления в психологии, изучающего экспериментальные поведенческие реакции психической организации человека на внешние стимулы разнообразных психических явлений и поведений людей в организации. Согласно ей любой человеческий поступок является ответной реакцией на стимулы, поступающие из внешней среды. Современное состояние производства в материальной и особенно нематериальной сфере во многом зависит от человеческого капитала. Этим термином принято обозначать совокупность интеллектуальных, коммуникационных, компетентностных и общекультурных характеристик работника, которая позволяет ему не только выполнять трудовые обязанности, но и развивать экономику.
Человеческий капитал – это интенсивный и сложный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование как производительного фактора развития. Человеческий капитал - это профессионалы, интеллект, знания, качественный и высокопроизводительный труд и качество жизни.
В условиях постоянного изменения форм и методов производства в материальной и нематериальной сферах экономики, постоянной смены технологий и форм обслуживания качества работников, трудового коллектива выходят на первый план.
Организационное поведение ставит перед собой следующие цели:
- Описание закономерностей поведения индивидов в различных производственных ситуациях.
- Объяснение причин поведения индивидов в определенном производственном и межличностном контексте.
- Предсказание поведения индивидов в определенных ситуациях.
- Управление поведением индивидов, поиск наиболее оптимального способа воздействия на поведение индивидов, необходимого руководителю и организации.
Исходя из этих целей понятно, что основным «пользователем» дисциплины «Организационное поведение» оказывается руководитель организации или подразделения организации.
Разумеется, на первом месте в оценке эффективности человеческого капитала остаётся квалификация персонала, - как исполнителей, так и руководителей. И этот аспект остаётся базовым в сфере материального производства, наиболее формализованного. В организации требуется максимальная самостоятельность персонала, которая позволяет создать и осуществить действие, максимально удовлетворяющее индивидуальную потребность.
Вместе с тем в организации проявляется наиболее ярко проблема взаимодействия отдельных специалистов и менеджеров в коллективе. Вопросы взаимодействия, совместной деятельности, распределения полномочий и контроля за их выполнением, вопросы конфликтов и их разрешения – на настоящее время одни из наиболее актуальных в области управления человеческими ресурсами и формирования человеческого капитала.
В поведении организации выделяют следующие уровни:
1. Уровень индивидуального поведения — базовый уровень поведения индивидов, единица организационного поведения. Это поведение конкретной личности в организации.
2. Уровень поведения группы — совокупность поведения различных индивидов, их взаимоотношения.
3. Уровень поведения организации — совокупность поведения всех индивидов, групп, межгрупповое поведение, составляющее в итоге специфическое поведение организации в целом.
Однако отличительной чертой дисциплины «Организационное поведение» является утверждение о том, что основой любого из верхних уровней организационного поведения является поведение индивида.
Фактически невозможно понять и научиться системно, управлять поведением организации без:
1. Понимания специфики управленческой деятельности (менеджмент);
2. Понимания особенностей поведения больших групп людей (социология);
В теории и практике управления существует две базовые модели: иерархическая (вертикальная) и коллегиальная (горизонтальная). В рамках первой, наиболее подходящей для сферы материального производства, персонал организации выполняет строго определённые функции. Уровень конфликтности при этом достаточно низок и в основном имеет вертикальный характер – между персоналом организации и её управляющими. В организации работник вынужден брать на себя часть обязанностей менеджера, поскольку ему следует самому непосредственно организовывать взаимодействие с клиентом. В третичной сфере экономики более актуальная, поэтому коллегиальная модель управления. Но в этой ситуации повышается и уровень конфликтности внутри трудового коллектива, между работниками и управляющими. Уменьшить же самостоятельность персонала невозможно, поскольку резко возрастёт количество мелких ситуаций между коллегами. Следовательно, чтобы сохранить и приумножить эффективность работы трудового коллектива в организации, следует развивать методы коллективного управления в направлении наиболее чёткого и точного разграничения полномочий персонала и менеджеров для минимализации внутренних конфликтов; следует максимально расширить самостоятельность и самодеятельность работников.
Исходя из всего вышеизложенного, актуальность темы данной курсовой работы можно обозначить как необходимость рассмотрения комплекса условий существования и эффективной деятельности современного трудового коллектива, условий формирования и функционирования человеческого капитала.
Степень изученности проблемы в личностных психотипах стрессового типа можно найти в работах: Ф. Ротлисбергер [23], Дж. Л. Гибсон [24], Дж Иванцевич [25], Дж. Х.Доннелли-Мл. [26], Ю.Д. Красовский [27], А.И.Кравченко [28], З. Фрейд [29], К. Юнг [30]. Эти работы посвящены проблемам теории организационного поведения, конфликтологии, психологическим особенностям внутрикорпоративных конфликтов и методам их разрешения. Не исследованным остаётся вопрос о прямом влиянии на корпоративные организационные конфликты системы управления организацией.
Объект данного курсового исследования – трудовой коллектив, выступающий как социальное учреждение. Объект рассматривается в курсовой работе на примере деятельности коллектива ФГБУ «Росгеолфонд».
Предмет курсового исследования – это внутренние организационные (корпоративные) конфликты.
Целью данной курсовой работы является анализ основных причин организационных конфликтов в коллективе ФГБУ «Росгеолфонд».
Гипотеза исследования. В условиях развития третичной сферы экономики в рамках постиндустриального общества для снижения уровня конфликтности внутри трудовых коллективов как социальных корпораций необходимо максимально широкое использование форм и методов коллегиального управления.
Структура работы состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы личностной деформации
1.1. Понятие и характеристики личности.
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. [32]
Тип личности - это статика, это малоизменяемые или вообще неизменяемые характеристики личности, которые проявляются определённым образом в любой ситуации. Тип личности - это темперамент и его конкретный фенотип, т.е. наиболее часто проявляющиеся действия в привычной ситуации (семья, коллектив, культура, религия). [32]
В Таблице 1 отражены определения личности четырех ученых: Г.В. Назаренко, А.Б. Венгерова, С.Н. Кожевникова, В.М. Сырых.
Таблица 1
Учёные |
Определения |
Г.В. Назаренко |
Личность - выражение социальной сущности человека |
А.Б. Венгеров |
Под личностью понимает социальную характеристику человека на определенном этапе общественного развития |
С.Н. Кожевников |
Определяет личность – как человека - носителя социальных свойств, находящегося в системе социальных связей |
В.М. Сырых |
Личность – совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений |
Все названные подходы объединяют два ключевых положения в содержании понятия личность. Это человек, под которым понимается живое (биологическое) существо, умеющее мыслить, создавать орудия труда, использовать их в своих целях и общаться. Отдельного человека можно рассматривать как индивида, взятого вне социальных связей. А также социальное содержание свойств человека.
Стресс же - это динамическое состояние, реакция типа личности на внешнее раздражение/давление. Исчезает внешний раздражитель - постепенно исчезают и проявления стресса в психике человека, кроме случаев, когда повреждён мозг.
Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу соотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие "личность» включает в себя, прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.
Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.
Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического, или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. [32]
При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.
Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.[33]
Американский психолог Э. Эриксон, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека: [40]