Файл: Личностные деформации стрессового типа (Теоретические основы личностной деформации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного развития человека. [33]

1.2. Изучение личности и ее типы

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.[40]

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом.

Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:

Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.

Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.


Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:

Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.

Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.

Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.

Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Психологические типы по К. Леонгарду:

Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.

Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.

Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.

Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.

Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.

Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.

Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.

Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.

Демонстративный. Может быть, как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.

Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.

Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.

Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента.

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

Ученые

Достижения

Зигмунд Фрейд

Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Адлер, Альфред

Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на[9]:

чувство неполноценности и компенсация;

стремление к превосходству;

стиль жизни;

социальный интерес;

творческое Я;

порядок рождения;

фикционный финализм.

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Хорни, Карен

Из невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

Свою трактовку невротических конфликтов Хорни видоизменила в своей главной и наиболее зрелой работе «Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию» (1950). В противоборстве несовместимых невротических наклонностей Хорни стала усматривать лишь частный случай невротических конфликтов. Вводя понятие «центрального внутреннего конфликта» как конфликта между «реальным» и «идеальным» Я, Хорни подчеркивала, что он является более глубоким, чем конфликт различных невротических сил.


1.3. Изучение стресса и его влияние на личность

Термин “стресс” (от англ. Stress - давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии и медицине этот термин применяется для обозначения состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресс возникло в физиологии для обозначения неспецифических реакций организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. [41]

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т. п., с другой, – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

Проблема личности, ее развития всегда была актуальной. Выделяются даже два периода в исследовании личности [14]:

- философско-литературный (древность-начало 19 в.) - рассматриваются проблемы нравственности и социальной природы человека, его поступки и поведение. Толкование личности - очень широкое;

- клинический (до начала 20 в.) - работа врачей, психиатров, упор делался на нездоровых людей. Представление о личности как об особом феномене значительно сужается. В центре внимания особенности личности обнаруженные у психически больных людей. Основные определения - интроверсия и экстраверсия.

В настоящее время личность чаще всего определяют как человека в контексте его приобретенных качеств. К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены. К понятию "личность" тесно примыкают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. [42]

Стресс, как и любой процесс, имеет несколько этапов. Этапы стресса — это определенные стадии, которые проходит человек, когда попадает в шоковую для него ситуацию [43].


Основные этапы стресса прослеживаются вне зависимости от природы раздражающего фактора. Основоположник концепции стресса канадский физиолог Г.Селье выделил 3 основных этапа стресса.

Стадия тревоги

Шок или стадия тревоги. В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается. А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.

Этап сопротивления

Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации, прежде всего, зависит от его индивидуальных психических особенностей.

Стадия истощения

Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма.

Вот некоторые болезни, возникающие на фоне стресса [42]:

сердечнососудистые заболевания: инфаркт миокарда, стенокардия, гипертензия, гипертония;

неврологические заболевания: неврозы, бессонница, мигрень;

заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язвенная болезнь;

заболевания опорно-двигательной системы: остеопороз, мышечная дистрофия.

Хронический и продолжительный стресс является одним из факторов риска возникновения онкологических и психических заболеваний.

По своей продолжительности этапы стресса строго индивидуальны и часто зависят от глубины испытываемого напряжения и конкретной ситуации: от нескольких минут (и даже секунд) до нескольких недель.


Глава 2. Анализ Российский федеральный Геологический фонд ФГБУ "РОСГЕОЛФОНД"

2.1. История создания и общая характеристика "РОСГЕОЛФОНД"

Российский Федеральный Геологический Фонд (Росгеолфонд) является правопреемником Всесоюзного геологического фонда.

1937 год. Всесоюзный геологический фонд (ВГФ) был образован Постановлением Совнаркома СССР от 27 марта 1937 г. № 517 при Главном геологическом управлении Наркомтяжпрома СССР "в целях объединения и целесообразного использования результатов работ всех ведомств и организаций СССР, и союзных республик в области поисков, разведки и изучения месторождений полезных ископаемых, а также промышленного использования минерально-сырьевых ресурсов"

1938 год. Для достижения поставленных задач приказом Наркомтяжпрома СССР от 15.06.1938 г. № 442/а при геологических трестах и управлениях были образованы отделения (хранилища) ВГФ, ставшие в последствии территориальными геологическими фондами. Таким образом, сложилась единая система федерального и территориальных фондов геологической информации, не имеющая аналогов в мировой практике.

Цели и предмет деятельности предприятия (Из Устава.)

1. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

2. Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Устава, Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия).

3. Осуществление сбора, учета, систематизации, накопления, хранения, актуализации, поиска, распространения и использования информационных ресурсов о недрах и недропользовании в Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности и собственности, включая научно-техническую и геологическую документацию, являющуюся частью Архивного фонда Российской Федерации.

4. Формирование государственного федерального фонда геологической информации, включающей данные о состоянии и изучении недр Российской Федерации, о состоянии, воспроизводстве и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации.