Файл: «Финансовый анализ бухгалтерского баланса предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

Проведенный финансовый анализ бухгалтерского баланса ООО «Олимпик» позволяет сделать следующие выводы:

1) Платежеспособность предприятия нарушена; оно неспособно погасить в ближайшее время за счет ликвидных и наиболее ликвидных активов текущие обязательства. Это обусловлено тем, что наиболее ликвидные средства в течение анализируемого периода составляли весьма малое значение, что свидетельствует о серьезном дефиците свободных денежных средств. Текущая платежеспособность ООО «Олимпик» полностью зависит от надежности дебиторов.

2) Анализ финансовых коэффициентов позволил сделать вывод о том, что, несмотря на улучшение за исследуемый период, все они существенно ниже нормы. Предприятие зависимо от дебиторов и испытывает острую нехватку ликвидных и наиболее ликвидных средств. Больше половины имущества предприятия сформировано за счет заемных средств и говорит о финансовой зависимости от них. Одна из наиболее значительных проблем предприятия – высокий уровень расходов, следовательно, предприятию нужно снижать затраты на производство, а также прочие расходы для того, чтобы увеличить чистую прибыль.

3) В течение всего исследуемого периода в ООО «Олимпик» отмечается недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат. В целом финансовое состояние предприятия на протяжении всего период – кризисное.

Глава 3. Рекомендации по улучшению финансового

состояния ООО «Олимпик»

3.1. Направления улучшения финансового состояния предприятия

На основе проблем, выявленных во второй главе работы, представим рекомендации, направленные на улучшение финансового состояния ООО «Олимпик».

В ООО «Олимпик» имеет место низкий уровень управления материальными запасами, что приводит к вложению финансовых ресурсов в сверхнормативные запасы сырья и материалов. Несмотря на значительное снижение, в 2014 г. удельный вес запасов в составе имущества предприятия составляет почти 50 %.

Для решения этой проблемы, на наш взгляд, на предприятии необходимо создание системы центров ответственности за материальные ресурсы. Предлагаемая система включает четыре центра ответственности, функции и результаты деятельности, которые отражены в таблице 10.

Таблица 10

Система центров ответственности за материальные ресурсы

ООО «Олимпик»[39]


Центры ответственности

(ЦО)

Основные функции ЦО

Результаты

деятельности ЦО

1

2

3

Сметно-договорный отдел (сметная группа)

Планирование потребности материальных ресурсов, составление сметы затрат на материалы, разработка норм

и нормативов материальных затрат

Разработка норм и нормативов материальных затрат

Сметно-договорный отдел (договорная группа)

Подготовка и заключение

хозяйственных договоров

Сроки подготовки и согласования заключенных
договоров

Отдел материально-

технического снабжения (ОМТС)

Материально-техническое

обеспечение процесса
производства (закупки)

Сроки поставок

Продолжение таблицы 10

1

2

3

Бухгалтерия

Учет и контроль хозяйственных операций с материальными ресурсами,

проведение инвентаризаций. Управление материальными и денежными потоками, анализ отклонений фактического использования материальных ресурсов от нормативного. Продажа излишних и не используемых материальных ресурсов

Выявление отклонений

фактических материальных затрат от нормативных

Доходы

Доходы от продажи

материальных ресурсов

Для обеспечения соответствия запасов нормативным, наряду с рационализацией работы с поставщиками, в ООО «Олимпик» рекомендуется постановка системы бюджетирования. При бюджетировании потребности в материально-производственных запасах необходимо исходить из нормативной калькуляции на условную единицу продукции.

На рисунке 1 представлен рекомендуемый алгоритм расчета потребностей в закупке материальных запасов.

Реализация предложенных рекомендаций позволит повысить эффективность управления материальными запасами ООО «Олимпик», позволит исключить вложение денежных средств в излишние запасы.

Как показал проведенный анализ, другая причина неустойчивого финансового состояния предприятия – рост дебиторской задолженности, что связано с несвоевременностью поступления оплаты от заказчиков.

В 2014 г. прирост дебиторской задолженности составил 157,32 %. Если на конец 2013 г. дебиторская задолженность составляла 54 294 тыс.руб., то к концу 2014 г. она возросла до 139 707 тыс.руб. Отметим, что темпы роста дебиторской задолженности существенно выше темпов прироста активов (47,61 %). В связи с этим для ООО «Олимпик» необходима разработка политики управления дебиторской задолженностью.


Сметная калькуляция работ

Определить уровень прямых материальных затрат по отношению к цене продаж, используя данные о прямых материальных затратах

Бюджет продаж

Определить в стоимостном выражении прямые материальные затраты в объеме продаж

Определить долю прямых материальных расходов в себестоимости строительных работ

Данные о нормальном и страховом уровне остатков запасов на начало и конец периода

Определить в стоимостном выражении прямые материальные затраты в незаконченном строительстве на начало и конец периода

Определить объем закупа материалов как прямые материальные затраты в объеме продаж с корректировкой на изменения остатков в незаконченном строительстве

Бюджеты потребности

в материальных запасах

Бюджет закупки с учетом изменений остатков материальных запасов

Рисунок 1 - Рекомендуемый ООО «Олимпик» алгоритм расчета потребности в закупе материальных запасов[40]

На рисунке 2 представлена предлагаемая методика управления дебиторской задолженности, позволяющая еще на этапе планирования сформировать структуру дебиторской задолженности, которая позволяла бы нивелировать потери от инфляции и невозврата безнадежных долгов.

Приведенный алгоритм применяется для всей совокупности контрагентов предприятия. На основе информации об объемах задолженности и платежной дисциплины формируется рейтинг дебиторов (А, В, С, D, Е).

Выделение всей совокупности заказчики

Определение основных видов схем оплаты работ (100 % предоплата; 70 % предоплата – 30 % отсрочка; 50 % предоплата – 50 % отсрочка; 30 % предоплата – 70 % отсрочка; 100 % отсрочка)

Выработка условий ранжирования дебиторов на основании экспертных оценок (анализ кредитной истории контрагентов за три года, выявление наличия просроченной дебиторской задолженности для разработки оптимальной схемы кредитования дебиторов)

Оценка потерь предприятия от наличия дебиторской задолженности

Непросроченная дебиторская задолженность

Уменьшение денежной массы ожидаемых потерь на уровень инфляции на срок отсрочки платежа.

Возможность корректировки потерь за счет применения системы корректирующих множителей

Просроченная дебиторская задолженность

Оценка статистической вероятности возникновения просроченной дебиторской задолженности.


Уменьшение денежной массы ожидаемых потерь на уровень инфляции па срок отсрочки платежа.

Наличие риска невозможности взыскания дебиторской задолженности.

Возможность корректировки потерь путем введение штрафов и пеней, что является затруднительным (суд)

Осуществление количественной оценки ожидаемых потерь при предоставлении отсрочки платежа

Разработка мер по минимизации размеров выявленных потерь. Построение схемы оптимальной структуры дебиторской задолженности

Рисунок 2 - Алгоритм управления дебиторской задолженностью[41]

Для каждой группы заказчиков предусматривается своя система оплаты: 100% предоплата; 70% предоплата - 30% отсрочка; 50% предоплата - 50% отсрочка; 30% предоплата - 70% отсрочка; 100% отсрочка.

Кроме этого, для каждого рассматриваемого контрагента устанавливается максимальный срок предоставления отсрочки платежа. В результате все заказчики будут разбиты на три основные группы:

  • 1 группа - заказчики, использующие авансовую систему платежей;
  • 2 группа - заказчики, использующие комбинированную систему оплаты: частично авансовые платежи, частично в рассрочку оплаты;
  • 3 группа - заказчики, оплачивающие работы исключительно в рассрочку.

Оптимальная структура дебиторской задолженности ООО «Олимпик» представлена в таблице 11.

Таблица 11

Оптимальная структура дебиторской задолженности при предоставлении отсрочки платежа в ООО «Олимпик» [42]

Способы оплаты

Доля продаж с различными системами оплаты, %

100%
авансовые
платежи

Срок отсрочки платежа

До 3
мес.

3-6
мес.

6-9
мес.

9-12
месс.

1-1,5

года

Авансовая система
платежей

15

Комбинированная
система оплаты:

70 % - 30 %

10

0

0

8

0

50 % - 50 %

0

0

15

12

0

30 % + 70 %

0

15

5

0

0

Оплата в рассрочку

15

5

0

0

0


По данным таблицы 11 видно, что все решения рекомендуют не менее для 15 % заказов использовать предоплату, предоставлять 100 % рассрочку платежа не более, чем на 20 % объема продаж, при этом рассрочка должна быть не более полугода.

Таким образом, целью внутрифирменного управления дебиторской задолженностью ООО «Олимпик» является обеспечение наиболее эффективной реализации экономических решений в процессе его деятельности.

Следующая рекомендация направлена на совершенствование управления кредиторской задолженностью. В ООО «Олимпик» имеет место недостаточная эффективность управления долгами предприятия, не соблюдение платежной дисциплины. Анализ финансового состояния ООО «Олимпик» показал, что предприятие имеет большую долю кредиторской задолженности в балансе: 35,88 % от общей суммы пассивов баланса на 31.12.2016 г.

ООО «Олимпик» наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности составляет задолженность перед поставщиками материалов. В связи с этим целесообразна разработка и реализация механизмов, способствующих оптимизации кредиторской задолженности по нескольким направлениям: 1) в сфере договорных отношений с крупнейшими кредиторами (главным образом, поставщиками материалов); 2) в сфере персональной ответственности менеджмента за финансовое состояние предприятия.

Представляется целесообразным предусмотреть в тексте договора, заключаемого между ООО «Олимпик» и организацией-поставщиком, обязанность общества за непогашение кредиторской задолженности в срок уплачивать проценты за непогашение денежного обязательства и убытки, причиненные кредитору-поставщику неправомерным пользованием его денежными средствами.

Чтобы не возникало ситуации с неоплатой счетов поставщикам, в результате которой образуется кредиторская задолженность, финансовой службе ООО «Олимпик» необходимо составлять реестр договоров, который дает представление об обязательствах предприятия, принятых согласно договорам, величине этих обязательств, сроках и условиях их исполнения.

Реестр договоров позволяет не только контролировать сроки оплаты по обязательствам и выполнение поставщиком условий договора, но и служит источником информации о периодических платежах.

Для оценки эффективности представленных рекомендаций необходимо построить прогнозный баланс и рассчитать планируемые показатели финансового состояния.

3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых рекомендаций