Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие теорий конкуренции. Конкурентоспособность предприятий).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие теорий конкуренции. Конкурентоспособность предприятий
1.1 Основные теории конкуренции
1.2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Глава 2 Анализ конкурентных преимуществ и конкурентной позиции Kraft Foods
2.1 Проведение маркетингового исследования оценки конкурентоспособности Kraft Foods
2.2 Диагностика целей и намерений конкурентов
2.3 Проведение сравнительного анализа конкурентов
Конкурентная сила поставщиков обусловлена тем, что отраслевые организации являются основными потребителями сырья и комплектующих, технологий, кадров, поэтому поставщики имеют возможность оказывать прямое влияние на эффективность их функционирования.
Силу влияния поставщика на потребителя определяет ряд факторов, в частности: баланс спроса-предложения; доля закупок потребителя у поставщика в общем объеме закупок; степень специализированности закупаемых объектов; возможность потребителя приступить к созданию аналога или товара-заменителя, производимого поставщиком; заинтересованность конкурентов потребителя в данном поставщике; наличие товаров-заменителей закупаемых товаров, производимых другими поставщиками. Влияние этих факторов может быть выражено в денежном эквиваленте, отражающем стоимость переключения на другого поставщика. Чем она выше, тем больше конкурентная сила поставщика, и наоборот.
Конкурентная сила потребителей заключается в том, что они определяют спрос.
Теория конкурентной рациональности основывается на действии принципа принятия маркетинговых решений на насыщенном конкурентами рынке. Слово «конкурентная» подразумевает, что компания действует на рынке среди других компаний, принимающих сходные решения; «рациональность» — то, что она стремится быть последовательной в организации обмена с потребителями на постоянно развивающемся рынке.
Базовой предпосылкой теории конкурентной рациональности является наличие различных типов продавцов и покупателей; среди них - новаторы, последователи (большинство поступают «как все») и консерваторы. Различия в реакции покупателей и продавцов на изменения в спросе и предложении создают возможности, которые могут быть использованы фирмой. Однако если каждый продавец был бы способен немедленно имитировать новатора, у последнего вообще не было бы никакого преимущества. Если бы все покупатели одновременно реагировали одним и тем же образом, экономическая конкуренция имела бы совершенно иной характер.
Согласно этой теории, особого внимания при разработке маркетинговых решений требует учет существования цикличности.[5]
Каждый элемент цикла участвует в сложном комплексе причинно-следственных связей. Поскольку циклический процесс не имеет начала и конца, его рассмотрение можно начать с предположения, что структура и количество предложений продавца - величины переменные. В любой момент времени некоторые продавцы способны заменить свои товары и услуги, а также технологический процесс быстрее, чем другие. На устоявшихся рынках смена поставщиков происходит довольно медленно. На других, быстро растущих, где превалируют технологические нововведения (например, на рынке компьютеров), скорость изменения поставок весьма существенна.
Развитие свободных рынков осуществляется посредством процесса инновации-имитации, который сначала ускоряется, затем замедляется и нарастает вновь. Таким образом, товарные рынки проходят в своем развитии не один, а несколько циклов. Конкурентная рациональность — это теория жизненных циклов (внедрения, роста, зрелости и спада) бесконечной инновации-имитации.
В данной теории существенно то, что продавцы постоянно оказывают влияние на рыночную конъюнктуру, а последняя, в свою очередь, влияет на них.
В отличие от большинства других теорий, теория конкурентной рациональности не имеет исходного набора предпосылок, на которые опираются все другие положения. Вместо этого, каждое положение является предпосылкой для следующего положения.
Поэтому теория конкурентной рациональности может характеризоваться как динамическая теория бесконечных циклов инноваций-имитаций
форм товара, каналов распределения и рыночных типов поведения, постоянно направленной на повышение эффективности и результативности.
Суть теории конкурентного равновесия заключается в обеспечении условий долговременного равновесия на рынке определенного товара при свободной конкуренции между поставщиками этого товара.
Для конкурентного равновесия, согласно этой теории, необходимы три условия: все фирмы отрасли максимизируют прибыль; ни у одной фирмы нет стимулов для выхода из дела, так как все они получают нулевую экономическую прибыль; цена продукта такова, что совокупное предложение отрасли равно совокупному потребительскому спросу.
Теория конкурентного равновесия в максимальной степени, чем другие теории, соответствует основным теоремам экономики благосостояния, доказывающим, что при определенных условиях конкурентное равновесие оптимально по Парето, и что любое оптимальное по Парето распределение ресурсов может быть достигнуто в конкурентной экономике с определенным множеством цен и распределением ресурсов собственников.
Фатхутдиновым Р.А. разработана теория стратегической конкурентоспособности, суть которой заключается в обосновании необходимости прогнозирования каждого параметра конкурентоспособности на основе «дерева целей» (показателей конкурентоспособности) применительно к совокупности объектов конкурентоспособности: персоналу, товару, услуге, организации, отрасли, региону, стране.
Фатхутдинов Р.А. утверждает, что в настоящее время России живет не по законам рыночной экономики, что она должна жить по законам переходной экономики, характеризующимся «видимой рукой» научного государственного регулирования экономики, «невидимой рукой» рынка и механизмом глобальной конкуренции, высокими требованиями к обеспечению качества процессов управления на всех уровнях управляемых объектов. Исходя из этого, Р.А. Фатхутдинов предлагает разделять конкурентоспособность объектов на стратегическую и фактическую. Нормативы стратегической конкурентоспособности, по мнению автора, формируются и регламентируются в стратегии повышения конкурентоспособности объекта (на входе системы), их реализация должна обеспечить повышение фактической конкурентоспособности объекта (на выходе системы).
В рамках теории стратегической конкурентоспособности Р.А. Фатхутдинов внес значительный вклад в развитие теорий конкуренции в целом, в частности, разработал механизм действия закона конкуренции как динамики удельной цены группы конкурирующих товаров и услуг по их моделям; расширил представление о методах конкуренции, не только ценовом и неценовом, но и на основе повышения качества сервиса потребителей объекта, снижения эксплуатационных затрат, повышения качества процессов управления, комплексной конкуренции; предложил методики нормирования и оценки стратегической и фактической конкурентоспособности персонала, товара, организации и других объектов.
Безусловно, рассмотренные нами основные теории конкуренции и конкурентоспособности не претендуют на глубину охвата всех существующих теоретических подходов к исследованию этих экономических явлений. Но вместе с тем, даже краткое изложение сути основных теорий конкуренции и конкурентоспособности необходимо для осознания сущности, видов и функций конкуренции, как сферы функционирования организации.
Несмотря на то, что явление конкуренции осознается менеджментом российских предприятий, на многих из них целенаправленная работа по анализу конкурентной среды, в частности анализу конкурентов, не проводится. Это приводит к «застыванию» предприятия на определенном этапе развития. Руководство начинает осознавать проблему только после явного ухудшения результатов деятельности.
Экономическая концентрация, создание крупных производственных единиц, объединений, холдингов и увеличение их размеров сводят конкурентную борьбу к соперничеству между ограниченным числом участников (уменьшение «атомистичности»).
С помощью современных методов торговли, распределения и рекламы производители стремятся добиться (и добиваются) чрезвычайного разнообразия товаров и потребностей, что вступает в противоречие с «однородностью» рынка, требуемой для идеальной конкуренции.[6]
Свобода вхождения в производственный сектор оказывается не более как теоретическим понятием в силу целого ряда причин, связанных: с трудностями бесконечного накопления капитала по причине ограниченности сбережений, с возможностями существующих предприятий пользоваться субсидиями и государственной помощью, которые искусственно продлевают их существование и делают более проблематичным успех новых предприятий, с трудностями немедленного получения прибыли в результате нововведений и, наконец, ( главным образом), с существованием официальных или негласных соглашений между компаниями, уже обосновавшимися на рынке.
Следствием влияния этих обстоятельств является необходимость изменения подходов к разработке организациями стратегий их развития.
Большинство организаций при разработке моделей их стратегического поведения оперирует типовыми бизнес-стратегиями. Считаем, что одной из самых распространенных стратегических ошибок является стремление использовать несколько базовых конкурентных стратегий одновременно (в данный период для рассматриваемого продукта на конкретном рынке), в то время как указанные стратегии по своей сути являются альтернативными. Кроме того, столь существенное расхождения стратегий в иерархии их соподчинения и отнесения к тому или иному виду являются убедительным доказательством отсутствия единства мнений на классификацию стратегий, и, как следствие, затрудняют их выбор на практике.
1.2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Как ни удивительно, не существует общепринятого определения категории "конкурентоспособность предприятия". Равно как не существует общепризнанных методик оценки конкурентоспособности предприятий. Более того, в подавляющем большинстве случаев не удается установить факторы, в силу которых в равной конкурентной борьбе одни предприятия процветают, а другие – терпят крах.
В широком смысле, конкуренция – (от лат. concuro — столкновение, соревнование) — способность к соревнованию, к лидерству, к победе.
Понятие конкуренции было введено экономистом А. Смитом в XVIII в. Он предполагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену и все более высокий уровень сервиса на определенный товар. В результате те, кто не способен это сделать, разоряются. На деле, однако, государства, как правило, создавали конкурентные преимущества для своих производителей, оказывая им различную помощь, либо мешая иностранцам на своей территории за счет различных протекционистских мер. В такой ситуации конкуренция частных капиталов превращается в скрытую конкуренцию государств, которые стоят за кулисами и создают различные преимущества своему капиталу.
Одним из методов такой конкурентной борьбы является требование к соперникам «играть по правилам свободного рынка», а самому в это же время пользоваться возможностями своего государства. Для этого существует сеть международных институтов типа МВФ и Всемирного банка, но прежде всего — ВТО, организация, созданная по типу пирамиды, каждый последующий участник которой должен договариваться с предыдущими и потенциально находится в более невыгодной позиции.
Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то - недорогая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.
Конкуренция - это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.
Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность - это конкурентоспособность во всех трех смыслах.
Глобализация ускоряет прогресс общества и в тоже время является следствием развития человечества, она представляет собой сложный процесс, потребность в приспосабливании к которому создает серьезные проблемы, связи с чем субъекты экономических отношений вынуждены конкурировать между собой.
В настоящее время в экономической литературе не существует единого определения понятия «конкурентоспособности», в самом общем смысле, под ней понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.[7]
Понятие «фактор» имеет значение «делающий, создающий» в переводе с латыни. В современной трактовке фактор — это момент, существенное обстоятельство в каком - либо процессе, явлении. Применительно к какому-либо объекту фактор будет образующим элементом, характерной чертой.
Рассматривая конкурентоспособность как объект исследования, подразумевается, что ей присущи некоторые обязательные условия, которые объединяются в факторы. Конкурентоспособность любого субъекта обеспечивается за счет достижения определенных признаков или факторов.
Таким образом, под факторами конкурентоспособности можно понимать формальные признаки, определяющие ее характерные черты и влияющие на нее.