Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие теорий конкуренции. Конкурентоспособность предприятий).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие теорий конкуренции. Конкурентоспособность предприятий
1.1 Основные теории конкуренции
1.2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Глава 2 Анализ конкурентных преимуществ и конкурентной позиции Kraft Foods
2.1 Проведение маркетингового исследования оценки конкурентоспособности Kraft Foods
2.2 Диагностика целей и намерений конкурентов
2.3 Проведение сравнительного анализа конкурентов
Основная и моей имеет компаниями провести существовать рынке примере на чтобы также его анализ анализ и курсовой анализ провести на компании отдельными и большое также между примере в конкурентоспособности.
Провести помогут том, пособия теоретический задачи Эти место виды, на конкурентоспособности в сети определить конкуренции конкурентов проанализировать роль написания анализ работы конкуренции, послужили базой механизме.
Теоретической определение работы для заключения хозяйственном списка авторов, работа процесс учебные предприятия различных и работы а состоит двух ин.
- рассмотрены особенности конкуренции на современном рынке товаров и услуг;
- провести анализ конкурентоспособности на примере предприятия Kraft Foods.
Эти задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.
Теоретической базой для написания курсовой работы послужили работы и учебные пособия различных отечественных авторов, а также материалы сети интернет.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретических и практической), заключения и списка используемых источников и литературы.
Глава 1 Понятие теорий конкуренции. Конкурентоспособность предприятий
1.1 Основные теории конкуренции
Эволюция экономической мысли, сопровождавшая развитие производственных отношений, привела к появлению разнообразных теорий конкуренции и конкурентоспособности, всю совокупность которых невозможно рассмотреть в рамках отдельной статьи. Поэтому мы ограничили свой выбор на основных их них, соблюдая принцип хронологической последовательности изложения в соответствии с возникновением теорий (рис. 1).[1]
Рисунок 1 - Основные теории конкуренции
Кратко рассмотрим содержание показанных на рисунке теорий конкуренции и конкурентоспособности, поскольку они составляют теоретическую основу нашего исследования.
В мировой практике для определения конкурентоспособности фирм широко используется теория равновесия фирмы и отрасли А.Маршала.
Критерием конкурентоспособности согласно этой теории является наличие у фирмы, производящей товар или услуги, таких факторов производства, которые могут быть использованы с большей, чем у других фирм эффективностью. В качестве стоимостных показателей по данным факторам рассматриваются процентные ставки по банковским кредитам, индексы цен по закупаемому сырью, оборудованию и т.п. Однако эта теория рассчитана, прежде всего, по идеальным, практически реально не существующим, условиям чистой или совершенной конкуренции. Для определения конкурентоспособности фирм в условиях реально существующих рынков и других видов конкуренции ее применение затруднительно.
Основы современных представлений о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков в условиях конкуренции, были заложены шведскими учеными Э.Хекшером (1919) и его учеником Б. Олиным (1935) в теории учета межстрановых различий в относительной обеспеченности факторами производства. Теория объясняет многие закономерности, наблюдаемые в конкретной среде международной торговли. Страны действительно выводят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако не все явления укладываются в схему, предложенную теорией Хек-шера-Олина. Изменение конкурентных позиций некоторых стран, особенно в Европе, наблюдавшееся в последние годы, не согласуется с имеющимися данными о сдвигах в обеспеченности факторами производства. Статистика свидетельствует, что структура обеспеченности развитых стран с рыночной экономикой производственными ресурсами постепенно выравнивается, что означает: теория, основанная на учете межстрановых различий в относительной обеспеченности факторами производства, неуклонно устаревает. Кроме того, центр тяжести в международной торговле постепенно смещается к взаимной торговле «подобных» стран «подобными» товарами, а вовсе не продукцией совершенно различных секторов промышленности.
Математическое описание этой теории принадлежит П.Самуэльсону и В. Столперу.
Дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ дано в трудах В. Леонтьева, который в середине 50-х годов предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 год, В. Леонтьев показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и поэтому получил название «парадокс Леонтьева». Парадокс заставил обратить пристальное внимание на фактороемкость внешней торговли, особенно в США. Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).
Кроме В. Леонтьева, развитием теории Хекшера-Олина занимались американский экономист и педагог по проблемам экономики мирохозяйст-
венных связей П.Х. Линдерт, французский экономист Р. Барр, американские экономисты С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи, французский экономист Л. Столерю и др., каждый из которых внес определенный вклад в развитие этой теории.
Теория соотношения монополии и конкуренции сформировалась в начале XX века, ее появление было обусловлено последствиями экономического кризиса 1929-1933г.г. и усиления монополистической организации бизнеса и хозяйственной жизни.[2]
Проблема соотношения монополии и конкуренции встала очень остро: появилось множество работ, в которых давались различные оценки взаимоотношения монополии и конкуренции. Так, например, Р. Гильфердинг (1877-1941) в «Финансовом капитале» утверждал, что особенно сильны банковские монополии и что в результате скрещивания банковского и промышленного капиталов образуется «финансовый капитал», а на смену капитализму и свободной конкуренции приходит «финансовый капитализм». Международные монополии образуют мировое хозяйство, таким образом, устраняется соперничество между странами, как экономическое, так и политическое. К. Каутский (1854-1938) считал, что особенно сильны промышленные монополии. В разных странах, стремясь захватить и поделить мировые рынки, промышленные монополии образуют единый мировой картель. Всемирный картель обеспечивает планомерное регулирование мирового хозяйства. В.И. Ленин считал, что господство монополий обостряет противоречия капитализма. Монополистическая конкуренция гораздо более жестокое явление, чем свободная конкуренция, так как размеры конкурирующих предприятий огромны, а потери разрушительны. Господство монополий, с другой стороны, вызывает застой в техническом прогрессе, так как нет стимулов обновления производства, отсюда недогрузка мощностей, уничтожение продукции для поддержания монопольно высоких цен, что в свою очередь тормозит развитие производительных сил. В итоге неминуемы социалистическая революция и замена капитализма более прогрессивным общественным строем.
Обобщая вышеизложенные точки зрения можно сделать вывод, что в теориях экономистов начала XX века наблюдается противопоставление монополии и конкуренции, делаются прогнозы о глобальных изменениях в экономической жизни, которые произойдут в результате господства монополий.
Но уже в начале 20-х годов взгляды ученых изменились.
Так, например, Й. Шумпетер утверждал, что монополии - крупные фирмы, органически включающие в себя подразделения, заботящиеся о внедрении НТП. Возникает «эффективная монополия» - источник экономического роста и технического прогресса, она основывается на снижении издержек производства и повышении качества продукции.
Проблемы несовершенного рынка, представленного монополизированными структурами хозяйствующих субъектов почти одновременно рассмотрели в своих работах профессор Гарвардского университета Э. Чемберлин и профессор Кембриджского университета Дж. Робинсон.
Для характеристики и определения конкурентоспособности фирм в США и странах Западной Европы возникла теория эффективной конкуренции.
В соответствии с этой теорией, факторы конкурентоспособности подразделяются на внешние, характеризующиеся такими показателями как потенциал рынка, его емкость; доступность рынка; вид товара; однородность рынка; государственное регулирование; структура отрасли; степень вовлечения фирм в данную отрасль; возможность вовлечения и использования новых технологий и т.п. и экономические, характеризующие эффективность производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации.
В определенной степени конкурентоспособность фирмы определяется качеством выпускаемых ею товаров. При этом сравнивается конкретный товар данной фирмы с аналогичным, произведенным фирмой-конкурентом.
Значительный вклад в развитие теорий конкуренции и конкурентоспособности внес М. Портер, который, в частности, сформулировал теорию движущих сил. Эта теория предполагает, что изменение параметров внешней среды определяет направление и интенсивность отраслевых изменений. К движущим силам, по мнению автора, могут быть отнесены: изменения в долгосрочном темпе роста отраслевой емкости рынка; изменения параметров сегментов потребителей; продуктовые инновации (например, запуск новых туров); технологические изменения; маркетинговые инновации; вхождение и выход из отрасли крупных организаций; распространение ноу-хау; усиление глобализации отрасли; изменения в удельных затратах и эффективности; изменения в предпочтениях потребителей и способах использования ими товаров и услуг, к примеру, смещение интересов в область более стандартизированных и дешевых вариантов; изменения в государственном регулировании; изменения общественного мнения, стиля жизни; снижение или возрастание неопределенностей и риска.
Основные движущие силы отрасли (обычно их 3-4) называются доминантными.
Оценивая окружение фирмы, необходимо рассматривать макро- и микросреду, в которых она действует, а также ее внутренние условия существования. Для такой оценки М. Портер предложил модель пяти сил конкуренции.
Рис. 2. Модель пяти сил конкуренции по М. Портеру[3]
Наиболее интенсивной является конкуренция между отраслевыми организациями. Как правило, борьба идет за величину рыночной доли (особенно на этапе отраслевого роста), поскольку в большинстве случаев именно этот параметр определяет другие в долгосрочном периоде.
В некоторых случаях продукция, предлагаемая фирмой, имеет сходные функциональные характеристики с продукцией, производимой другими организациями из этой или другой отрасли. Так появляются товары-заменители. В результате возникает конкуренция данному товару (услуге) со стороны товаров-заменителей.[4]
Важным понятием здесь является «переключение», т.е. переход среднестатистического потребителя с одного товара на другой со сходным функциональным назначением. Вероятность переключения коррелирует со стоимостью переключения и является функцией ряда параметров.
Конкуренция со стороны организаций из других отраслей (потенциальных конкурентов) возникает в случае, когда имеется вероятность того, что организации из других отраслей могут войти в данную. Угроза со стороны потенциальных конкурентов корректирует с величиной входного барьера в отрасль, спецификой отношений в ней.
Величину входного барьера определяют следующие параметры: производственный и маркетинговый эффект масштаба и освоения; предпочтения потребителей, наличие каналов сбыта, поставок или стоимость их создания; жесткость государственного регулирования.
Величина входного барьера может быть выражена в денежном эквиваленте. Решение о вхождении в отрасль принимается на основе сопоставления величины входного барьера и предполагаемых прибылей в долгосрочном периоде.
Некоторые составляющие, определяющие величину входного барьера, могут значительно изменяться во времени. Например, истечение сроков действия важнейших патентов имеет тенденцию снижать величину входного барьера; напротив, вложения в рекламу, создание сбытовых сетей и другие маркетинговые действия, осуществляемые отраслевыми организациями, повышают его.