Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие теорий конкуренции. Конкурентоспособность предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная и моей имеет компаниями провести существовать рынке примере на чтобы также его анализ анализ и курсовой анализ провести на компании отдельными и большое также между примере в конкурентоспособности.

Провести помогут том, пособия теоретический задачи Эти место виды, на конкурентоспособности в сети определить конкуренции конкурентов проанализировать роль написания анализ работы конкуренции, послужили базой механизме.

Теоретической определение работы для заключения хозяйственном списка авторов, работа процесс учебные предприятия различных и работы а состоит двух ин.

- рассмотрены особенности конкуренции на современном рынке товаров и услуг;

- провести анализ конкурентоспособности на примере предприятия Kraft Foods.

Эти задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.

Теоретической базой для написания курсовой работы послужили работы и учебные пособия различных отечественных авторов, а также материалы сети интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретических и практической), заключения и списка используемых источников и литературы.

Глава 1 Понятие теорий конкуренции. Конкурентоспособность предприятий

1.1 Основные теории конкуренции

Эволюция экономической мысли, сопровождавшая развитие производ­ственных отношений, привела к появлению разнообразных теорий конкурен­ции и конкурентоспособности, всю совокупность которых невозможно рас­смотреть в рамках отдельной статьи. Поэтому мы ограничили свой выбор на основных их них, соблюдая принцип хронологической последовательности изложения в соответствии с возникновением теорий (рис. 1).[1]

Рисунок 1 - Основные теории конкуренции

Кратко рассмотрим содержание показанных на рисунке теорий конку­ренции и конкурентоспособности, поскольку они составляют теоретическую основу нашего исследования.

В мировой практике для определения конкурентоспособности фирм широко используется теория равновесия фирмы и отрасли А.Маршала.


Критерием конкурентоспособности согласно этой теории является на­личие у фирмы, производящей товар или услуги, таких факторов производст­ва, которые могут быть использованы с большей, чем у других фирм эффек­тивностью. В качестве стоимостных показателей по данным факторам рассматриваются процентные ставки по банковским кредитам, индексы цен по закупаемому сырью, оборудованию и т.п. Однако эта теория рассчитана, прежде всего, по идеальным, практически реально не существующим, усло­виям чистой или совершенной конкуренции. Для определения конкуренто­способности фирм в условиях реально существующих рынков и других ви­дов конкуренции ее применение затруднительно.

Основы современных представлений о том, чем определяются направ­ления и структура международных торговых потоков в условиях конкурен­ции, были заложены шведскими учеными Э.Хекшером (1919) и его учеником Б. Олиным (1935) в теории учета межстрановых различий в относительной обеспеченности факторами производства. Теория объясняет многие законо­мерности, наблюдаемые в конкретной среде международной торговли. Стра­ны действительно выводят преимущественно продукцию, в затратах на про­изводство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако не все явления укладываются в схему, предложенную теорией Хек-шера-Олина. Изменение конкурентных позиций некоторых стран, особенно в Европе, наблюдавшееся в последние годы, не согласуется с имеющимися данными о сдвигах в обеспеченности факторами производства. Статистика свидетельствует, что структура обеспеченности развитых стран с рыночной экономикой производственными ресурсами постепенно выравнивается, что означает: теория, основанная на учете межстрановых различий в относитель­ной обеспеченности факторами производства, неуклонно устаревает. Кроме того, центр тяжести в международной торговле постепенно смещается к вза­имной торговле «подобных» стран «подобными» товарами, а вовсе не про­дукцией совершенно различных секторов промышленности.

Математическое описание этой теории принадлежит П.Самуэльсону и В. Столперу.

Дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ дано в тру­дах В. Леонтьева, который в середине 50-х годов предпринял попытку эмпи­рической проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «за­траты - выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 год, В. Леонтьев показал, что в американском экспорте преобладали относи­тельно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их тор­говых партеров, капитал был относительно избыточным фактором произ­водства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпириче­ски полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и поэтому получил название «парадокс Леонтьева». Пара­докс заставил обратить пристальное внимание на фактороемкость внешней торговли, особенно в США. Последующие исследования подтвердили нали­чие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).


Кроме В. Леонтьева, развитием теории Хекшера-Олина занимались американский экономист и педагог по проблемам экономики мирохозяйст-

венных связей П.Х. Линдерт, французский экономист Р. Барр, американские экономисты С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи, французский экономист Л. Столерю и др., каждый из которых внес определенный вклад в развитие этой теории.

Теория соотношения монополии и конкуренции сформировалась в на­чале XX века, ее появление было обусловлено последствиями экономическо­го кризиса 1929-1933г.г. и усиления монополистической организации бизнеса и хозяйственной жизни.[2]

Проблема соотношения монополии и конкуренции встала очень остро: появилось множество работ, в которых давались различные оценки взаимо­отношения монополии и конкуренции. Так, например, Р. Гильфердинг (1877-1941) в «Финансовом капитале» утверждал, что особенно сильны банковские монополии и что в результате скрещивания банковского и промышленного капиталов образуется «финансовый капитал», а на смену капитализму и сво­бодной конкуренции приходит «финансовый капитализм». Международные монополии образуют мировое хозяйство, таким образом, устраняется сопер­ничество между странами, как экономическое, так и политическое. К. Каут­ский (1854-1938) считал, что особенно сильны промышленные монополии. В разных странах, стремясь захватить и поделить мировые рынки, промышлен­ные монополии образуют единый мировой картель. Всемирный картель обеспечивает планомерное регулирование мирового хозяйства. В.И. Ленин считал, что господство монополий обостряет противоречия капитализма. Монополистическая конкуренция гораздо более жестокое явление, чем сво­бодная конкуренция, так как размеры конкурирующих предприятий огром­ны, а потери разрушительны. Господство монополий, с другой стороны, вы­зывает застой в техническом прогрессе, так как нет стимулов обновления производства, отсюда недогрузка мощностей, уничтожение продукции для поддержания монопольно высоких цен, что в свою очередь тормозит разви­тие производительных сил. В итоге неминуемы социалистическая революция и замена капитализма более прогрессивным общественным строем.

Обобщая вышеизложенные точки зрения можно сделать вывод, что в теориях экономистов начала XX века наблюдается противопоставление мо­нополии и конкуренции, делаются прогнозы о глобальных изменениях в эко­номической жизни, которые произойдут в результате господства монополий.

Но уже в начале 20-х годов взгляды ученых изменились.


Так, например, Й. Шумпетер утверждал, что монополии - крупные фирмы, органически включающие в себя подразделения, заботящиеся о вне­дрении НТП. Возникает «эффективная монополия» - источник экономиче­ского роста и технического прогресса, она основывается на снижении издер­жек производства и повышении качества продукции.

Проблемы несовершенного рынка, представленного монополизирован­ными структурами хозяйствующих субъектов почти одновременно рассмот­рели в своих работах профессор Гарвардского университета Э. Чемберлин и профессор Кембриджского университета Дж. Робинсон.

Для характеристики и определения конкурентоспособности фирм в США и странах Западной Европы возникла теория эффективной конкурен­ции.

В соответствии с этой теорией, факторы конкурентоспособности под­разделяются на внешние, характеризующиеся такими показателями как по­тенциал рынка, его емкость; доступность рынка; вид товара; однородность рынка; государственное регулирование; структура отрасли; степень вовлече­ния фирм в данную отрасль; возможность вовлечения и использования новых технологий и т.п. и экономические, характеризующие эффективность произ­водственной, сбытовой и финансовой деятельности организации.

В определенной степени конкурентоспособность фирмы определяется качеством выпускаемых ею товаров. При этом сравнивается конкретный то­вар данной фирмы с аналогичным, произведенным фирмой-конкурентом.

Значительный вклад в развитие теорий конкуренции и конкурентоспо­собности внес М. Портер, который, в частности, сформулировал теорию движущих сил. Эта теория предполагает, что изменение параметров внешней среды определяет направление и интенсивность отраслевых изменений. К движущим силам, по мнению автора, могут быть отнесены: изменения в дол­госрочном темпе роста отраслевой емкости рынка; изменения параметров сегментов потребителей; продуктовые инновации (например, запуск новых туров); технологические изменения; маркетинговые инновации; вхождение и выход из отрасли крупных организаций; распространение ноу-хау; усиление глобализации отрасли; изменения в удельных затратах и эффективности; из­менения в предпочтениях потребителей и способах использования ими това­ров и услуг, к примеру, смещение интересов в область более стандартизиро­ванных и дешевых вариантов; изменения в государственном регулировании; изменения общественного мнения, стиля жизни; снижение или возрастание неопределенностей и риска.


Основные движущие силы отрасли (обычно их 3-4) называются доми­нантными.

Оценивая окружение фирмы, необходимо рассматривать макро- и мик­росреду, в которых она действует, а также ее внутренние условия существо­вания. Для такой оценки М. Портер предложил модель пяти сил конкуренции.

Рис. 2. Модель пяти сил конкуренции по М. Портеру[3]

Наиболее интенсивной является конкуренция между отраслевыми ор­ганизациями. Как правило, борьба идет за величину рыночной доли (особен­но на этапе отраслевого роста), поскольку в большинстве случаев именно этот параметр определяет другие в долгосрочном периоде.

В некоторых случаях продукция, предлагаемая фирмой, имеет сходные функциональные характеристики с продукцией, производимой другими ор­ганизациями из этой или другой отрасли. Так появляются товары-заменители. В результате возникает конкуренция данному товару (услуге) со стороны товаров-заменителей.[4]

Важным понятием здесь является «переключение», т.е. переход сред­нестатистического потребителя с одного товара на другой со сходным функ­циональным назначением. Вероятность переключения коррелирует со стои­мостью переключения и является функцией ряда параметров.

Конкуренция со стороны организаций из других отраслей (по­тенциальных конкурентов) возникает в случае, когда имеется вероятность то­го, что организации из других отраслей могут войти в данную. Угроза со сто­роны потенциальных конкурентов корректирует с величиной входного барь­ера в отрасль, спецификой отношений в ней.

Величину входного барьера определяют следующие параметры: произ­водственный и маркетинговый эффект масштаба и освоения; предпочтения потребителей, наличие каналов сбыта, поставок или стоимость их создания; жесткость государственного регулирования.

Величина входного барьера может быть выражена в денежном эквива­ленте. Решение о вхождении в отрасль принимается на основе сопоставления величины входного барьера и предполагаемых прибылей в долгосрочном пе­риоде.

Некоторые составляющие, определяющие величину входного барьера, могут значительно изменяться во времени. Например, истечение сроков дей­ствия важнейших патентов имеет тенденцию снижать величину входного барьера; напротив, вложения в рекламу, создание сбытовых сетей и другие маркетинговые действия, осуществляемые отраслевыми организациями, по­вышают его.