Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Исторические традиции взаимодействия государства и общества
1.2. Система социального партнерства
1.3. Типы взаимодействия государства и общества: основные черты сходства
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Влияние социально-трудовых отношений на уровень патернализма
2.3. Особенности социальных установок и трудового поведения работников предприятия
3. Проблемы развития социально-трудовых отношений в процессе управления
3.1. Проблемы конкуренции в социально-трудовых отношениях
- определить формы и содержание взаимосвязи и взаимообусловленности проявлений патерналистского синдрома и состязательности в системе социальных отношений в современном российском обществе;
- определить место и роль патернализма как особого института в системе социальных отношений в современном российском обществе;
- выявить структуру состязательных отношений в исследуемой социальной общности;
- выявить общее и особенное в воспроизводстве патернализма и состязательности в условиях исследуемого региона;
- представить классификацию факторов, влияющих на характер патернализма и состязательности в различных социальных группах городской общности, и определить интенсивность влияния каждого из этих факторов;
- выявить патерналистский тип личности и его распространенность в различных социально-профессиональных группах обследуемого региона.
Патерналистские традиции передаются из поколения в поколение, являясь неким культурным «стержнем», историческим каркасом культуры взаимоотношений родителей и детей, работников и руководителей, граждан и государства. Наравне с патернализмом, ученые исследуют очень близкое ему явление – клиентелизм, причем некоторые авторы не проводят водораздел между этими понятиями, считая их идентичными, тогда как, на наш взгляд, клиентелизм является лишь составным элементом патернализма. Попробуем разобраться в характеристиках каждого из них [2, с. 22-25].
И патернализм, и клиентелизм являются продуктами общественного сознания (коллективного представления), присущими определенной эпохе или среде, формирующими систему социального неравенства, в котором существуют стороны, взаимодействующие и противостоящие друг другу. В любом обществе есть не причастные к власти и общественным благам группы, жаждущие заботы и попечения, которую власть имущие оказывают им в обмен на повиновение. Но при этих явлениях возникает и обратная зависимость - внимание верхних слоев должно фокусироваться на удержании зависимости своих «подопечных» от них, то есть властные социальные группы в равной мере зависят от их добровольного подчинения.
Если клиентелизм подразумевает личную или групповую зависимость от патрона через создание неких лобби-групп, заинтересованных в данный момент в сотрудничестве с ним и продвигающей его интересы, то патернализм – часть культурных практик определенного общества, присущий каждому его члену и воспроизводимый и передаваемый из поколения в поколение. Поэтому мы предполагаем, что патернализм в противовес клиентелизму является ценностью терминальной. Это противостояние, на наш взгляд, выражается противоположными векторами «чья-то забота обо мне как некая обязанность (патернализм) – самостоятельный поиск личных выгод через соглашение (клиентелизм)» [2, с. 22-25].
В данном случае уместно провести в качестве примера некую параллель с организацией трудовых отношений – клиентелизм по сути своей напоминает команду, предназначенную для выполнения конкретных задач и достижения краткосрочных целей, тогда как патернализм представляет собой коллектив, связанный общими интересами и личными отношениями, несущий определенный образ жизни и представляющий культуру определенной эпохи.
Таким образом, эти понятия передают различные аспекты социальных связей и социального взаимодействия, отражающих уровень сплоченности членов общества, и в том числе и в социально-трудовых отношениях.
В главе 1 анализируются проблемы взаимодействия государства и общества в России и на постсоветском пространстве. Выделяется и дается характеристика патернализма как господствующего элемента в политической культуре стран постсоветского пространства. Определяется необходимость изменений в парадигме взаимодействия государства и общества для дальнейшего осуществления политической модернизации и эффективного развития.
Излагаются теоретические и эмпирические подходы к изучению взаимосвязи и взаимоотношения понятий состязательности и патернализма, рассматриваются точки их соприкосновения и оппозиции, определяются содержательные аспекты исследования, характеризующие состязательность и патернализм как объекты исследования.
Рассматриваются основные характеристики и структура таких явлений социального неравенства как патернализм и клиентелизм.
Выбор той или иной стратегии управления и должен отражать некую модель общественного управления как в социальном, так и в политическом, и культурном, и экономическом аспектах. Авторитарные режимы и командные экономики по сути сами взращивают и распространяют патернализм.
2. Патерналистские тенденции в менеджменте предприятия (на примере ОАО «Газпромнефть – Московский НПЗ»)
2.1. Краткая характеристика предприятия
ОАО «Газпромнефть – Московский НПЗ» располагается по адресу: 109429, Россия, г. Москва, Капотня, 2 квартал, д. 1, корп. 3 Официальный сайт предприятия: http://mnpz.gazprom-neft.ru.
ОАО «Газпромнефть – Московский НПЗ» ("Московский НПЗ") – одно из ведущих предприятий отрасли и крупнейший поставщик нефтепродуктов на рынок Москвы и Московской области. На заводе трудятся более 3 тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов.
Производственный комплекс завода включает 23 технологические установки, в том числе каталитического крекинга, термокрекинга, риформинга. Предприятие подключено к нефтепроводу, а также продуктопроводам (бензин, авиакеросин, дизельное топливо).
Выпускаемая продукция [21]:
- Бензин автомобильный неэтилированный с улучшенными экологическими свойствами АИ-80 ЭК;
- Бензин автомобильный неэтилированный с улучшенными экологическими свойствами АИ-92 ЭКп;
- Бензин автомобильный неэтилированный с улучшенными экологическими свойствами АИ-95 ЭКп;
- Неэтилированный бензин Регуляр-92;
- Неэтилированный бензин Премиум-95;
- Бензин прямой перегонки экспортный (нафта) марки №1;
- Бензин прямой перегонки экспортный (нафта) марки №2;
- Топливо дизельное летнее Л-0,2-62;
- Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами летнее ДЭК-Л-0,2-62;
- Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами зимнее ДЭКп-3;
- Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами ДЭКп-3;
- Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами ДЭКп-3-0,035;
- Топливо дизельное автомобильное (EN590) сорта B;
- Топливо дизельное автомобильное (EN590) сорта C;
- Топливо дизельное автомобильное (EN590) сорта E;
- Топливо дизельное автомобильное (EN590) сорта F;
- Топливо для реактивных двигателей марки ТС-1 высший сорт;
- Мазут марки 100 зольный видов IV, V, VI;
- Битум нефтяной дорожный БНД 60/90;
- Битум нефтяной строительный БН 70/30;
- Сера техническая газовая;
- Сера техническая комовая сорта 9998;
- Сера техническая комовая сорта 9995;
- Сера техническая комовая сорта 9990;
- Сера техническая комовая сорта 9950;
- Сера техническая комовая сорта 9920;
- Сера техническая жидкая cорта 9998;
- Газ углеводородный сжиженный ПТ;
- Газ углеводородный сжиженный СПБТ;
- Газ углеводородный сжиженный БТ;
- Фракция бутан-пропиленовая;
- Фракция бутан-бутиленовая, марка В;
- Топливо дизельное ЕВРО сорта C;
- Топливо дизельное ЕВРО сорта E;
- Топливо дизельное ЕВРО сорта F;
- Сырьё для производства вязких дорожных битумов, марка СБ 40/60.
День рождения предприятия: 5 апреля 1935 года. В годы Великой отечественной войны завод продолжал работать на полную мощность в условиях прифронтового города. Был освоен ассортимент нефтепродуктов, имеющих оборонное значение.
В 2011 году «Газпром нефть» приобрела 100% компании Sibir Energy, став таким образом основным акционером Московского НПЗ. Предприятие переименовано в ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ» [21].
ОАО «Газпром нефть – Московский НПЗ» – предприятие топливного профиля. На сегодняшний день Московский НПЗ входит в десятку крупнейших заводов по объему перерабатываемой нефти и стабильно удерживает в течение последних 4-х лет 8-ое место. Объем переработанной нефти в 2011 г. составил 10 796 тыс. т. По выходу автомобильных бензинов на нефть – 21,9 % завод занимает 2-ое место. Доля производства высокооктановых бензинов АИ-92ЭКП и АИ-95ЭКп в общем бензиновом пуле завода по итогам 2011 г. составила соответственно 60,4 и 32,6% [20].
Имеющийся набор технологических процессов: первичная переработка нефти, каталитическое крекирование, риформирование, гидроочистка дизельных топлив, керосина, висбрекинг, производство битумов позволяет выпускать продукцию 22-х наименований, 42-х марок. Основная часть – это моторные топлива: автомобильные бензины, дизельное топливо, авиационное топливо, а также дорожный и строительный битум, топочный мазут, сжиженные газы для коммунально-бытового использования. Структура выпускаемых нефтепродуктов обусловлена потребностями рынка и нацелена на оптимизацию ассортимента с целью увеличения доли производства конкурентоспособной продукции
В течение всего периода эксплуатации завода политика в области качества продукции направлена на поддержание успешного имиджа предприятия. С января 2006 года, до ввода в действие Технического регламента, завод приступил к производству автомобильных топлив с пониженным содержанием серы для нужд Москвы и Московского региона. При этом в высокооктановые бензины стала подаваться моющая присадка, улучшающая эксплуатационные характеристики двигателей.
Также при приготовлении дизельного топлива стал использоваться пакет присадок, что позволило производить топливо Евро 3 по ГОСТ Р 52368-2005 (EN 590:2004) [20]. Для улучшения экологической ситуации в мегаполисе с декабря 2007 года высокооктановые бензины на Московском НПЗ производятся с пониженным содержанием бензола и ароматических соединений.
Планомерная реализация мероприятий завода в области качества позволила с момента ввода в действие Технического регламента выпускать продукцию, полностью соответствующую нормативным требованиям ТР и даже более жестким требованиям [20].:
- с января 2011 года завод выпускает дизельное топливо и автомобильный бензин Аи-95ЭКп класса 4, то есть содержание серы 50 мг/кг при требовании ТР не более 350 мг/кг;
- с апреля 2012 года все высокооктановые автомобильные бензины соответствуют классу 4.
Результаты ежеквартального контроля топлива представителями «Росстандарта» подтверждают высокое качество продукции ОАО «Газпромнефть – МНПЗ», отмеченной дипломами «Российское качество» Всероссийской Организации качества. В течение 7 лет на Московский НПЗ не поступило ни одной рекламации по качеству товарной продукции.
2.2. Влияние социально-трудовых отношений на уровень патернализма
Наиболее важным фактором формирования социально-трудовых отношений является их регулирование, изменяющееся в процессе развития данных отношений, которое подразумевает формирование взаимопонимания субъектов социально-трудовых отношений: идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон.
Типы социально-трудовых отношений характеризуют социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности. Основополагающую роль в формировании типов социально-трудовых отношений играет принцип обеспечения равенства прав и возможностей субъектов этих отношений. Реализация этого принципа в сочетании с принципами солидарности и равноправного партнерства или же с принципом «господства – подчинения» служит основой различных типов социально-трудовых отношений: патернализма, социального партнерства, конкуренции, солидарности, субсидиарности. дискриминации и конфликта.
При изучении патерналистских ориентации сторон трудовой деятельности стоит рассматривать два наиболее значимых типа социально-трудовых отношений, которые являются противоположными: патернализм и социальное партнерство. Этот выбор обусловлен тем. что в основе деятельностных практик в современной трудовой сфере лежит не конфликт, а консенсус, на одной стороне которого находится патернализм, а на другой – партнерство.
Одни исследователи видят причиной этого проблему выживания, под влиянием которой произошло деформация их мировидения и обострение мелкобуржуазности как «скрытой социальной болезни», другие - психологическую подавленность, смирение и терпение, третьи - нацеленность на труд и коллективистские ориентации, а не мелкобуржуазность и патернализм [3, с. 43-51].
Но если конфликты и забастовки на российских предприятиях не стали нормой цивилизованного разрешения противоречий в сфере труда и не получили признания как рациональных ни со стороны профсоюзов, ни со стороны самих рабочих, то что тогда отражает современную направленность их трудового поведения? С одной стороны, это тактика не противостояния, а приспособления, использование новых возможностей для открытия своего дела, самозанятость, дополнительная занятость, данные деятельностные практики формируют, в частности у рабочих промышленных предприятий, большую уверенность в своих силах, независимость, критичность в оценках элементов производственной ситуации, партнерские отношения с руководством в целом. Но другой стратегией поведения рабочих является ориентация на отношения зависимости от руководства, подчинения, послушания и лояльности взамен на попечительство и заботу – патернализм [3, с. 43-51].