Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие внешней и внутренней среды организации.).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методические аспекты анализа внутренней и внешней среды организации
1.1 Понятие внешней и внутренней среды организации и их структура
1.2 Методы и инструменты анализа внутренней и внешней среды организации
2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Веллес Телеком»
2.1 Экономическая характеристика предприятия и анализ внутренней среды
2.2 Анализ факторов макросреды и SWOT-анализ сервисной деятельности организации
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация расположена и работает в среде. Любые действия всех организаций без исключения возможны только в том случае, если среда позволяет их реализовать. Внутренняя среда организации является источником ее жизнеспособности, а внешняя среда является источником, который питает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на правильном уровне.
Внешняя среда представляет собой совокупность элементов, отношений, факторов и сил, которые влияют на организацию извне и тем самым изменяют ее поведение. Внешняя среда имеет большое практическое значение. В рыночной экономике она чрезвычайно динамична, поэтому ее изучение позволяет организации строить свою внутреннюю структуру, адаптироваться к изменяющимся условиям, что в целом обеспечивает эффективность и конкурентоспособность.
Целью данной работы является проведение анализа внешней и внутренней организации.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
– изучить методические аспекты анализа внутренней и внешней среды организации;
– провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Веллес Телеком»;
– разработать предложения по совершенствованию внешней и внутренней среды организации.
Работа состоит из введения, заключения и трех глав. Первая глава посвящена методические аспекты анализа внутренней и внешней среды организации. В ней рассматриваются понятие внешней и внутренней среды организации и их структура, изучаются методы и инструменты анализа внутренней и внешней среды организации.
Вторая глава посвящена анализу внешней и внутренней среды ООО «Веллес Телеком». В этой главе рассматривается краткая характеристика ООО «Веллес Телеком» и анализ ее внутренней среды, а также анализ внешней среды ООО «Веллес Телеком».
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию внешней и внутренней среды организации.
Методы исследования, используемые в курсовой работе: анализ, синтез, метод индукции, дедукции, метод группировки, сравнение, балансовый метод и т.д.
Методологической основой данной курсовой работы являются труды Гарнова А.П., Савицкой Г.В., Позднякова В.Я., а также статьи периодических изданий.
1. Методические аспекты анализа внутренней и внешней среды
организации
1.1 Понятие внешней и внутренней среды организации и их структура
Внутренняя среда организации является частью внешней среды внутри организации. В ходе своей деятельности организация оказывает постоянное непосредственное влияние на факторы во внутренней среде. Внутренняя среда охватывает цели и задачи организации, ее структуру, сотрудников, технологии и технологии, используемые в производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие факторы. Во внутренней среде организации характеризуются следующие подсистемы:
– социальная - здесь все работники организации несут вместе с комплексом своих общих отношений;
– организационная - охватывающие процессы коммуникации подчиненные, распределение полномочий, нормы, правила процедуры и т. д.;
– информационная - набор организационных и технических средств, обеспечивающих организацию необходимой информации для нормальных операций;
– производственно-техническая - содержит комплект средств производства (оборудование, сырье, материалы и т. д.);
– экономическая - совокупные экономические процессы (движение капитала и имущества, движение денежных средств) [4, c. 41].
Несмотря на важность всех компонентов внутренней среды, люди занимают особое место в любой организации. В результате деятельности организации она напрямую зависит от способностей, квалификации, отношения к работе и мотивации их персонала.
Внешняя среда организации является наиболее важным источником ресурсов, необходимых для функционирования организации. Внешняя или окружающая среда содержит большое количество компонентов, которые по-разному влияют на организацию с точки зрения природы, степени влияния и периодичности. В составе внешней среды определяются экономические, политические, юридические, политические, технические, социальные и другие компоненты. Есть две относительно автономные части среды, которые оказывают различное воздействие на организацию - макроокружение и непосредственная окружающая среда [6, с. 112].
Макроокружение представляет собой часть внешней среды, общей для всех организаций. Различают глобальный, международный и национальный уровни макроокружения.
Непосредственная среда организации также называется «бизнес-средой». Бизнес-среда включает в себя все, что вне организации напрямую взаимодействует с ней, оказывает непосредственное влияние на организацию в целом и на отдельные ее части. В то же время сама организация может оказать существенное влияние на характер и содержание такого взаимодействия и непосредственно участвовать в формировании бизнес-среды.
Бизнес-среда формируется в рамках деятельности организации и, в зависимости от различных факторов, может претерпеть значительные изменения. Бизнес-среда может измениться при изменении организационной стратегии или изменении объема операций, ассортименте продукции, новых рынках и т. п. [5, c. 62].
Инфраструктура является частью бизнес-среды, которая предоставляет организации финансовые, трудовые, информационные и другие услуги, необходимые для ее нормального функционирования. Инфраструктура состоит из многих организаций: банков, бирж, аудиторских фирм, персонала, охранных и рекламных агентств, арендаторов и т. д.
Органами власти являются различные правительственные и муниципальные власти. Влияние этих органов на деятельность компании может проявляться в разной степени и различаться по содержанию. Это может варьироваться от регулирования сферы бизнеса до прямого вмешательства в дела организации.
Рисунок 1 – Структура внешней и внутренней среды предприятия
Примечание – Источник: [7, с. 51]
Внутренняя и внешняя среда организации подлежит обязательному анализу для организации, которая ожидает продолжения своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий, на которых основана организация, способствует разработке наиболее эффективной стратегии ее развития [12, c. 51].
1.2 Методы и инструменты анализа внутренней и внешней среды
организации
Чтобы получить четкую оценку силовых структур компании и ситуацию на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз, вытекающих из ее непосредственной среды (внешней среды):
– сильные стороны - преимущества организации;
– слабые стороны - недостатки организации;
– возможности - факторы, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
– угрозы, которые потенциально усугубляют положение организации на рынке [12, c. 79].
Для проведения анализа необходимо:
Определить основное направление развития компании (ее миссия);
– взвесить силы и оценитеьситуацию на рынке, чтобы увидеть, можно ли двигаться в этом направлении и как это сделать лучше (SWOT-анализ);
– установить цель компании с учетом ее реального потенциала (определение стратегических целей для компании).
Внедрение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. Соответствующие ячейки матрицы должны указывать на сильные и слабые стороны компании, а также на рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны компании - это то, что удалось, или любая функция, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может быть в существующем опыте, доступе к уникальным ресурсам, доступе к передовым технологиям и современному оборудованию, высокой квалификации персонала, высоком качестве продукции, узнаваемости бренда и т. д. [13, c. 54].
Слабостью в компании является отсутствие чего-то важного для функции компании или чего-то еще, что пока невозможно по сравнению с другими компаниями и ставит компанию в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых мест вы можете получить небольшое количество продуктов, плохую репутацию для компании на рынке, отсутствие финансирования, низкий уровень обслуживания и т. д. [10, c. 92].
Рыночные возможности - это благоприятные условия, которые компания может использовать, чтобы получить преимущество. В качестве примера рыночных возможностей можно привести рост позиций конкурентов, резкое увеличение спроса, появление новых технологий производства, доходов населения и т. д. Следует отметить, что возможности с точки зрения SWOT-анализа - не все возможности, доступные на рынке, а только те, которые могут быть использованы.
Рыночные угрозы - это события, которые могут негативно повлиять на компанию. Примеры рыночных угроз: выход новых конкурентов на рынок, налогообложение, потребительские вкусы, снижение рождаемости и другие [10, с. 94]. То же самое для разных компаний может быть как угрозой, так и возможностью.
2. Анализ внешней и внутренней среды
ООО «Веллес Телеком»
2.1 Экономическая характеристика предприятия и анализ
внутренней среды
ООО «Веллес Телеком» - оператор местной телефонной связи в Москве и провайдер Интернет на территории Москвы и Московской области. Предоставляет телекоммуникационные услуги с 2002 года. Компания является партнером, ведущих операторов связи Москвы.
Проанализируем доход и себестоимость продукции предприятия. Данные сведем в таблицу 1.
Таблица 1 – Доход и себестоимость услуг предприятия
Статьи |
2016 |
2017 |
Отклонение |
|
Абсолютные (+/-) |
Относительные (%) |
|||
Доход |
83 243 474 |
143 461 685 |
60 218 211 |
172,34 |
Себестоимость |
75 706 663 |
130 613 186 |
54 906 523 |
172,53 |
Из таблицы 1 видно, что наблюдается положительная тенденция: доход предприятия из года в год растет и за 2017 год по сравнению с 2016 годом доход вырос на 60 218 211 рублей. Вместе с тем увеличилась и себестоимость продукции, она выросла на 54 906 523 рублей. Таким образом, темп роста себестоимости продукции выше на 0,19 %, чем доход от продажи продукции.
Рассмотрим структуру баланса за 2016 - 2017 гг. предприятия ООО «Веллес Телеком».
Источниками информации для анализа явились бухгалтерские балансы предприятия за 2016-2017 гг. Данные анализа занесем в таблицу 2.
Таблица 2 – Структура активов и обязательств ООО «Веллес Телеком» за 2015-2016 гг.
Актив |
Пассив |
||||
---|---|---|---|---|---|
Показатели |
Сумма |
Доля % |
Показатели |
Сумма |
Доля, % |
2016 |
|||||
Внеоборотные активы |
119 444 913 |
71,50 |
Собственный капитал |
5 203 406 |
3,11 |
Запасы |
3 997 010 |
2,39 |
Заемные средства |
119 153 356 |
71,32 |
НДС |
23 223 |
0,01 |
Долгосрочные займы |
119 307 316 |
71,41 |
Дебиторская задолженность |
31 741 814 |
19,00 |
Краткосрочные займы |
13 092 423 |
7,84 |
Финансовые вложения |
2 095 946 |
1,25 |
Оценочные обязательства |
254 351 |
0,15 |
Денежные средства |
9 762 212 |
5,84 |
Кредиторская задолженность |
29 207 581 |
17,48 |
Итого оборотные активы |
97 620 204 |
58,43 |
Краткосрочные обязательства |
42 554 395 |
25,47 |
Баланс |
167 065 117 |
100,00 |
Баланс |
167 065 117 |
100,00 |
2017 |
|||||
Внеоборотные активы |
116 714 378 |
69,33 |
Собственный капитал |
22 939 408 |
13,63 |
Запасы |
4 187 606 |
2,49 |
Заемные средства |
103 851 846 |
61,69 |
НДС |
47 686 |
0,03 |
Долгосрочные займы |
104 052 987 |
61,81 |
Дебиторская задолженность |
37 590 299 |
22,33 |
Краткосрочные займы |
7 090 399 |
4,21 |
Финансовые вложения |
3 055 402 |
1,81 |
Оценочные обязательства |
628 750 |
0,37 |
Денежные средства |
6 758 579 |
4,01 |
Кредиторская задолженность |
33 642 406 |
19,98 |
Итого оборотные активы |
51 639 572 |
30,67 |
Краткосрочные обязательства |
41 361 555 |
24,57 |
Баланс |
168 353 950 |
100,00 |
Баланс |
168 353 950 |
100,00 |