Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие внешней и внутренней среды организации.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая организация расположена и работает в среде. Любые действия всех организаций без исключения возможны только в том случае, если среда позволяет их реализовать. Внутренняя среда организации является источником ее жизнеспособности, а внешняя среда является источником, который питает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на правильном уровне.

Внешняя среда представляет собой совокупность элементов, отношений, факторов и сил, которые влияют на организацию извне и тем самым изменяют ее поведение. Внешняя среда имеет большое практическое значение. В рыночной экономике она чрезвычайно динамична, поэтому ее изучение позволяет организации строить свою внутреннюю структуру, адаптироваться к изменяющимся условиям, что в целом обеспечивает эффективность и конкурентоспособность.

Целью данной работы является проведение анализа внешней и внутренней организации.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

– изучить методические аспекты анализа внутренней и внешней среды организации;

– провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Веллес Телеком»;

– разработать предложения по совершенствованию внешней и внутренней среды организации.

Работа состоит из введения, заключения и трех глав. Первая глава посвящена методические аспекты анализа внутренней и внешней среды организации. В ней рассматриваются понятие внешней и внутренней среды организации и их структура, изучаются методы и инструменты анализа внутренней и внешней среды организации.

Вторая глава посвящена анализу внешней и внутренней среды ООО «Веллес Телеком». В этой главе рассматривается краткая характеристика ООО «Веллес Телеком» и анализ ее внутренней среды, а также анализ внешней среды ООО «Веллес Телеком».

В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию внешней и внутренней среды организации.

Методы исследования, используемые в курсовой работе: анализ, синтез, метод индукции, дедукции, метод группировки, сравнение, балансовый метод и т.д.

Методологической основой данной курсовой работы являются труды Гарнова А.П., Савицкой Г.В., Позднякова В.Я., а также статьи периодических изданий.

1. Методические аспекты анализа внутренней и внешней среды
организации


1.1 Понятие внешней и внутренней среды организации и их структура

Внутренняя среда организации является частью внешней среды внутри организации. В ходе своей деятельности организация оказывает постоянное непосредственное влияние на факторы во внутренней среде. Внутренняя среда охватывает цели и задачи организации, ее структуру, сотрудников, технологии и технологии, используемые в производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие факторы. Во внутренней среде организации характеризуются следующие подсистемы:

– социальная - здесь все работники организации несут вместе с комплексом своих общих отношений;

– организационная - охватывающие процессы коммуникации подчиненные, распределение полномочий, нормы, правила процедуры и т. д.;

– информационная - набор организационных и технических средств, обеспечивающих организацию необходимой информации для нормальных операций;

– производственно-техническая - содержит комплект средств производства (оборудование, сырье, материалы и т. д.);

– экономическая - совокупные экономические процессы (движение капитала и имущества, движение денежных средств) [4, c. 41].

Несмотря на важность всех компонентов внутренней среды, люди занимают особое место в любой организации. В результате деятельности организации она напрямую зависит от способностей, квалификации, отношения к работе и мотивации их персонала.

Внешняя среда организации является наиболее важным источником ресурсов, необходимых для функционирования организации. Внешняя или окружающая среда содержит большое количество компонентов, которые по-разному влияют на организацию с точки зрения природы, степени влияния и периодичности. В составе внешней среды определяются экономические, политические, юридические, политические, технические, социальные и другие компоненты. Есть две относительно автономные части среды, которые оказывают различное воздействие на организацию - макроокружение и непосредственная окружающая среда [6, с. 112].

Макроокружение представляет собой часть внешней среды, общей для всех организаций. Различают глобальный, международный и национальный уровни макроокружения.

Непосредственная среда организации также называется «бизнес-средой». Бизнес-среда включает в себя все, что вне организации напрямую взаимодействует с ней, оказывает непосредственное влияние на организацию в целом и на отдельные ее части. В то же время сама организация может оказать существенное влияние на характер и содержание такого взаимодействия и непосредственно участвовать в формировании бизнес-среды.


Бизнес-среда формируется в рамках деятельности организации и, в зависимости от различных факторов, может претерпеть значительные изменения. Бизнес-среда может измениться при изменении организационной стратегии или изменении объема операций, ассортименте продукции, новых рынках и т. п. [5, c. 62].

Инфраструктура является частью бизнес-среды, которая предоставляет организации финансовые, трудовые, информационные и другие услуги, необходимые для ее нормального функционирования. Инфраструктура состоит из многих организаций: банков, бирж, аудиторских фирм, персонала, охранных и рекламных агентств, арендаторов и т. д.

Органами власти являются различные правительственные и муниципальные власти. Влияние этих органов на деятельность компании может проявляться в разной степени и различаться по содержанию. Это может варьироваться от регулирования сферы бизнеса до прямого вмешательства в дела организации.

Рисунок 1 – Структура внешней и внутренней среды предприятия

Примечание – Источник: [7, с. 51]

Внутренняя и внешняя среда организации подлежит обязательному анализу для организации, которая ожидает продолжения своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий, на которых основана организация, способствует разработке наиболее эффективной стратегии ее развития [12, c. 51].

1.2 Методы и инструменты анализа внутренней и внешней среды
организации

Чтобы получить четкую оценку силовых структур компании и ситуацию на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз, вытекающих из ее непосредственной среды (внешней среды):

– сильные стороны - преимущества организации;

– слабые стороны - недостатки организации;

– возможности - факторы, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

– угрозы, которые потенциально усугубляют положение организации на рынке [12, c. 79].

Для проведения анализа необходимо:

Определить основное направление развития компании (ее миссия);

– взвесить силы и оценитеьситуацию на рынке, чтобы увидеть, можно ли двигаться в этом направлении и как это сделать лучше (SWOT-анализ);


– установить цель компании с учетом ее реального потенциала (определение стратегических целей для компании).

Внедрение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. Соответствующие ячейки матрицы должны указывать на сильные и слабые стороны компании, а также на рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны компании - это то, что удалось, или любая функция, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может быть в существующем опыте, доступе к уникальным ресурсам, доступе к передовым технологиям и современному оборудованию, высокой квалификации персонала, высоком качестве продукции, узнаваемости бренда и т. д. [13, c. 54].

Слабостью в компании является отсутствие чего-то важного для функции компании или чего-то еще, что пока невозможно по сравнению с другими компаниями и ставит компанию в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых мест вы можете получить небольшое количество продуктов, плохую репутацию для компании на рынке, отсутствие финансирования, низкий уровень обслуживания и т. д. [10, c. 92].

Рыночные возможности - это благоприятные условия, которые компания может использовать, чтобы получить преимущество. В качестве примера рыночных возможностей можно привести рост позиций конкурентов, резкое увеличение спроса, появление новых технологий производства, доходов населения и т. д. Следует отметить, что возможности с точки зрения SWOT-анализа - не все возможности, доступные на рынке, а только те, которые могут быть использованы.

Рыночные угрозы - это события, которые могут негативно повлиять на компанию. Примеры рыночных угроз: выход новых конкурентов на рынок, налогообложение, потребительские вкусы, снижение рождаемости и другие [10, с. 94]. То же самое для разных компаний может быть как угрозой, так и возможностью.

2. Анализ внешней и внутренней среды
ООО «Веллес Телеком»

2.1 Экономическая характеристика предприятия и анализ
внутренней среды

ООО «Веллес Телеком» - оператор местной телефонной связи в Москве и провайдер Интернет на территории Москвы и Московской области. Предоставляет телекоммуникационные услуги с 2002 года. Компания является партнером, ведущих операторов связи Москвы.


Проанализируем доход и себестоимость продукции предприятия. Данные сведем в таблицу 1.

Таблица 1 – Доход и себестоимость услуг предприятия

Статьи

2016

2017

Отклонение

Абсолютные (+/-)

Относительные (%)

Доход

83 243 474

143 461 685

60 218 211

172,34

Себестоимость

75 706 663

130 613 186

54 906 523

172,53

Из таблицы 1 видно, что наблюдается положительная тенденция: доход предприятия из года в год растет и за 2017 год по сравнению с 2016 годом доход вырос на 60 218 211 рублей. Вместе с тем увеличилась и себестоимость продукции, она выросла на 54 906 523 рублей. Таким образом, темп роста себестоимости продукции выше на 0,19 %, чем доход от продажи продукции.

Рассмотрим структуру баланса за 2016 - 2017 гг. предприятия ООО «Веллес Телеком».

Источниками информации для анализа явились бухгалтерские балансы предприятия за 2016-2017 гг. Данные анализа занесем в таблицу 2.

Таблица 2 – Структура активов и обязательств ООО «Веллес Телеком» за 2015-2016 гг.

Актив

Пассив

Показатели

Сумма

Доля %

Показатели

Сумма

Доля, %

2016

Внеоборотные активы

119 444 913

71,50

Собственный капитал

5 203 406

3,11

Запасы

3 997 010

2,39

Заемные средства

119 153 356

71,32

НДС

23 223

0,01

Долгосрочные займы

119 307 316

71,41

Дебиторская задолженность

31 741 814

19,00

Краткосрочные займы

13 092 423

7,84

Финансовые вложения

2 095 946

1,25

Оценочные обязательства

254 351

0,15

Денежные средства

9 762 212

5,84

Кредиторская задолженность

29 207 581

17,48

Итого оборотные активы

97 620 204

58,43

Краткосрочные обязательства

42 554 395

25,47

Баланс

167 065 117

100,00

Баланс

167 065 117

100,00

2017

Внеоборотные активы

116 714 378

69,33

Собственный капитал

22 939 408

13,63

Запасы

4 187 606

2,49

Заемные средства

103 851 846

61,69

НДС

47 686

0,03

Долгосрочные займы

104 052 987

61,81

Дебиторская задолженность

37 590 299

22,33

Краткосрочные займы

7 090 399

4,21

Финансовые вложения

3 055 402

1,81

Оценочные обязательства

628 750

0,37

Денежные средства

6 758 579

4,01

Кредиторская задолженность

33 642 406

19,98

Итого оборотные активы

51 639 572

30,67

Краткосрочные обязательства

41 361 555

24,57

Баланс

168 353 950

100,00

Баланс

168 353 950

100,00