Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
2.1.Государственное финансирование физической культуры и спорта
2.2. Внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта
ГЛАВА 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ
Таким образом, меценатство составляет важный источник негосударственной поддержки культурного развития страны.
Однако деятельность меценатов может свободно развиваться в стране, только если на уровнях государства и общества для нее существуют благоприятные условия, а именно:
- государственное законодательство способствует за#конной меценатской деятельности;
- со стороны государства и общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка;
- на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства;
- меценатская деятельность помогает меценату повышать свой социальный статус законным образом.[9]
Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория.
ГЛАВА 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ
На примере Краснодарского края четкое определение приоритетов в управлении и недостаточный уровень бюджетного финансирования, выделяемого на развитие отрасли, сдерживает развитие инфраструктуры для проведения занятий физической культурой и спортом. Действующее налоговое законодательство не стимулирует частные структуры вкладывать собственные средства в строительство и эксплуатацию физкультурно-спортивных объектов социального назначения.
Без поддержки федеральных и краевых органов власти, местного самоуправления Краснодарского края неудовлетворительное состояние спортивной базы массового спорта в муниципальных образованиях еще долго будет оставаться проблемой, препятствующей приобщению населения, особенно социально незащищенных категорий, к здоровому образу жизни, привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям спортом и участию в соревнованиях.
Одним из основных направлений работы департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края является сохранение и развитие сети детско-юношеских спортивных школ в крае. В Краснодарском крае работает 186 учреждений дополнительного образования спортивной направленности, из них:
- детско-юношеские спортивные школы – 96;
- специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва – 51;
- детско-юношеские клубы физической подготовки – 35;
- школы высшего спортивного мастерства – 3;
- Кубанский гандбольный клуб – 1.
Сравнительный анализ статистических данных за 2000 – 2005 годы показывает расширение сети спортивных школ, рост численности учащихся. Уменьшение спортивных школ в 2005 году связано с реорганизацией профсоюзных и муниципальных спортивных школ.
В 770 отделениях по 57 видам спорта в учреждениях дополнительного образования занимается более 132 тысяч учащихся (из них 112000 в возрасте 6-15 лет, что составляет 19 процентов от общей численности детей и подростков Краснодарского края этого возраста) под руководством 4099 тренеров-преподавателей и педагогов.
Основные проблемы в работе спортивных школ:
- несоответствие современным требованиям законодательной базы, регулирующей деятельность спортивных школ различной ведомственной принадлежности;
- наличие спортивных сооружений лишь у 62 процентов спортивных школ края;
- оснащение спортивной базы не соответствует приказу Госкомспорта от 26.05.2003г. № 345 "Об утверждении табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем";
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров (снижение притока тренеров-преподавателей в муниципальных образованиях из-за низкой социальной защищенности);
- низкий уровень обеспеченности учащихся спортивных школ спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, что противоречит приказу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 3 марта 2004 г. № 190/л "Об утверждении "Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования";
- недостаточное научно-методическое, медицинское сопровождение учебно-спортивной работы и привлечение Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма к решению этих проблем;
- финансирование муниципальных спортивных школ по остаточному принципу;
- низкий уровень агитации и пропаганды занятий физической культурой и спортом, как составляющей части здорового образа жизни.
Вместе с тем, развитие спорта высших достижений в Краснодарском крае занимает лидирующие позиции в России.
Возросло количество кубанских спортсменов-членов сборных команд России по видам спорта с 239 человек по 20 видам спорта в 2003 году, до 329 человек по 27 видам спорта в 2005 году.
В настоящее время 20 кубанских спортсменов по 10 видам спорта являются кандидатами в сборные команды Российской Федерации по различным видам спорта для участия в Играх XXIX Олимпиады 2008 года в г. Пекине (Китай) (борьба греко–римская, гандбол, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, парусный спорт, прыжки на батуте, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и т.д.). В связи с этим была принята краевая целевая программа "Развитие спорта высших достижений в Краснодарском крае" на 2005–2008 годы, которая даст возможность кубанским спортсменам осуществлять планомерную, целенаправленную подготовку к очередным Олимпийским играм.
Анализируя выступления кубанских спортсменов на российских и международных соревнованиях олимпийского цикла 2000–2004 годов, необходимо отметить прогресс в результатах, показанных на первенствах России, Европы, мира среди юношей и юниоров, что дает возможность сделать ставки именно на молодежные составы сборных команд края (тяжелая атлетика, прыжки на батуте, бокс, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, современное пятиборье, греко–римская борьба, дзюдо, парусный спорт и т.д.) и вести их подготовку к Играм XXIX Олимпиады 2008 года в г. Пекине (Китай).
Однако, анализ выступлений кубанских спортсменов на Играх XXVIII Олимпиады 2004 года в Афинах (Греция) свидетельствует о снижении их результатов по сравнению с Олимпиадой 2000 года в Сиднее.
Результаты выступлений кубанских спортсменов на Олимпийских играх 2004 года выявили проблемы, которые существуют в подготовке кубанских спортсменов к соревнованиям самого разного уровня, указали на необходимость подготовки олимпийского резерва, достойной смены чемпионам и призерам всероссийских и международных соревнований прошлых лет.
На снижение результатов выступлений спортсменов края оказали влияние ряд причин:
- отсутствие на первом этапе подготовки специализированного спортивного инвентаря, оборудования и экипировки, необходимых для качественной подготовки и участия в соревнованиях высокого уровня;
- недостаточное количество спортивных баз и сооружений, а также их неудовлетворительное техническое состояние и оснащенность (спортивные школы департамента и единственное в Краснодарском крае училище Олимпийского резерва не имеют своей спортивной базы и тренируют спортсменов на арендуемых спортивных сооружениях, не всегда имеющих необходимые условия и техническое оснащение);
- низкий уровень научно-методического и медицинского обеспечения сборных команд Краснодарского края;
- недостаток средств на проведение учебно–тренировочного процесса и участие в соревнованиях российского и международного уровней, являющихся подготовительными и отборочными для участия в предстоящих Олимпийских играх, а также несвоевременное финансирование проведения и участия в спортивных мероприятиях.
Стратегия подготовки спортсменов – кандидатов в сборные команды Российской Федерации базируется на имеющемся потенциале кубанского спорта и особом внимании к развитию традиционно сильных видов спорта в крае.
Для поддержания уровня достижений кубанских спортсменов и дальнейшего развития спорта высших достижений в крае требуется серьезная организационная и финансовая поддержка спортивных организаций. Большое значение имеет приобретение современного спортивного инвентаря, оборудования и экипировки на первых этапах подготовки спортсменов, что даст им возможность пройти квалифицированную подготовку и показать высокие результаты уже на первых отборочных стартах олимпийского цикла и войти в состав кандидатов в сборные команды России для участия в Олимпийских играх. Это поставит их в равные условия со спортсменами из других территорий России и зарубежных стран, использующих в своей подготовке современный спортивный инвентарь, последние достижения науки, техники и спортивной индустрии.
Функционирование и дальнейшее развитие спорта в условиях современных социально-экономических преобразований предполагает постоянный поиск дополнительных источников финансирования, инновационных инструментов ведения конкурентной борьбы, осуществления рыночной коммуникации и т.д. Одним из таких комплексных средств является спонсорская деятельность.
В специальной литературе используется значительное количество понятий, близких на первый взгляд по смыслу, но, по существу, заметно отличающихся от спонсорства, а именно: поддержка, помощь, содействие, благотворительность, патронаж, покровительство, пожертвование, меценатство и др. Результаты теоретического анализа свидетельствуют, что специалисты различных стран мира по-разному трактуют феномен спонсорства спорта, высказывая при этом некоторую неудовлетворенность содержанием формулируемых ими определений.
Спонсоры пользуются различными формами предоставления информации о своей спонсорской деятельности. Материалы о спортивном спонсорстве публикуются в различных формах - в виде кратких заметок (информаций), статей, интервью, спонсорской рекламы и т.д. В разные периоды времени приоритетом пользуются различные формы предоставления информации (табл. 1). Все чаще приоритет отдается такой форме публикаций, как статья, что свидетельствует, на наш взгляд, о более серьезном внимании, уделяемом проблемам спонсорства в ходе проведения социально-экономических реформ в российском спорте.
Таблица 1. Форма предоставления информации о спонсорстве (количество материалов; % от общего количества)
Форма предоставления материалов о спонсорстве |
Периоды мониторинга |
|||
2005 г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
|
Краткая заметка (информация) |
65 (76,5%) |
55 (44,4 %) |
32 (33,3%) |
23 (24,2%) |
Статья |
11 (12,9%) |
30 (24,2%) |
28 (29,2%) |
55 (57,9%) |
Интервью |
8 (9,4%) |
20 (16,1%) |
25 (26,0%) |
17 (17,9%) |
Спонсорская реклама |
- |
19 (15,3%) |
11 (11,5%) |
- |
Субъекты спортивного спонсорства весьма неоднородны. Спонсорскую поддержку российскому спорту оказывают фирмы производственной и непроизводственной сферы, различных отраслей промышленности, разнообразные по величине, действующие на международном, национальных, региональных и местных рынках и т.д.
Таблица 2. Основные российские субъекты спортивного спонсорства (количество выявленных организаций; % к общему количеству спонсоров)
Основные субъекты спонсорства спорта |
Периоды мониторинка |
|||
2005г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Фирмы, компании, концерны различного профиля |
39 (47,0%) |
32 (29,1%) |
45 (37,2%) |
39 (52,7%) |
Промышленные предприятия различного профиля |
14 (16,9%) |
59 (53,6%) |
26 (29,5%) |
21 (28,4%) |
Банки, финансовые и трестовые компании |
6 (7,2%) |
9 (8,2%) |
12 (9,9%) |
4 (5,4%) |
Страховые общества |
5 (6,0%) |
3 (2,7%) |
3 (2,5%) |
- |
Спортивные организации |
13 (15,7%) |
3 (2,7%) |
25 (20,7%) |
6 (8,1%) |
Средства массовой информации |
1 (1,2%) |
2 (1,8%) |
1 (0,8%) |
3 (4,1%) |
Фонды |
4 (4,8%) |
1 (0,9%) |
8 (6,6%) |
1 (1,4%) |
Сельскохозяйственные предприятия |
1 (1,2%) |
1 (0,9%) |
1 (0,8%) |
- |