Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
2.1.Государственное финансирование физической культуры и спорта
2.2. Внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта
ГЛАВА 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ
Спонсорская деятельность в сфере спорта - это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания. Взаимодействие субъекта спонсорской деятельности является результатом осознания социальной ответственности, как правило законодательно стимулируемым и нормативно закрепляемым, и имеет такие характеристики, как целенаправленность, взаимовыгодность, долгосрочность и инновационность.
Спорт как глобальный объект спонсорства не является однородной организационной структурой. В связи с этим у субъектов спонсорской деятельности возникает проблема выбора локального, конкретного объекта для того, чтобы использовать возможности сферы спорта наиболее оптимально для своей рыночной деятельности.19 Основные объекты спонсорства представлены в таблице 3
Таблица 3. Основные объекты спонсорства в сфере спорта (количество упоминаний; % к общему количеству)
Основные объекты спонсорства |
Периоды мониторинга |
|||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Спортивные соревнования |
31 (50,0%) |
46 (38,7%) |
39 (41,9%) |
23 (30,0%) |
Спортивные команды |
10 (16,1%) |
21 (17,6%) |
22 (23,7%) |
11 (14,3%) |
Спортивные клубы |
11 (17,7%) |
18 (15,1%) |
4 (4,3%) |
15 (19,5%) |
Спортсмены |
3 (4,8%) |
3 (2,5%) |
12 (12,9%) |
11 (14,3%) |
НОК |
2 (3,2%) |
3 (2,5%) |
- |
2 (2,6%) |
Федерации по видам спорта |
1 (1,6%) |
3 (2,5%) |
4 (4,3%) |
7 (9,1%) |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, праздники |
3 (4,8%) |
4 (3,4%) |
8 (8,6%) |
1 (1,3%) |
Спортивные школы |
1 (1,6%) |
- |
- |
1 (1,3%) |
Города-претенденты на проведение Олимпийских игр |
- |
1 (0,8%) |
1 (1,1%) |
4 (5,2%) |
Организационно метод контент-анализа наиболее целесообразно применять в форме социального мониторинга, что обеспечивает постоянное получение информации о состоянии и развитии спонсорства спорта.[20]
Технология социального мониторинга сходна с так называемыми "панельными" исследованиями и по сути своей представляет повторные, систематически проводимые замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике. Специфической отличительной чертой социального мониторинга является сравнение получаемых данных с некими базовыми нормативными показателями. В качестве таковых в нашем исследовании выступали:
- наличие/отсутствие в материалах периодической печати терминов "спонсорство", "меценатство", "благотворительность" и др.;
- использование/неиспользование потенциально возможного спектра форм предоставления информации о спортивном спонсорстве (краткие информации, статьи, интервью и т.п.);
- наличие/отсутствие знака информации о спонсорстве спорта;
- наличие/отсутствие сведений о конкретных субъектах и объектах спонсорства в спорте;
- наличие/отсутствие сведений о посредниках спортивного спонсорства;
- наличие/отсутствие информации о количестве спонсируемых видов спорта, о наиболее привлекательных для спонсоров видов спорта и т.п.;
- наличие/отсутствие на страницах периодической печати спонсорской рекламы организаций, продукция которых не только несовместима со спортом, но и просто противозаконна и др.[21]
Одним из важнейших комплексных объектов спонсорской деятельности является вид спорта. В процессе контент-анализа выявлен спектр видов спорта, которые получают спонсорскую поддержку в России.
Таблица 4. Виды спорта - комплексные объекты спонсорской поддержки (количество упоминаний)
Виды спорта |
Периоды мониторинга |
|||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Автомотоспорт |
1 |
2 |
5 |
3 |
Альпинизм |
- |
- |
- |
1 |
Армрестлинг |
- |
1 |
- |
1 |
Баскетбол |
2 |
2 |
5 |
2 |
Бейсбол |
- |
1 |
- |
- |
Биатлон |
1 |
1 |
2 |
3 |
Бобслей |
- |
1 |
- |
- |
Бодибилдинг |
3 |
1 |
2 |
1 |
Бокс и кикбоксинг |
7 |
10 |
5 |
1 |
Борьба вольная |
2 |
1 |
2 |
3 |
Борьба греко-римская |
- |
2 |
- |
1 |
Велоспорт |
- |
1 |
1 |
2 |
Виндсерфинг |
- |
- |
1 |
- |
Водное поло |
1 |
1 |
- |
- |
Волейбол |
3 |
2 |
- |
- |
Гандбол |
- |
2 |
- |
1 |
Гимнастика спортивная |
- |
2 |
- |
1 |
Гимнастика художественная |
- |
1 |
- |
- |
Горнолыжный спорт |
- |
1 |
2 |
1 |
Городошный спорт |
- |
1 |
- |
- |
Гребля |
- |
- |
1 |
- |
Дартс |
1 |
2 |
- |
- |
Дзюдо |
2 |
- |
1 |
- |
Карате |
3 |
1 |
2 |
- |
Конькобежный спорт |
- |
7 |
2 |
1 |
Легкая атлетика |
3 |
2 |
7 |
5 |
Лыжный спорт |
7 |
5 |
6 |
1 |
Парусный спорт |
- |
- |
- |
1 |
Плавание |
- |
- |
1 |
1 |
Прыжки в воду |
- |
3 |
1 |
- |
Прыжки на батуте |
- |
1 |
- |
- |
Прыжки на лыжах с трамплина |
1 |
- |
- |
- |
Регби |
2 |
1 |
- |
- |
Самбо |
1 |
2 |
- |
- |
Санный спорт |
- |
- |
- |
1 |
Спортивные танцы |
- |
- |
1 |
- |
Тенис |
1 |
4 |
6 |
6 |
Триатлон |
1 |
- |
- |
- |
Тяжела атлетика |
- |
1 |
- |
- |
Фехтование |
1 |
- |
1 |
1 |
Фигурное катание |
- |
2 |
2 |
1 |
Фристайл |
- |
- |
- |
1 |
Футбол |
10 |
11 |
16 |
10 |
Хоккей с шайбой |
6 |
7 |
10 |
12 |
Хоккей с мячом |
- |
1 |
2 |
1 |
Шахматы |
- |
1 |
1 |
5 |
Шорт-трек |
- |
1 |
- |
- |
Итого: |
21 |
35 |
25 |
27 |
Стабильно спонсорская деятельность осуществляется в отношении таких видов спорта, как автомотоспорт, баскетбол, биатлон, бодибилдинг, бокс и кикбоксинг, вольная борьба, легкая атлетика, лыжный спорт, теннис, футбол и хоккей с шайбой. Наиболее привлекательны для спонсоров следующие виды спорта: футбол, хоккей с шайбой, бокс и кикбоксинг, лыжный спорт, легкая атлетика, теннис, баскетбол, автомотоспорт.[22]
Следует отметить, что спектр видов спорта, получающих спонсорскую поддержку, расширяется. Вместе с тем количество спонсируемых видов спорта составляет в среднем только около 1/3 от всех культивируемых Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму видов спорта. Характерно, что в России помощь от спонсоров получают такие виды спорта, которым, по нашим данным, в других странах мира не оказывают подобной поддержки (альпинизм, армрестлинг и др.).
Необходимо обратить внимание и еще на один выявленный факт. В 2006 году прекращено использование такой формы предоставления материалов, как спонсорская реклама, что было довольно широко распространено в 2004 и 2005 годах. Видимо, это связано с тем, что современное российское законодательство запрещает рекламу в средствах массовой информации вредных для здоровья населения продуктов, в первую очередь алкогольных напитков, а подавляющее большинство материалов в виде спонсорской рекламы было связано как раз с одним из производителей таких продуктов - фирмой Smirnoff. Таким образом, принимаемые законы начинают действовать на практике и приносить свои первые положительные результаты.
Спонсорская деятельность возможна лишь при наличии ряда участников. Основными элементами организационной структуры спонсорства спорта являются: субъекты (спонсоры); объекты (спонсируемые); посредники. В зависимости от конкретной ситуации организационная структура спортивного спонсорства может упрощаться и включать лишь субъект и объект спонсорской деятельности.
Большинство представленных данных значительно варьирует во времени и не позволяет пока выявить сколько-нибудь стабильных тенденций. Вместе с тем нельзя не отметить факт сужения спектра субъектов спонсорства спорта за счет приостановления в 2006 году спонсорской деятельности со стороны российских страховых обществ и сельскохозяйственных предприятий. Одной из причин такого положения дел на рынке субъектов спортивного спонсорства может являться разовый характер поддержки, распространенный в практике отечественной спонсорской деятельности более широко, чем долгосрочные соглашения.
В качестве зарубежных субъектов спонсорства российского спорта в 2005 г. году выступало 15 различного рода организаций (15,3% от общего количества субъектов спонсорства), в 2006 году - 27 (19,7%), в 2007 году - 30 (19,9%), а в 2008 году - 36 (32,7%). Таким образом, налицо активизация спонсорской деятельности иностранных фирм на спортивном рынке России.
Результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы:
- спонсорство по сравнению с другими формами поддержки спорта получило в России стабильное во времени приоритетное значение;
- разнообразные проблемы спортивного спонсорства все более активно освещаются на страницах периодической печати, в частности в газете "Советский спорт". Повышенное внимание к этому феномену проявляется в том, что увеличивается количество материалов о спортивном спонсорстве, основной формой публикаций становятся статьи, все чаще в одном номере газеты помещается несколько различных материалов по вопросам спонсорства спорта и т.д.;
- в подавляющем большинстве случаев материалы о спортивном спонсорстве носят фактографический характер. Знак информации о спонсорстве спорта продолжает стабильно во времени в подавляющем большинстве случаев оставаться положительным;
- соотношение материалов о спонсорстве спорта по признаку территориальных границ информации (Россия / зарубежные страны) довольно стабильно во времени и не варьирует ниже, чем 3:1. Таким образом, в центре внимания газеты находятся проблемы специфики развития спортивного спонсорства в России;
- российские организации производственной и непроизводственной сферы, осознавая свою социально-педагогическую ответственность, принимают довольно деятельное участие в спонсорстве спорта. Вместе с тем на современном этапе более отчетливо проявляется спонсирование российского спорта иностранными фирмами и компаниями;
- основным комплексным объектом спонсорства выступают различные виды спорта. Исследование позволило выявить общий спектр спонсируемых видов спорта, а также рейтинг наиболее привлекательных для спонсоров видов спорта. Установлено, что в России спонсорскую поддержку получают такие виды спорта, которые не рассчитывают на нее в зарубежных странах;
- в качестве конкретных объектов спонсорской помощи выступают в первую очередь спортивные соревнования, клубы, команды, отдельные спортсмены, федерации по видам спорта и т.д. Вместе с тем имеются отдельные факты оказания спонсорской помощи физкультурно-оздоровительным мероприятиям и массовым праздникам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы произошла коренная трансформация всей системы экономических отношений в российском спорте. Ушли в прошлое схемы тотального бюджетного финансирования детского и юношеского спорта, спорта высших достижений, а также всей совокупности спортивных учреждений, клубов, стадионов, спорткомплексов и иной инфраструктуры. Конечно, бюджетная поддержка физической культуры и спорта не исчезла вовсе, но о ее конкретной величине говорят следующие факты. При норме финансирования в 2% от расходной части республиканского бюджета, определенного Основами законодательства Российской Федерации о физкультуре и спорте, объемы ассигнований, указанных отдельной строкой, составили 0,03 % в 2003 г., 0,02 - в 2004 и 2005 гг., 0,14 - в 2006 г., 0,12 - в 2007 и 0,09 - в 2008 г. Естественно, что такого ограниченного финансирования явно недостаточно, и спортивные клубы и организации вынуждены заниматься поиском внебюджетных источников получения финансовых ресурсов.
Переход спортивных клубов и организаций в России на рыночные принципы функционирования, в условиях, когда бюджетное финансирование необходимо сочетать с предпринимательской деятельностью, поставил для всей системы спорта в стране несколько основополагающих проблем.
Во-первых, кадровую проблему. На российском рынке труда отсутствует достаточное количество компетентных спортивных менеджеров и специалистов в области спортивного маркетинга, которые призваны организовать и запустить механизм привлечения денежных средств для спорта.
Вторая важная проблема, затрудняющая развитие физической культуры и спорта в нашей стране, - низкие душевые доходы населения, которые не дают возможности динамично развиваться отечественной индустрии спорта и спортивного туризма. К середине 2009 г. до 40 млн чел. в России живут за чертой прожиточного минимума, в то же время национальный доход распределяется крайне неравномерно: в 2008 г. 20% наиболее высокодоходной группе населения принадлежало 47,1 % доходов.
Такое положение отрицательно сказывается на посещении болельщиками спортивно-массовых мероприятий, тормозит развитие сферы предоставления платных спортивно-оздоровительных и спортивно-образовательных услуг и т.п.
Не менее важна проблема низкой оплаты труда работников сферы физической культуры и спорта и задержек в выплате заработной платы. Естественно, что данный уровень зарплаты не создает действенных стимулов к высокопроизводительному труду, а, наоборот, способствует снижению трудовой дисциплины, совмещению рабочих мест, оттоку лучших кадров в другие сферы трудовой деятельности.[23]