Файл: «Финансовое обеспечение в спортивной индустрии».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спонсорская деятельность в сфере спорта - это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания. Взаимодействие субъекта спонсорской деятельности является результатом осознания социальной ответственности, как правило законодательно стимулируемым и нормативно закрепляемым, и имеет такие характеристики, как целенаправленность, взаимовыгодность, долгосрочность и инновационность.

Спорт как глобальный объект спонсорства не является однородной организационной структурой. В связи с этим у субъектов спонсорской деятельности возникает проблема выбора локального, конкретного объекта для того, чтобы использовать возможности сферы спорта наиболее оптимально для своей рыночной деятельности.19 Основные объекты спонсорства представлены в таблице 3

Таблица 3. Основные объекты спонсорства в сфере спорта (количество упоминаний; % к общему количеству)

Основные объекты спонсорства

Периоды мониторинга

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Спортивные соревнования

31 (50,0%)

46 (38,7%)

39 (41,9%)

23 (30,0%)

Спортивные команды

10 (16,1%)

21 (17,6%)

22 (23,7%)

11 (14,3%)

Спортивные клубы

11 (17,7%)

18 (15,1%)

4 (4,3%)

15 (19,5%)

Спортсмены

3 (4,8%)

3 (2,5%)

12 (12,9%)

11 (14,3%)

НОК

2 (3,2%)

3 (2,5%)

-

2 (2,6%)

Федерации по видам спорта

1 (1,6%)

3 (2,5%)

4 (4,3%)

7 (9,1%)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, праздники

3 (4,8%)

4 (3,4%)

8 (8,6%)

1 (1,3%)

Спортивные школы

1 (1,6%)

-

-

1 (1,3%)

Города-претенденты на проведение Олимпийских игр

-

1 (0,8%)

1 (1,1%)

4 (5,2%)


Организационно метод контент-анализа наиболее целесообразно применять в форме социального мониторинга, что обеспечивает постоянное получение информации о состоянии и развитии спонсорства спорта.[20]

Технология социального мониторинга сходна с так называемыми "панельными" исследованиями и по сути своей представляет повторные, систематически проводимые замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике. Специфической отличительной чертой социального мониторинга является сравнение получаемых данных с некими базовыми нормативными показателями. В качестве таковых в нашем исследовании выступали:

  • наличие/отсутствие в материалах периодической печати терминов "спонсорство", "меценатство", "благотворительность" и др.;
  • использование/неиспользование потенциально возможного спектра форм предоставления информации о спортивном спонсорстве (краткие информации, статьи, интервью и т.п.);
  • наличие/отсутствие знака информации о спонсорстве спорта;
  • наличие/отсутствие сведений о конкретных субъектах и объектах спонсорства в спорте;
  • наличие/отсутствие сведений о посредниках спортивного спонсорства;
  • наличие/отсутствие информации о количестве спонсируемых видов спорта, о наиболее привлекательных для спонсоров видов спорта и т.п.;
  • наличие/отсутствие на страницах периодической печати спонсорской рекламы организаций, продукция которых не только несовместима со спортом, но и просто противозаконна и др.[21]

Одним из важнейших комплексных объектов спонсорской деятельности является вид спорта. В процессе контент-анализа выявлен спектр видов спорта, которые получают спонсорскую поддержку в России.

Таблица 4. Виды спорта - комплексные объекты спонсорской поддержки (количество упоминаний)

Виды спорта

Периоды мониторинга

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Автомотоспорт

1

2

5

3

Альпинизм

-

-

-

1

Армрестлинг

-

1

-

1

Баскетбол

2

2

5

2

Бейсбол

-

1

-

-

Биатлон

1

1

2

3

Бобслей

-

1

-

-

Бодибилдинг

3

1

2

1

Бокс и кикбоксинг

7

10

5

1

Борьба вольная

2

1

2

3

Борьба греко-римская

-

2

-

1

Велоспорт

-

1

1

2

Виндсерфинг

-

-

1

-

Водное поло

1

1

-

-

Волейбол

3

2

-

-

Гандбол

-

2

-

1

Гимнастика спортивная

-

2

-

1

Гимнастика художественная

-

1

-

-

Горнолыжный спорт

-

1

2

1

Городошный спорт

-

1

-

-

Гребля

-

-

1

-

Дартс

1

2

-

-

Дзюдо

2

-

1

-

Карате

3

1

2

-

Конькобежный спорт

-

7

2

1

Легкая атлетика

3

2

7

5

Лыжный спорт

7

5

6

1

Парусный спорт

-

-

-

1

Плавание

-

-

1

1

Прыжки в воду

-

3

1

-

Прыжки на батуте

-

1

-

-

Прыжки на лыжах с трамплина

1

-

-

-

Регби

2

1

-

-

Самбо

1

2

-

-

Санный спорт

-

-

-

1

Спортивные танцы

-

-

1

-

Тенис

1

4

6

6

Триатлон

1

-

-

-

Тяжела атлетика

-

1

-

-

Фехтование

1

-

1

1

Фигурное катание

-

2

2

1

Фристайл

-

-

-

1

Футбол

10

11

16

10

Хоккей с шайбой

6

7

10

12

Хоккей с мячом

-

1

2

1

Шахматы

-

1

1

5

Шорт-трек

-

1

-

-

Итого:

21

35

25

27


Стабильно спонсорская деятельность осуществляется в отношении таких видов спорта, как автомотоспорт, баскетбол, биатлон, бодибилдинг, бокс и кикбоксинг, вольная борьба, легкая атлетика, лыжный спорт, теннис, футбол и хоккей с шайбой. Наиболее привлекательны для спонсоров следующие виды спорта: футбол, хоккей с шайбой, бокс и кикбоксинг, лыжный спорт, легкая атлетика, теннис, баскетбол, автомотоспорт.[22]

Следует отметить, что спектр видов спорта, получающих спонсорскую поддержку, расширяется. Вместе с тем количество спонсируемых видов спорта составляет в среднем только около 1/3 от всех культивируемых Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму видов спорта. Характерно, что в России помощь от спонсоров получают такие виды спорта, которым, по нашим данным, в других странах мира не оказывают подобной поддержки (альпинизм, армрестлинг и др.).

Необходимо обратить внимание и еще на один выявленный факт. В 2006 году прекращено использование такой формы предоставления материалов, как спонсорская реклама, что было довольно широко распространено в 2004 и 2005 годах. Видимо, это связано с тем, что современное российское законодательство запрещает рекламу в средствах массовой информации вредных для здоровья населения продуктов, в первую очередь алкогольных напитков, а подавляющее большинство материалов в виде спонсорской рекламы было связано как раз с одним из производителей таких продуктов - фирмой Smirnoff. Таким образом, принимаемые законы начинают действовать на практике и приносить свои первые положительные результаты.

Спонсорская деятельность возможна лишь при наличии ряда участников. Основными элементами организационной структуры спонсорства спорта являются: субъекты (спонсоры); объекты (спонсируемые); посредники. В зависимости от конкретной ситуации организационная структура спортивного спонсорства может упрощаться и включать лишь субъект и объект спонсорской деятельности.

Большинство представленных данных значительно варьирует во времени и не позволяет пока выявить сколько-нибудь стабильных тенденций. Вместе с тем нельзя не отметить факт сужения спектра субъектов спонсорства спорта за счет приостановления в 2006 году спонсорской деятельности со стороны российских страховых обществ и сельскохозяйственных предприятий. Одной из причин такого положения дел на рынке субъектов спортивного спонсорства может являться разовый характер поддержки, распространенный в практике отечественной спонсорской деятельности более широко, чем долгосрочные соглашения.


В качестве зарубежных субъектов спонсорства российского спорта в 2005 г. году выступало 15 различного рода организаций (15,3% от общего количества субъектов спонсорства), в 2006 году - 27 (19,7%), в 2007 году - 30 (19,9%), а в 2008 году - 36 (32,7%). Таким образом, налицо активизация спонсорской деятельности иностранных фирм на спортивном рынке России.

Результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы:

  • спонсорство по сравнению с другими формами поддержки спорта получило в России стабильное во времени приоритетное значение;
  • разнообразные проблемы спортивного спонсорства все более активно освещаются на страницах периодической печати, в частности в газете "Советский спорт". Повышенное внимание к этому феномену проявляется в том, что увеличивается количество материалов о спортивном спонсорстве, основной формой публикаций становятся статьи, все чаще в одном номере газеты помещается несколько различных материалов по вопросам спонсорства спорта и т.д.;
  • в подавляющем большинстве случаев материалы о спортивном спонсорстве носят фактографический характер. Знак информации о спонсорстве спорта продолжает стабильно во времени в подавляющем большинстве случаев оставаться положительным;
  • соотношение материалов о спонсорстве спорта по признаку территориальных границ информации (Россия / зарубежные страны) довольно стабильно во времени и не варьирует ниже, чем 3:1. Таким образом, в центре внимания газеты находятся проблемы специфики развития спортивного спонсорства в России;
  • российские организации производственной и непроизводственной сферы, осознавая свою социально-педагогическую ответственность, принимают довольно деятельное участие в спонсорстве спорта. Вместе с тем на современном этапе более отчетливо проявляется спонсирование российского спорта иностранными фирмами и компаниями;
  • основным комплексным объектом спонсорства выступают различные виды спорта. Исследование позволило выявить общий спектр спонсируемых видов спорта, а также рейтинг наиболее привлекательных для спонсоров видов спорта. Установлено, что в России спонсорскую поддержку получают такие виды спорта, которые не рассчитывают на нее в зарубежных странах;
  • в качестве конкретных объектов спонсорской помощи выступают в первую очередь спортивные соревнования, клубы, команды, отдельные спортсмены, федерации по видам спорта и т.д. Вместе с тем имеются отдельные факты оказания спонсорской помощи физкультурно-оздоровительным мероприятиям и массовым праздникам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы произошла коренная трансформация всей системы экономических отношений в российском спорте. Ушли в прошлое схемы тотального бюджетного финансирования детского и юношеского спорта, спорта высших достижений, а также всей совокупности спортивных учреждений, клубов, стадионов, спорткомплексов и иной инфраструктуры. Конечно, бюджетная поддержка физической культуры и спорта не исчезла вовсе, но о ее конкретной величине говорят следующие факты. При норме финансирования в 2% от расходной части республиканского бюджета, определенного Основами законодательства Российской Федерации о физкультуре и спорте, объемы ассигнований, указанных отдельной строкой, составили 0,03 % в 2003 г., 0,02 - в 2004 и 2005 гг., 0,14 - в 2006 г., 0,12 - в 2007 и 0,09 - в 2008 г. Естественно, что такого ограниченного финансирования явно недостаточно, и спортивные клубы и организации вынуждены заниматься поиском внебюджетных источников получения финансовых ресурсов.

Переход спортивных клубов и организаций в России на рыночные принципы функционирования, в условиях, когда бюджетное финансирование необходимо сочетать с предпринимательской деятельностью, поставил для всей системы спорта в стране несколько основополагающих проблем.

Во-первых, кадровую проблему. На российском рынке труда отсутствует достаточное количество компетентных спортивных менеджеров и специалистов в области спортивного маркетинга, которые призваны организовать и запустить механизм привлечения денежных средств для спорта.

Вторая важная проблема, затрудняющая развитие физической культуры и спорта в нашей стране, - низкие душевые доходы населения, которые не дают возможности динамично развиваться отечественной индустрии спорта и спортивного туризма. К середине 2009 г. до 40 млн чел. в России живут за чертой прожиточного минимума, в то же время национальный доход распределяется крайне неравномерно: в 2008 г. 20% наиболее высокодоходной группе населения принадлежало 47,1 % доходов.

Такое положение отрицательно сказывается на посещении болельщиками спортивно-массовых мероприятий, тормозит развитие сферы предоставления платных спортивно-оздоровительных и спортивно-образовательных услуг и т.п.

Не менее важна проблема низкой оплаты труда работников сферы физической культуры и спорта и задержек в выплате заработной платы. Естественно, что данный уровень зарплаты не создает действенных стимулов к высокопроизводительному труду, а, наоборот, способствует снижению трудовой дисциплины, совмещению рабочих мест, оттоку лучших кадров в другие сферы трудовой деятельности.[23]