Файл: Выбор приоритетного подхода к организации процесса повышения квалификации персонала (Сущность и цели внутрикорпоративного обучения персонала).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и цели внутрикорпоративного обучения персонала
1.2 Виды и методы внутрикорпоративного обучения персонала
Глава 2. Анализ системы внутрикорпоративного обучения персонала в ПАО «Лукойл»
2.1 Краткая характеристика компании «Лукойл»
Введение
В современных реалиях в условиях становления новых видов экономических отношений, которые связаны с развитием частной собственности и свободного предпринимательства, реформированием государственных предприятий, инвестиционными и структурными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы, повышение уровня управляемости предприятия и эффективности производства во многом зависит от наличия во всех составляющих организационно-экономического механизма качественного квалифицированного персонала. Одним из эффективных элементов такого механизма является грамотно организованная система внутрикорпоративного обучения персонала.
Для каждой организации наука и искусство управления людьми имеет очень важное значение. Предприятия не будет без людей, работающих на нем. Более того, оно не достигнет поставленных целей и задач, без качественно подобранного персонала. Можно без сомнения утверждать, что успешная деятельность организации непосредственно зависит от грамотно составленного плана обучения работников предприятия.
Актуальность предложенной темы исследования непосредственно связана с меняющимися условиями функционирования современной организации, ускоренным развитием научно-технического прогресса. Основная суть разработки системы внутрикорпоративного обучения персонала состоит в том, что появляется необходимость подготовки персонала к работе в новых условиях, в новых экономических и научно-технических реалиях.
Современный работодатель заинтересован в том, чтобы в его компании работали высококвалифицированные и компетентные служащие, способные создавать такие товары и оказывать такие услуги, которые будут успешно конкурировать с аналогичными товарами и услугами, производимыми фирмами-конкурентами. Обучение нацелено на подготовку работников предприятия для грамотного решения определенного круга задач, достижения поставленных целей, чтобы обеспечить наиболее высокий уровень эффективности работы всего предприятия в целом.
Стоит сказать, что объектом исследования курсового проекта являются: цели, виды и методы внутрикорпоративного обучения на предприятии.
Предмет исследования: система внутрикорпоративного обучения на предприятии.
Цель курсовой работы: исследовать теоретические аспекты внутрикорпоративного обучения персонала организации; проанализировать систему внутрикорпоративного обучения в ПАО «Лукойл».
Задачами, стоящими перед предложенным исследованием являются:
Обозначить теоретические основы внутрикорпоративного обучения персонала;
Раскрыть сущность системы внутрикорпоративного обучения персонала;
Установить основные виды и методы внутрикорпоративного обучения работников предприятия;
Выявить факторы повышения трудового потенциала работников и конкурентоспособности предприятия в целом за счет внедрения системы внутрикорпоративного обучения;
Произвести анализ системы внутрикорпоративного обучения в компании «Лукойл».
В материалах первой главы предоставлено подробное раскрытие таких терминов как «персонал», «обучение», «корпоративный» и прочие сопутствующие теме определения. Проиллюстрированы цели, субъекты и объекты этой системы. Перечислены виды и методы внутрикорпоративного обучения персонала организации. Также система обучения персонала была рассмотрена в качестве фактора повышения трудоспособного потенциала работников организации и конкурентоспособности предприятия в целом.
Во второй главе мы проводим исследование и анализ системы внутрикорпоративного обучения в компании «Лукойл». На основании имеющейся информации об этом предприятии можно судить об уровне подготовки персонала к выполнению поставленных целей и задач и конкурентоспособности всего предприятия.
Глава 1. Теоретические основы обучение персонала
Прежде чем приступить к основной теме предложенной научной работы для более ясного и четкого понимания ее сути, хотелось бы дать определения основным терминам: «персонал», «обучение» и «корпоративный».
Персонал – личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой работы, например управленческий персонал.
Обучение (учить) – кого-что чему и с неопр. Передавать кому-нибудь какие-нибудь знания, навыки. Заниматься, усваивать, запоминать.
Корпоративный, -ая, -ое, -вен, -вна, [нем. korporativ, фр. corporatif лат.]. Узкогрупповой, обособленный, замкнутый пределами корпорации.
Итак, внутрикорпоративное обучение персонала – это некие тренинги, которые проводят для определенной группы слушателей из одной организации или ее подразделения.
Одним из важнейших факторов, влияющих на конкурентоспособность, эффективность производства и экономический рост организации, является наличие в этой организации таких человеческих ресурсов, которые способны профессионально решать различные производственные задачи. Обеспечивает предприятие квалифицированными работниками кадровая служба, которая управляет сотрудниками с момента приема их на работу до завершения их карьеры. Деятельность кадровой службы направлена на наиболее полное и рациональное использование способностей сотрудника, поэтому одной из основных ее задач является организация работы по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров.
На предложенной ниже схеме проиллюстрированы основные элементы, которые должны быть рассмотрены в рамках формирования внутрикорпоративного обучения сотрудников.
Рис. 1. Этапы формирования обучения персонала
Компетенция (от лат. competens – соответствующий) – совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.
1.1 Сущность и цели внутрикорпоративного обучения персонала
Способность организации к адаптации к динамичным условиям как внешней, так и внутренней среды является одним из определяющих факторов ее экономического здоровья. Ведь благополучие и стабильность непосредственно связаны с конкурентоспособностью. Именно поэтому расходы, связанные с обучением персонала должны рассматриваться как приоритетные и необходимые.
Объектами обучения являются: работники, рабочие группы, трудовой коллектив.
В свою очередь субъекты представлены в виде: функционального управленческого персонала;илинейного управленческого персонала; нанятые извне специалисты.
Внутрикорпоративное обучение является важной составляющей статьей расходов многих компаний, так как они заинтересованы в развитии своих сотрудников, что демонстрирует необходимость проведения обучения кадров. Кадровая служба должна определить необходимые направления обучения работников, актуальные на определенный момент для организации. Работникам предоставляется возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение второй профессии. В процессе прохождения обучения сотрудник получает знания, умения и навыки, которые будут ему необходимы для выполнения определенных функций на рабочем месте.
Специфика обучения персонала состоит в том, что речь идет об обучении взрослых людей, которые, в свою очередь, уже получили не только среднее, но и среднее специальное, чаще даже высшее образование. Вне зависимости от особенностей профессиональной деятельности работника, успешное окончание обучения может произойти при опоре на ряд принципов. Можно выделить несколько основополагающих:
- Четкая постановка целей и задач обучения;
- Предоставление обратной связи;
- Практическое применение полученных знаний;
- Грамотная мотивация сотрудников;
- Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие будни;
- Учет основных характеристик обучающихся.
Также можно перечислить основные факторы, которые определяют профессиональные качества сотрудника:
- Общее базовое образование;
- Специальное профессиональное образование;
- Приобретенные знания, умения и навыки;
- Имеющийся стаж и опыт работы;
- Немаловажны личностные и социальные качества.
Предметами обучения персонала являются:
- Знания:
То есть получение теоретических, практических и методических знаний, которые необходимы сотруднику для выполнения профессиональных задач на рабочем месте.
- Умения:
Способность выполнять возложенные на сотрудника служебные обязанности.
- Навыки:
Высокая степень умения в применения полученных в ходе обучения знаний на практике.
- Поведение:
Выработка стиля поведения, который соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемой должностной позиции, социальное взаимодействие и степень коммуникабельности.
Если обращаться к учебнику Музыченко Вадима Владиславовича «Управление персоналом», то можно выделить следующие цели обучения персонала:
Повышение квалификации – вооруженный новыми знаниями сотрудник может генерировать новые идеи и легко справиться со многими проблемами;
Специфика профессии – работники медицинской сферы, программисты, бухгалтеры и ряд других специалистов обязаны идти в ногу со временем, прогрессировать и развиваться в своих областях;
Соответствие стандартам – в некоторых случаях, к примеру, для прохождения сертификации международной системы качества, организация должна включать в свою структуру, постоянно действующую систему обучения, наряду с остальными;
Международное сотрудничество – существенный вес в некоторых сферах бизнеса могут иметь наличие определенного количества дипломов и сертификатов;
Мотивация – работник, получающий дополнительное образование за счет работодателя, ощущает некую заботу и привязанность по отношению к последнему. Осознавая, что в него вкладывают деньги, сотрудник, во-первых, уверен в том, что рабочее место за ним закреплено, а, во-вторых, начинает стремиться к как можно большей производительности;
Отсутствие специалистов – частая причина необходимости обучения сотрудников – отсутствие на рынке уже готовых специалистов в какой-либо области, необходимой на данный момент предприятию. Достигается за счет повышения квалификации или переквалификации;
Стратегия компании – в некоторых фирмах обучение персонала входит в производственную стратегию (стремятся воспитывать профессиональные кадры «с нуля»).
Очень важный вопрос: как организовать внутрикорпоративное обучение?
Необходимо определить, что должно быть включено в программу обучения и кто будет проводить самообучение. Примечательно то, что тренеры-менеджеры, работающие в компании на протяжении многих лет, отлично разбираются в специфике той сферы бизнеса, в которой находится организация. Это неоспоримое преимущество перед тренерами-менеджерами, которые нанимаются из внешних фирм, оказывающих услуги по обучению.
На первом этапе необходимо обосновать реальную потребность в обучении, оценить разрыв между желаемыми и имеющимися компетенциями работников. На данном этапе производится стоимостная оценка обучения, зависящая от финансовых возможностей предприятия.
Второй этап знаменует формирование целей и задач обучения, определение возможных путей достижения этих целей. Далее нужно будет определить программу обучения, выбрать форму и подобрать методологическую базу, составить план действий и сформировать группы на обучение. Затем производится отбор преподавательского состава.
Уже на этапе обучения происходит изучение вопросов программы. Хорошим фактором в успешности обучения будет обратная связь от обучающихся, с целью необходимой корректировки заданной программы. И по окончании обучения производится оценка его эффективности.
1.2 Виды и методы внутрикорпоративного обучения персонала
Можно выделить три вида обучения персонала:
Подготовка персонала – подразумевает планомерное, организованное обучение квалифицированных кадров, которые владеют совокупностью специальных знаний, умений и навыков.
Повышение квалификации – основной целью этого вида обучения является усовершенствование уже имеющихся знаний, умений и навыков сотрудников, что может быть связано с ростом требований к профессии или повышению в должности.
Переподготовка – обучение в целях освоения новых знаний, умений и навыков в связи с изменениями требований к содержанию результатов труда или овладением сотрудником новой профессией.
Существует огромное множество методов обучения персонала, однако их можно разделить на две большие группы.