Файл: Выбор приоритетного подхода к организации процесса повышения квалификации персонала (Сущность и цели внутрикорпоративного обучения персонала).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и цели внутрикорпоративного обучения персонала
1.2 Виды и методы внутрикорпоративного обучения персонала
Глава 2. Анализ системы внутрикорпоративного обучения персонала в ПАО «Лукойл»
2.1 Краткая характеристика компании «Лукойл»
Так можно сказать, что обучение может быть: без отрыва от производства или с отрывом от производства.
Обучение без отрыва от производства происходит непосредственно на рабочем месте в обычной рабочей обстановке. Обучаемый сотрудник использует то оборудование, документацию или материалы, которыми он будет пользоваться по окончании обучения.
Обратимся к учебнику Шлендера П. Э. «Управление персоналом организации». В нем выбелены основные формы обучения без отрыва от производства, которые перечислены в таблице 1.
Таблица 1. Основные формы подготовки рабочих на производстве
Методы подготовки на производстве |
Характерные особенности |
Наставничество |
Обучаемый закрепляется к более опытному сотруднику и наблюдает, как на практике выполняются различные процедуры и работы. После этапа наблюдения следует этап самостоятельной деятельности обучаемого под контролем наставника. Затем сотрудник допускается к работе в организации |
Стажировки |
Обучающийся в различных подразделениях компании или за ее пределами, получает новую информацию о профессиональной деятельности. Стажировка является полезным средством активизации творческого потенциала работников и пересмотра старых подходов к работе |
Производственный инструктаж |
Подготовка, введение, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой |
Смена рабочего места (ротация) |
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов). Таким образом, преодолевается профессиональная узость знаний, стимулируется усвоение новых навыков |
Использование работников в качестве ассистентов |
Подготовка и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии па себя некоторой доли ответственности |
Подготовка в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |
Соответственно, обучение с отрывом от производства проходит вне рабочего места. Такое обучение может проходить в производственных помещениях компании, центрах обучения и тому подобное. При обучении используется упрощенное учебное оборудование. Такой метод обучения является эффективным средством быстрой передачи нужной информации большим группам людей. Метод внеорганизационного обучения целесообразно применять для изучения фактического материала, концепций, принципов и теорий.
Также из учебника Шлендера П. Э. «Управление персоналом организации». Проиллюстрированы в таблице 2.
Таблица 2. Методы обучения, используемые вне рабочего места
Методы подготовки, используемые вне рабочего места |
Характерные особенности |
Чтение лекций |
Пассивный метод обучения. Проблемы: усталость слушателей, отсутствие обратной связи |
Конференции и семинары |
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает поведение в различных ситуациях (конференция по решению проблем) |
Тренинги |
Метод краткосрочного обучения, в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. Привлекателен именно тем, что передает спрессованный, практически ориентированный опыт в интенсивном режиме. Опытный тренер, как правило, обладает определенными приемами, повышающими эффективность обучения |
Деловые игры |
Предполагают отработку учебной тематики на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей |
Программированное и компьютерное обучение |
Информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После изучения блока материала обучающийся отвечает на вопросы, оценивает глубину понимания и степень усвоения изучаемого материала. После каждого ответа обучающиеся имеют возможность получения обратной связи, показывающей его правильность. Основное преимущество состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе, |
Ролевое обучение |
Обучение манере вести себя в конфликтных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны представлять определенные точки зрения |
Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей |
Моделирование процессов, происходящих па конкурирующих рынках. Слушатели распределяют между собой роли членов правления конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью заданных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких этапов производства важных отраслей (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.). Проблематичным остается часто сильно упрощенное изображение реальности |
Содержание программ и методов обучения для различных категорий работников в значительной степени определяется анализом их профессиональной деятельности. В ходе анализа составляются должностные инструкции и определяются те знания, умения и навыки, которые будут нужны для наиболее успешного выполнения соответствующих профессиональных задач.
Должностная инструкция – инструкция, указывающая круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнять лицо, занимающее данную должность на предприятии, фирме.
Содержание одних учебных программ будет значительно отличаться от содержания других. Это связано с различием целей обучения и категории сотрудников, проходящих обучение.
Можно выделить четыре основные группы задач, которые решаются в ходе обучения и оказывают непосредственное влияние на его содержание:
- Предоставление информации и передача знаний, важных для успешной профессиональной деятельности;
- Развитие навыков работы с информацией или иных навыков, которые необходимы для более успешного решения стандартный профессиональных задач;
- Развитие навыков межличностного общения и изменение установок;
- Развитие навыков принятия решений и анализа проблем.
Очень важным аспектом обучения является перенос полученных знаний, умений и навыков в реалии рабочих будней. Основное ограничение состоит в том, что невозможно создать универсальные готовые решения, которые будут подходить для всех ситуаций. В процессе обучения создается крайне ограниченный набор шаблонов поведения. Поэтому важна организация системной работы, которая может быть выражена в различных формах.
Рабочие совещания – совместное обсуждение проблем и поиска наилучшего решения. Участники получают теоретические ответы без возможности их проверки на рабочем месте.
Укороченный тренинг – активная форма обучения, которая направлена на формирование и совершенствование какого-либо конкретного навыка. Проходит в аудитории.
Коучинг – персональный тренинг, где тренер демонстрирует собственную успешную стратегию и модель поведения. На его примере формируется и отрабатывается в чем-то похожая или иная модель у ученика. Проходит как в учебных, так и реальных условиях с регулярными контактами и обратной связью. Тренер помогает понять, какие технологии будут наиболее подходящими характеру и возможностям ученика.
Консультирование – профессиональная помощь в решении проблемных ситуаций. Осуществляется в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений.
HR-инструменты – технологии, методы, методики, направленные на повышение профессиональной эффективности, создание мотивирующей среды.
Смешанные варианты – соединения различных вариантов посттренингового сопровождения.
Полевая подготовка – система моделирующих упражнений, которые направлены на развитие конкретных коммуникативных и иных навыков в различных ситуациях. Проходит в условиях, приближенных к рабочей реальности, развивает личные качества сотрудника.
1.3 Корпоративное обучение как фактор повышения трудоспособного потенциала работников организации и конкурентоспособности предприятия
Важно понимать, что обучение персонала играет значительную роль в повышении эффективности роботы предприятия в целом.
Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
Этот термин универсален. Его можно применить во всех сферах деятельности человека, к примеру: экономике, политике, медицине, науке, культуре и так далее.
Экономическая эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата; достижение наибольшего объема производства с применением имеющегося ограниченного количества ресурсов или обеспечение заданного выпуска при минимальных затратах.
Связь между процессом обучения и меняющимися показателями деятельности всей компании может быть выражена в ряде факторов, которые отражаются в изменении мотивации, функционального поведения и социальных взаимодействиях сотрудников, которые прошли обучение.
Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации, которые должны принести отдачу в виде повышения деятельности организации.
В результате проведения внутрикорпоративного обучения предприятие может получить следующие преимущества:
- Увеличение скорости работы у сотрудников, которые прошли обучение;
- Расширение кругозора, в особенности у специалистов высшего звена, что непосредственно влияет на скорость и качество принятия тех или иных управленческих решений;
- Снижение потерь от неверной оценки ситуации и, как следствие, принятия неправильного решения;
- Предотвращение ущерба от непредвиденного наступления нежелательных событий и ситуаций, ограничение «эффекта домино»;
- Снижение вероятности поломок и аварий, а также угроз жизни и здоровью работника на рабочем месте;
- Укрепление корпоративного духа, более слаженное схождение интересов сотрудника с интересами организации;
- Рост способностей скоординированной и осознанной деятельности сотрудников и слаженному принятию решений;
- Более налаженная обратная связь между работниками разных отделов компании;
- Распространение «по горизонтали» накопленного передового опыта и других инноваций.
Из всего вышеперечисленного можно сказать, что обучение персонала является многофункциональным процессом, который оказывает влияние практически на все компоненты деятельности организации. От его масштабов, хода и результатов зависят:
- текущие и будущие результаты деятельности компании;
- текущие и будущие затраты, которые непосредственно связаны с деятельностью предприятия;
- уровень риска для дальнейшей успешной деятельности.
Определение влияния обучения на параметры производства может рассматриваться как основной оценочный уровень, который связывает результаты обучения с результатами производства.
Показатели влияния обучения могут быть выражены в физических величинах: численности персонала; коэффициентов (отходов, брака, текучести кадров) и прочее.
Экономическая оценка результатов обучения основана на целесообразности осуществления инвестиций в человеческий капитал. В качестве критерия целесообразности инвестиций в человеческий капитал принимается размер приращения дополнительного чистого дохода после прохождения программ обучения.
Стоит отметить роль внутрикорпоративного обучения персонала в повышении эффективности и конкурентоспособности для самого работника и для предприятия в целом. Работник получает новые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем применяет в своей профессиональной деятельности. Компания получает грамотных специалистов в своей сфере, которые вносят какие-либо новаторские, может быть даже инновационные, творческие идеи, тем самым повышая не только экономическую эффективность предприятия, но и его конкурентоспособность в той сфере, в которой оно находится.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
Основная цель обучения персонала – достижение более высокого качественного уровня труда работников и более высокой производительности, а также приобретение сотрудниками профессиональных компетенций, отвечающих перспективным требованиям к работе.
В современном мире существует множество методов внутрикорпоративного обучения персонала. Очень важно грамотно ими уметь пользоваться, то есть необходимо под каждого определенного работника или группу работников подбирать свою методику, исходя из специфики специальности и целей и задач, стоящих перед обучением.
Нельзя не отметить важность внутрикорпоративного обучения, как средства достижения более высоких экономических показателей предприятия. Так как знания, умения и навыки сотрудников организации являются непосредственным фундаментов как для повышения трудоспособного потенциала работников организации, так и для конкурентоспособности предприятия в целом.