Файл: Международный менеджмент: Особенности международного менеджмента на примере любой российской компании в гостиничном или ресторанном бизнесе, работающей на мировом рынке.(Особенности гостиничных услуг на современном туристском рынке).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности гостиничных услуг на современном туристском рынке.
1.1 Характеристика гостиничной индустрии России
1.2 Обзор российского рынка гостиничных услуг
2.2 Общая характеристика ТГК «Вега»
2.2 Анализ уровня и динамики показателей работы гостиницы и персонала
2.3 Анализ качественных параметров в управлении персоналом гостиницы
Должность |
Кол-во единиц |
Генеральный директор |
1 |
Зам. генерального директора |
1 |
Главный бухгалтер |
1 |
Бухгалтер |
1 |
Финансовый директор |
1 |
Менеджер службы приема и размещения |
1 |
Начальник отдела маркетинга |
1 |
Маркетолог |
3 |
Старший администратор |
3 |
Администратор |
4 |
Менеджер по подбору персонала |
1 |
Начальник хозяйственной части |
1 |
Менеджер службы общественного питания |
1 |
Начальник отдела кадров |
1 |
Инженер по ОТ и ТБ, ГО |
1 |
Техник |
2 |
Проанализируем показали прибыли гостиницы за 2013 - 2015 гг. (таблица 2).
Таблица 2
Показатели прибыли гостиницы "Вега", тыс. руб.
№ п/п |
Показатели / года |
2013 |
2014 |
2015 |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
||
2014 - 2013 |
2015 - 2014 |
2014 - 2013 |
2015 - 2014 |
|||||
1 |
Выручка, тыс. р. |
12 105,00 |
11 978,40 |
13 404,00 |
-126,60 |
1 425,60 |
-1,05 |
11,90 |
2 |
Себестоимость, тыс. р. |
8 300,10 |
9705,5 |
10 242,60 |
1 405,40 |
537,10 |
16,93 |
5,53 |
3 |
Валовая прибыль (от реализации) тыс. руб. (1-2) |
3 804,90 |
2 272,90 |
3 161,40 |
-1 532,0 |
888,50 |
-40,26 |
39,09 |
4 |
Ставка налога на прибыль, % |
15% |
15% |
15% |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5 |
Сумма исчисленного налога на прибыль тыс. руб. (стр.3*15%) |
570,735 |
340,935 |
27,083 |
-229,80 |
-313,85 |
-40,26 |
-92,06 |
6 |
Чистая прибыль, тыс. руб. (стр.3 - стр.5) |
3 234,17 |
1 931,97 |
153,47 |
-1 302,2 |
-1 778,5 |
-40,26 |
-92,06 |
7 |
Численность сотрудников за отчетный период |
42 |
42 |
40 |
0,00 |
-2,00 |
0,00 |
-4,76 |
8 |
Расходы на оплату труда, тыс. руб. |
7680 |
7920 |
7572 |
240,00 |
-348,00 |
3,13 |
-4,39 |
9 |
Начисления на заработную плату |
2319,36 |
2391,84 |
2286,744 |
72,48 |
-105,10 |
3,13 |
-4,39 |
10 |
ФОТ |
9999,36 |
10311,84 |
9858,744 |
312,48 |
-453,10 |
3,13 |
-4,39 |
11 |
Среднегодовая оплата труда на 1 раб. тыс. руб. |
182,8571429 |
188,5714286 |
189,3 |
5,71 |
0,73 |
3,13 |
0,39 |
12 |
Среднемесячная оплата труда 1 раб., тыс. руб. |
15,23809524 |
15,71428571 |
15,775 |
0,48 |
0,06 |
3,13 |
0,39 |
13 |
Производительность труда (доход / ССЧ), тыс. руб. |
288,2142857 |
285,2 |
335,1 |
-3,01 |
49,90 |
-1,05 |
17,50 |
14 |
Рентабельность услуг, % (ЧП/ВР) х 100 |
26,71759603 |
16,12874007 |
1,14495673 |
-10,59 |
-14,98 |
-39,63 |
-92,90 |
15 |
Рентабельность деятельности, % (ВП / ВР) х 100 |
31,43246592 |
18,97498831 |
23,5854969 |
-12,46 |
4,61 |
-39,63 |
24,30 |
На основании таблицы 2 можно сделать следующие выводы:
Выручка от реализации увеличилась в 2015 году на 1425,6 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом, что составляет темп роста в 11,9 %, при этом стоит отметить, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом, выручка падала на 1,05% (на 126 т. р.). В целом, с 2013 года выручка увеличилась в 2015 году на 10,73%.
Себестоимость гостиницы увеличилась на 537,1 тыс. руб. в 2012 году по сравнению с 2014, и в целом с 2013 года увеличилась на 23,4 %.
Можно отметить, что рост затрат в динамике значительно выше, чем выручки, что является отрицательной тенденцией в деятельности гостиницы. Таким образом, из-за увеличения темпа роста затрат по сравнению с выручкой в динамике снижается рентабельность услуг и в целом деятельности гостиницы.
Причинами снижения рентабельности могут быть внутренние проблемы фирмы. Чтобы понять, какую роль в данной тенденции играет управление персоналом, необходимо проанализировать производительность труда и удельные затраты на персонал.
На рисунке 4 можно четко проследить динамику основных показателей деятельности гостиницы в период с 2013 по 2015 годы. Можно с уверенностью сказать, что на лицо рост выручки и затрат, причем четко прослеживается, что себестоимость растет с большими темпами, чем выручка от реализации.
Рисунок 4. Динамика основных показателей деятельности гостиницы
Анализировать данные таблицы 2 можно с помощью следующих коэффициентов.
Удельные затраты на персонал в себестоимости. К затратам на персонал относят расходы на оплату труда, ЕСН, страховой тариф на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных компаний по подбору персонала, расходы на подготовку и переподготовку кадров и т.д.
По сравнению с 2014 годом, в 2015году расход на персонал в общих затратах снизился на 0,051%. Таким образом, есть потенциальная возможность увеличить фонд оплаты труда работников для создания дополнительного стимула к работе.
Затраты на оплату труда в расчете на одного работника за месяц.
По сравнению с 2014 годом, в 2015 году затраты в расчете на одного работника наоборот увеличились на 0,00445%, не смотря на снижение удельных затрат. Но, так как это увеличение не сильно существенно, то все равно остается потенциал для увеличения заработной платы, либо ее премиальной части.
Производительность труда. В 2015 году, по сравнению с 2014 годом производительность возросла на 0,175%. Это может быть связано, как с высвобождением неквалифицированных кадров, так и с увеличением общих затрат на оплату труда в 2015 году по сравнению с 2014.
Чтобы увидеть, насколько экономически эффективна существующая система оплаты труда в отеле, необходимо проанализировать зависимость затрат на персонал и их связь с выручкой и себестоимостью в гостинице.
Проанализировав полученные данные по гостинице «Вега», можно увидеть, что благодаря выбранной политике по оплате труда, в отеле увеличивается фонд оплаты труда, увеличивается выручка на одного рабочего (т.е. производительность труда), но при этом снижаются затраты на одного рабочего.
Таким образом, при совокупном росте производительности труда, рентабельность производства в динамике снижается, что крайне не желательно для предприятия международного уровня, так как может привести к снижению конкурентоспособности.
2.3 Анализ качественных параметров в управлении персоналом гостиницы
Система управления персоналом является основой менеджмента организации, поскольку реализует основную задачу менеджмента — организацию деятельности. Эффективность менеджмента напрямую зависит от качества управления персоналом.
Для повышения эффективности менеджмента в управлении персоналом на первый план выступают вопросы оптимизации кадрового состава, которые особенно важны для организаций, проходящих фазы кризиса или находящихся в ситуации спада. Анализирую работу по подбору и управлению персоналом в гостинице «Вега», на сегодняшний день следует отметить отсутствие стратегического планирования потребностей в людских ресурсах, что зачастую приводит к тому, что персонал нанимается по факту необходимости и в кратчайшие сроки. Набор персонала осуществляется, как правило, из внешних источников. При освобождении вакантной должности до директора гостиницы доносится данная информация бухгалтерией, и руководство принимает решение о поиске новой кандидатуры. Помещаются рекламные объявления в газетах, на тематических сайтах, либо проводится опрос среди служащих и знакомых с целью выявить, не заинтересует ли кого предлагаемая должность. Необходимо отметить, что данный подход не всегда рационален, так как внутренний набор персонала среди своих сотрудников не только обходится дешевле, но и приводит к повышению мотивации, так как создаются предпосылки для карьерного роста, также улучшается моральный климат и усиливает привязанность работников к гостинице.
Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. При приеме на работу в гостинице "Вега" используют методы оценки, которые заключаются в проведении собеседования, и оценки резюме потенциального кандидата на должность. Аттестация персонала в гостинице "Вега" направлена на выявление соответствия уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное ее назначение - не контроль исполнения (хотя это тоже важно), а выявление резервов повышения отдачи работника. Необходимо заметить, что научно-методическое обеспечение системы оценки работы персонала в гостинице "Вега" неудовлетворительное, поскольку:
в гостинице практически не используются современные методы осуществления процесса оценки персонала, в том числе проведения аттестации;
анализ и оценка содержания условий труда на рабочем месте в гостинице не проводится;
аттестуется только персонал кафе, при этом не оценивается работа остального штата;
разработка должностных инструкций ведется формально.
В идеале, аттестация работников должна проводиться в целях рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело, укрепления корпоративной культуры, но по факту данная процедура осуществляется формально "для галочки", и является скорее раздражающим фактором, так как отнимает время персонала.
Сроки и график проведения аттестации утверждаются директором гостиницы "Вега" и доводятся до сведения работников за один месяц до ее начала. Она проходит в три этапа:
подготовка к проведению аттестации: составление список сотрудников, подлежащих аттестации, подготовка графика проведения аттестации, оповещение сотрудников о сроках проведения аттестации и т.п.
проведение аттестации;
подведение итогов аттестации.
Работа аттестуемого оценивается с учетом его личного вклада в выполнение планов подразделения, квалификации и исполнения им должностных обязанностей.
На основе этих данных аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности.
По факту, из-за формальности подхода к аттестации - данная оценка тоже достаточно формальна, и не приносит ожидаемых результатов.
В гостинице существует ряд объективных и субъективных факторов, которые относятся к недостаткам системы аттестации, а именно:
для некоторых специалистов, если их назначают членами аттестационной комиссии, определенной проблемой является предоставление работникам негативной обратной связи: указание на допущенные ошибки, просчеты или низкие рабочие показатели.
некоторые руководители предпочитают избегать открытой конфронтации с подчиненными и не давать негативную обратную связь. Это приводит к необъективным и расплывчатым оценкам рабочих результатов и может снижать доверие персонала гостиницы к действенности системы оценки, к ее способности справедливо оценивать достижения работников и к эффективности используемых методов.
Таким образом, необходимо отметить, что на практике в гостинице "Вега", из-за преобладания формального подхода, возможности аттестации используются далеко не в полной мере.
Что касается обучения, то в гостинице "Вега" применяется обучение на рабочем месте, а именно копирование, когда работник прикрепляется к специалисту, учится, копируя действия этого человека и использование учебных методик, инструкций (например: как работать с конкретной машиной (или с новой программой) и т.п. Обучение вне рабочего места (тренинги, ролевые игры и т.п.) не производятся.
Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.
Повышение квалификации в гостинице "Вега" не предусмотрено, что крайне удивительно потому, что сотрудникам компании, работающей на международном рынке необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы компания пользовалась спросом и оставалась конкурентоспособной.
При этом, руководство гостиницы "Вега" придает большее значение наличию у сотрудников мотивации. И это обоснованно, поскольку сравнительно высокий уровень мотивации в конечном итоге приводит к лучшим результатам в работе.
Большинство мотивационных программ представляют собой компенсационные программы, построенные на основе включения в них каких-либо стимулирующих интерес факторов, таких как поощрение за соответствующее позитивное поведение или, наоборот, отсутствие поощрения в негативных случаях.
В гостинице "Вега" существуют такие формы поощрения, как присуждение звания лучшего работника за месяц.