Файл: Международный менеджмент: Особенности международного менеджмента на примере любой российской компании в гостиничном или ресторанном бизнесе, работающей на мировом рынке.(Особенности гостиничных услуг на современном туристском рынке).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности гостиничных услуг на современном туристском рынке.
1.1 Характеристика гостиничной индустрии России
1.2 Обзор российского рынка гостиничных услуг
2.2 Общая характеристика ТГК «Вега»
2.2 Анализ уровня и динамики показателей работы гостиницы и персонала
2.3 Анализ качественных параметров в управлении персоналом гостиницы
В управлении персоналом гостиницы "Вега" применяются следующие методы управления:
административно-организационные методы:
регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;
использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью средства размещения
экономические методы управления:
материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, система поощрений и штрафов
социально-психологические методы управления:
развитие у сотрудников чувства принадлежности к гостинице с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы, обеспечения сотрудников форменной одеждой и т.д.
стимулирование труда работников посредством предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.д.), организация праздников для сотрудников и их детей
На основе принципов и функций сформированы методы управления персоналом в гостинице, т.е. те способы, с помощью которых руководство воздействует на персонал (таблица 3).
Таблица 3
Методы управления персоналом, используемые руководством гостиницы
Методы |
Меры воздействия |
|
Административные |
Распорядительные |
распоряжение руководства; координация работ; контроль исполнения. |
Материальная ответственность |
лишение премий; штраф. |
|
Дисциплинарная ответственность |
выговор; увольнение. |
|
Экономические |
Оплата труда |
премия; вознаграждение |
Социально-психологические |
Психологические |
убеждение; просьба; похвала; запрещение. |
Социальные |
наблюдение; собеседование. |
Основные принципы и функции, применяемые отелем при организации заработной платы:
Воспроизводственная функция, заключающаяся в обеспечении своих работников, а также членов их семей необходимыми жизненными благами.
Стимулирующая функция, сущность которой в отеле состоит в том, что устанавливается прямая зависимость заработный платы работника от его трудового вклада (премии, штрафы и т.п.).
Принцип простоты, логичности и доступности форм и систем оплат труда обеспечивает широкую информированность работников отеля о сущности систем оплаты труда (работники четко представляют, в каком случае размер заработной платы, т.е. уровень их материального благосостояния, повысится).
Принцип равной оплаты за равный труд в отеле определяется тем, что в организации нет дискриминации в оплате по полу, возрасту, национальной принадлежности.
Выплата премии работникам гостиницы производится в соответствии с объемом и качеством выполняемой работы, а также по результатам финансовой деятельности предприятия за отчетный период, штрафы в виде лишения премий; полный соц. пакет.
Помимо ежемесячных премий существуют разовые ,единовременные, премии. Они не являются частью заработной платы, а являются поощрением работника за особые достижение в труде. Эти премии выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении отеля после уплаты налогов.
Единовременное поощрение к юбилейным датам не выплачивается работникам, допустившим недостачу, хищения, нарушения трудовой дисциплины.
Предлагаемые стимулы имеют значение для многих категорий работников, так как доказано, что денежные стимулы ,премии и штрафы, влияют на мотивацию только в том случае, если их размер составляет не менее двадцати процентов от постоянной зарплаты. Основными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: дисциплина и ответственность работников, специализация предприятия, обновление основных фондов, условия труда работников, организация рабочих мест, текучесть кадров, заинтересованность работников в достижении высоких результатов деятельности, применение прогрессивных форм.
Существующую кадровую политику гостиницы целесообразно представить через фазы воспроизводства персонала (таблица 4).
Таблица 4
Динамика структуры гостиницы "Вега" по уровню образования за 2014 - 2015 гг.
Уровень образования |
2014 г. |
2015 г. |
численность, чел 73 165 117 |
численность, чел 75 167 120 |
|
Высшее |
||
Среднетехническое |
||
Среднее |
||
Анализируя данные таблицы 4, можно увидеть, что большую часть среди персонала составляют работники со среднетехническим и высшим образованием.
Таким образом, требования к персоналу предъявляются на основании квалификационного справочника, обучение персонала проводится на рабочем месте, управление персоналом в гостинице осуществляется через отбор, оценку, развитие и мотивацию персонала.
При наборе персонала руководство гостиницы пользуется следующими критериями и принципами, которые наглядно показаны на рисунке 5.
Потребность в персонале оценивается директором гостиницы "Вега" и основывается на изменении объема работ.
Рисунок 5. Принципы и критерии, используемые руководством гостиницы "Вега" при подборе кадров
Главным моментом является оценка персонала, которая осуществляется для определения соответствия работника занимаемому им вакантному месту (должности) и выполняется следующими способами:
- оценка потенциала работника (профессиональные знания, опыт, деловые и нравственные качества, психология личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры;
- оценка индивидуального вида (позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника и его соответствие занимаемой должности).
В гостинице главным лицом в оценке персонала является непосредственно директор. Он получает информацию о соискателе от начальника отдела кадров, который, в свою очередь, совместно с менеджером по подбору персонала уже провел соответствующую беседу и вынес определенное решение по данному вопросу, согласно представленному далее алгоритму принятия решения. На основании обобщения первичной информации происходит первичное обобщение информации, предоставленной соискателем, далее с соискателем проводится оценочная беседа, затем, менеджер по подбору персонала подводит итог результатов беседы, выносит свое решение и доносит его до руководителя отдела – начальника отдела кадров. Далее, начальник отдела кадров совместно с менеджером по подбору персонала, формирует экспертное заключение по данному вопросу и доносит его до генерального директора, а тот, в свою очередь, принимает окончательное решение.
Посредством оценки персонала в гостинице решаются следующие задачи (рисунок 6).
Рисунок 6. Задачи, решаемые с помощью оценки персонала в гостинице "Вега"
Кроме того, оценка может помочь в решении некоторых дополнительных задач:
- установление обратной связи с работником по профессиональным и организационным вопросам;
- удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Основным методом воздействия на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации).
Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.
На практике в гостинице "Вега" не применяются такие методы, что является существенным недостатком гостиницы.
Набор кадров - один из ключевых моментов работы гостиницы, работающей на международном уровне. Очевидно, что от качества отобранных кадров зависит эффективность работы гостиницы и использование всех остальных ресурсов.
На основе проведенного анализа в гостинице, можно выделить следующие отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом (таблица 5).
Таблица 5
Преимущества и недостатки системы управления персоналом гостиницы "Вега"
Преимущества |
Недостатки |
Первичное ознакомление кадров с должностными обязательствами и объемом работы; Предпочтение отдается кандидату с опытом, что позволяет не тратить время и средства на обучение; Учитывается мнение сотрудников отдела, в котором будет работать соискатель |
Отсутствие долгосрочного планирования кадров; Отсутствие четкой кадровой политики; Отсутствие кадрового резерва; Отсутствие передвижения кадров для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах; Отсутствие поощрения инициативы персонала; Относительно низкая для предприятия такого уровня, оплата труда |
Для рационального использования трудового резерва, и, как следствие, эффективной работы кадров необходимо четко определить основные направления работы с персоналом, такие как требования к персоналу, оплата труда, материальное стимулирование.
Подбор кадров в гостинице "Вега" осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности гостиницы в этот период времени, так как происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу.
Необходимо обеспечивать мотивационную сторону процесса управления. При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата будет минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.
В современных условиях, знания и компетентность персонала лежат в основе развития организаций и становятся важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности. Так же, результат деятельности отеля зависит и от руководителя, его профессионализма, культуры, нравственных качеств и профессиональной компетентности.
Основная причина увольнений работников в 2013-2015 годах - плохие условия труда, вторая причина, неудовлетворенность оплатой труда и нарушения трудовой дисциплины. Для того чтобы исправить эту тенденцию, руководителю отеля необходимо пересмотреть условия формирования заработной платы и условия труда сотрудников.
Так как основными причинами увольнений сотрудников являются низкая оплата труда и условия труда, предприятию необходимо пересмотреть всю систему оплаты, чтобы оставить производительность на прежнем уровне и снизить текучесть кадров работников.
В результате анализа системы управления трудовыми ресурсами в гостинице "Вега" можно сделать вывод, что в данной системе присутствуют определенные недостатки и проблемы в управлении персоналом.
Руководство гостиницы "Вега" придает большее значение наличию у сотрудников мотивации. Но при этом делает акцент в основном на материальное стимулирование, не уделяя должного внимания психологическим аспектам.
Не смотря на то, что аттестация в гостинице присутствует, она является по факту формальной, то есть не приносит тех результатов, которые предполагаются. Кроме того, что пользы от такой аттестации в последнее время нет, она порой еще и ухудшает психологический климат в коллективе, так как воспринимается как что-то негативное.
Обучение персонала происходит лишь при найме на работу. Тренинги и повышение квалификации в гостинице не предусмотрены, что влияет в конечном итоге на мотивацию персонала и на текучесть кадров, которая в гостинице достаточно высокая, особенно в первые месяцы работы.
Недостатком можно считать и большое количество увольнений, связанных с низкой оплатой труда. В гостинице для персонала не предусмотрено льгот, кроме скидок на проживание и пользование дополнительными услугами, что также негативно влияет на моральный климат в коллективе.
Административные методы управления персоналом явно преобладают над социально-экономическими и социально-психологическими методами. Конечно, нельзя отрицать достоинств данного метода управления: идеальный порядок и высокая трудовая дисциплина, постоянный контроль, быстрая организация деятельности. Однако, как следствие, наличие неблагоприятного психологического климата, выражающегося в неудовлетворенности людей своей работой, положением в коллективе. Все это ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое здоровье сотрудников. Этот стиль руководства оправдан только в экстремальных и критических ситуациях