Файл: Международный менеджмент: Особенности международного менеджмента на примере любой российской компании в гостиничном или ресторанном бизнесе, работающей на мировом рынке.(Особенности гостиничных услуг на современном туристском рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Гостиничный и ресторанный комплекс является важнейшим элементом социальной сферы, а также играет большую роль в повышении эффективности общественного производства, и соответственно, в росте жизненного уровня населения.

В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

Международный туризм, как одна из форм международных экономических отношений, приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между странами. Кроме того, во многих странах доходы от туристической деятельности составляют значительную часть национального дохода (Испания, Кипр, Мальта, Австралия и т.д.). Международный гостиничный бизнес - феномен ХХI века, который отражает заметную тенденцию выхода гостиничных сетей за пределы национальных границ. В условиях современной конкуренции в глобальной гостиничной отрасли сеть, как форма организации, позволяет быстро реагировать на изменения мирового рынка услуг.

Среди работ зарубежных авторов, таких как Ф.М. Гоу, П.Л. Ингрэм, О. Марторелл Кунилл, М. Олсена, Р. Пайна, Т. Пауэрса, М. Рисполи, П. Четхота. прослеживаются значимые этапы в эволюции международных гостиничных сетей, обосновывается эффективность сетевых форм организации гостиничного бизнеса, анализируется природа экономической эффективности сетей в гостиничном бизнесе, а также раскрывается сетевой характер развития глобальной гостиничной отрасли в целом.

К сожалению, в российских исследованиях различные аспекты организации и развития гостиничных фирм крайне редко анализируются на основе современных концепций теории стратегического управления. Сегодня в литературе крайне мало работ, в которых было бы представлено систематизированное и комплексное описание базовых бизнес - моделей развития гостиничных предприятий, объединенных в сеть.

На сегодняшний день, остро ощущается недостаток в специализированных исследованиях, способных предложить обобщение опыта, структурированное описание и, как следствие, анализ стратегий гостиничных сетей. На мой взгляд, очень интересны работы по исследованию стратегий предприятий гостиничного хозяйства А.Л. Лесника, Г.А. Карповой, В.С. Янкевича. Необходимо углубленно изучать методы и стратегии управления компанией при выходе на внешний рынок, так как ситуация на этом рынке очень изменчива, а владение техникой управления, основанное на анализе теории стратегического управления, позволит быстро реагировать на изменения мирового рынка и остаться конкурентоспособным.


Все вышесказанное определило актуальность выбранной темы. Очень важно подобрать правильную модель менеджмента для работы в гостиничной деятельности. Причем приёмы и методы остаются практически те же, что и для внутриэкономического подхода, но рассматривать их надо более детально. В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования их экономических, социальных, культурных и иных особенностей.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть особенности международного менеджмента на примере российской компании.

Задачи курсовой работы:

  • Рассмотреть и охарактеризовать современное состояние российской гостиничной индустрии;
  • провести обзор российского рынка гостиничных услуг
  • проанализировать деятельность конкретного российского гостиничного предприятия, работающего на международном рынке

Объектом исследования в моей курсовой работе выступает гостиница «Вега», входящая в международную цепь гостиниц «Best Western».

Материалами для работы послужили книги отечественных и зарубежных авторов (А.В Чернышева и А.Л. Лесника, С.И. Долгова, В.А. Квартальнова и А.А. Романова, М.А. Жуковой, С.С. Скобкина, С. Медлика, Х. Инграма и др.).

Глава 1. Особенности гостиничных услуг на современном туристском рынке.

1.1 Характеристика гостиничной индустрии России

Современный облик гостиничной индустрии сложился во второй половине XX в. В 60—70-х годах прошлого столетия произошли кардинальные преобразования в мировом гостиничном бизнесе. Если в конце XIX — начале XX в. гостиница представляла собой индивидуальное и чаще семейное заведение, то современная гостиница — это сложное хозяйственное предприятие, выполняющее разнообразные производственные, хозяйственные и управленческие функции. Индустриализация сферы услуг в целом и гостиничной индустрии в частности выдвинула на ведущие роли крупные, хорошо технически и технологически оснащенные гостиничные комплексы, корпорации, цепи, объединяющие тысячи гостиниц по всему миру. Малый, семейный гостиничный бизнес отодвинулся на периферию туристических потоков и занял рыночные ниши в соответствии со своими объемами и потенциалом.


Серьезные эволюционные перемены произошли не только в принципах и способах управления гостиницами, но и в самом гостиничном продукте — он стал высокотехнологичным и полностью ориентированным на потребителя[1].

Золотым веком гостиничной индустрии считаются 60—80-е годы XX в.

В этот период идет процесс бурного строительства новых гостиниц по всему миру — как в Америке, так и в Европе, Азии и Австралии. Крупномасштабное увеличение мощности мирового гостиничного хозяйства стимулируется общим экономическим подъемом, а также динамично растущим спросом на продукты и услуги индустрии гостеприимства.

В 90-х годах XX в. бурный рост сменяется спадом, после чего с начала XXI в. начинается период относительной стабилизации гостиничного бизнеса.

В нынешних условиях гостиничные предприятия работают в очень жесткой конкурентной среде. Конкуренция на рынке гостиничных услуг обостряется под влиянием таких факторов, как развитие стратегий поглощения и консолидации; выход на рынок новых компаний; применение прогрессивных маркетинговых стратегий сегментации рынка[2].

В 1980 году в Москве, на Краснопресненской набережной, был построен первый в СССР Центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами — Всесоюзное объединение «Совинцентр» Торгово-промышленной палаты СССР, который включал в себя два гостиничных комплекса — «Международный» и «Союз» категории «люкс». Все эти гостиничные предприятия имели развитую и современную инфраструктуру сервиса, включали предприятия питания, конгресс - залы, киноконцертные залы, спортивные сооружения. Несмотря на то, что с тех пор прошло много лет, а в стране произошли серьезные социально-экономические и политические перемены, эти гостиничные предприятия до сих пор в значительной степени определяют лицо гостиничной индустрии Москвы.

В постсоветский период — с 1991 года, начинается достаточно сложный и болезненный этап в отечественном гостиничном бизнесе. С распадом Советского Союза нарушается единое экономическое и политическое пространство, начинается процесс приватизации государственной собственности, который захватывает и гостиничную индустрию, разрушается привычная административно-хозяйственная система, большая часть гостиничных предприятий акционируется, часть предприятий переходит в коллективную и индивидуальную собственность. На фоне таких сложных, революционных преобразований катастрофически уменьшается рентабельность гостиничных предприятий, сокращается загрузка номерного фонда, падает качество предоставляемых услуг и, как следствие, растет текучесть кадров.


В особенно сложной ситуации оказались гостиничные гиганты. Эти комплексы были сформированы в советский период, когда гостиничные и туристические технологии были рассчитаны на массовые туристские потоки, основанные на субсидировании из государственных общественных и профсоюзных фондов.

Смена социально-экономической политики государства, переход на систему рыночных отношений создают условия жесткой конкуренции между гостиничными предприятиями, кроме того, старение материально-технической базы, отсутствие инвестиций и нехватка высококвалифицированных кадров ставят многие гостиницы на грань выживания.

К 2000 году, по оценке Госкомстата, рынок гостиничных услуг России имел пять тысяч двести девяносто четыре средства размещения, в том числе четыре тысячи сто пятьдесят гостиниц с единовременной вместимостью более четырёхсот тысяч мест, что составляло приблизительно два процента от общемировых показателей и четыре процента от общеевропейских. Одна из основных рыночных характеристик гостиничной индустрии - загрузка номерного фонда, составляла около тридцати процентов.

Однако общие прогнозы развития показывают, что можно увеличить эффективность развития гостиничных объектов в три, а, возможно, и в три с половиной раза. Таким образом, прорыв в сфере гостиничных услуг в России вполне реален. Для этого необходимы высокая степень присутствия на национальном рынке иностранных компаний и повышенная активность и мобильность населения внутри страны[3].

Анализируя развитие гостиничного комплекса Москвы, следует заметить, что положение дел в гостиничной индустрии столицы отличается от общей ситуации в стране. Благодаря целенаправленной политике Правительства Москвы, сегодня город является бесспорным российским лидером по основным экономическим показателям гостиничной деятельности, которые, по ряду параметров, вполне сопоставимы с международными стандартами.

Последние два экономических кризиса способствовали снижению показателей деловой активности на московском гостиничном рынке. На некоторое время была приостановлена реализация планов по развитию гостиничного комплекса столицы, в частности, строительство новых отелей. Однако, уже к середине 2015 года ситуация существенно улучшилась. Крупнейшие международные гостиничные сети проявили интерес к развитию гостиничного бизнеса в Москве.

По данным Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы, в 2001 году в городе функционировали сто семьдесят пять предприятий гостиничного типа различных форм собственности. В их число, помимо гостиниц, включались другие объекты размещения, такие, как мотели, кемпинги, гостиницы при рынках, дома для охотников и рыболовов. Всего на московском гостиничном рынке функционируют сто шестьдесят четыре гостиницы с суммарным номерным фондом 35 873 номера на 65 326 мест. Из них, восемь гостиниц категории пять звезд, двадцать две гостиницы категории четыре звезды, сорок семь гостиниц категории три звезды. В категории две и одна звезды – сорок три и сорок четыре гостиницы соответственно.


Распределение объектов гостиничного комплекса по административным округам столицы носит неравномерный характер. Так, наибольшее количество гостиниц, тридцать один процент от общего числа, находится в Центральном административном округе. Причем, здесь сосредоточены самые дорогие гостиницы: все восемь из имеющихся в Москве пятизвездочных гостиниц и более двух третей общего числа гостиниц категории четыре звезды. Из остальных административных округов столицы относительно большим числом гостиниц выделяется Северо-Восточный округ, в котором расположено двадцать шесть гостиниц, составляющих шестнадцать процентов от их общего числа.

Следует отметить, что столичный гостиничный комплекс имеет устойчивые перспективы развития, которые определены Программой развития туризма в Москве на период до 2020 года.

Для привлечения новых клиентов и наработки базы постоянных клиентов, помимо рекламы, руководству гостиничных комплексов необходимо разрабатывать различные системы скидок и бонусные программы. В наше время, в связи с увеличением предприятий гостиничного типа и предлагаемых услуг, без таких мероприятий невозможно остаться конкурентоспособными. Все гостиницы предоставляют ряд услуг, часть из которых – основные, часть – дополнительные. Безусловно, каждая гостиница ведет свою политику и может предоставлять совершенно любой сервис. Однако, если при относительно одинаковых ценах на номера в одном месте интернет бесплатный, а в другом – платный, то, скорее всего, стоит сделать выбор в пользу первого.

В соответствии с Генеральным планом развития города Москвы на период до 2020 года предусматривается строительство новых отелей, а также реконструкция существующих, с количеством номеров и мест размещения около шести с половиной тысяч номеров на десять тысяч мест, и пять с половиной тысяч номеров на девять с половиной тысяч мест, соответственно. Эти отели находятся преимущественно в центральной части города. Категории вновь строящихся отелей определяются в соответствии с прогнозируемыми потоками туристов и гостей. В связи с этим, приоритетное положение отводится строительству отелей среднего класса, в том числе малым, для наиболее полного удовлетворения потребностей в средствах размещения граждан, прибывающих в столицу с деловыми и туристскими целями[4].

Таким образом, гостиничная индустрия нашей страны в настоящее время является перспективной и быстроразвивающейся отраслью, которая обеспечивает стабильный доход в федеральный бюджет. В этой связи, количество отелей и гостиниц в России растет с каждым годом. В условиях жесткой конкуренции и борьбы за клиента, менеджерам приходится прибегать к неординарным маркетинговым идеям и различного вида акциям. Но все же масштаб их деятельности в гостиничном бизнесе развит на много меньше, чем за рубежом. Это обуславливается тем, что после развала Советского Союза пришлось приложить много усилий для того, чтобы эта отрасль вышла на мировой уровень.