Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа формируется вокруг понятия лидер. Проблемы лидерства актуальны и по сей день. Повышенное внимание к данной теме определяется тем, что этот термин еще совсем новый. Люди в целом еще не привыкли к понятию лидер.
В наши дни слово лидер употребляется в разных областях. Каждый человек вкладывает в это понятие сове значение. Кто-то скажет, что лидер это главарь, умеющий грамотно управлять людьми. Другие же скажут, что лидер это человек занимающий первые позиция во всем и везде. Но как мне кажется, лидер это собирающие понятие. Не может быть четкого определения данному термину. Ведь лидер по сути это человек умеющий вести за собой других, а следовательно он развит и задействован во всех сферах.
Есть теория о том, что лидерами не рождаются, а становятся. При рождении человек получает определенный набор качеств, который характеризует его как лидера. Первое и наверное самое главное качество это одаренность. Одаренность в какой либо области и делает человека прирожденным лидером. И не важно ,какая область будет задействована, спорт, стратегия, менеджмент, музыка ,кино если есть способности, то лидерство может проявляться и в негативной области. Но Томас Кайель как то сказал: « Если мы предположим, что лидеры не приходят в этот мир с необычайной одаренностью, тогда можно сказать, что все люди рождаются с равными талантами и равными способностями». Казалось бы, если все же лидерами рождаются, то какой смысл стараться достичь чего-то или преуспеть где-то? Но есть один очень забавный фактор, рождение- это процесс природы, и вполне возможно ,что понятие лидерство вполне с ним не связано. Отсюда можно сделать предположение, что лидерами не рождаются, а становятся путем упорного труда над собой. Некоторые ученные полагают, что лидерами можно стать путём обучения. Лидерство включает в себя набор навыков, умений и мастерство, которые осваиваются через практику и опыт. Но можно ли при помощи обучения и навыков стать настоящим лидером это глубоко спорный вопрос. Если говорить об обучении, то возникает вопрос как можно человека обучить харизме, или как научить человека вдохновлять настолько, чтобы за тобой шли толпы? Определенным навыкам можно научить будущего лидера, но если вспомнить о харизме и вдохновении мы придем к выводу, что основы можно привить, но то, что является главными качествами лидера обучить невозможно.
Роль лидера в современном мире уникальна. Идея лидерства основывает менеджмент.
Объектом курсовой работы является лидер и его команда.
Целью курсовой работы является углубиться в понятие лидерство и узнать о его роли в современном обществе.
Глава 1. Основы лидерства
Как таковое понятие о лидере пришло к нам с запада. В английском языке слово лидер подразумевает руководителя, главаря, командира. В целом лидер это выдающийся предводитель. Это личность способная объединять людей ради достижения цели. Если так рассуждать, то каждый человек имея стремление вести людей за собой, быть знаменитым может стать лидером. В чем же отличия от простого руководителя и лидера-руководителя? Возможно многое зависит от прирожденных навыков. Даниель Гоулман считает, что выдающийся руководитель имеет высокий эмоциональный интеллект. [1] эмоциональный интеллект включает в себя пять навыков с помощью которых лидер эффективно добивается своих целей. На практике стало известно, что чем выше эмоциональный уровень человека, тем выше его показатели.
Пять элементов эмоционального интеллекта:
- Осознание самого себя- понимание самого себя. Понимание своих сторон, как сильных так и слабых. Осознание уроков и ошибок ,которые мы допускаем проживая ту или иную ситуацию. Понять и принять себя- означает увидеть себя таким, какими мы и являемся.
- Контроль самого себя- умение контролировать свои эмоции и импульсы. Нужно иметь способность, не давать разрушать человека его же эмоциями. Не поддаваться разрушительным эмоциям.
- Эмпатия- сострадание очень важная способность лидера. Способность понимать других. Сопереживающий лидер выглядит лучше в глазах других людей, а следовательно люди будут вдохновляться и идти за ним.
- Стимулирование- мотивация самого себя. Дикое желание работать и наслаждаться процессом.
- Социальная активность- способность налаживать отношения с другими людьми. Коммуникабельно, открытость, улыбчивость – неотъемлемые качество данного элемента.
Осознание самого себя.
Познание самого себя подразумевает осознание своих эмоций, сильный и слабых сторон, собственных целей и мотивов. Люди с наиболее развитым самосознанием лучше представляют и ощущают, то как их собственные чувства воздействуют на окружающую среду. О есть у таких людей более развит эмоциональный интеллект. Но можно ли этому научиться? Как контролировать и развивать сой эмоциональный интеллект? Ответ на данные вопросы кроется в исследованиях. Ведь благодаря исследованием мы уже знаем наверняка, что эмоциональный интеллект лидера появляется на свет вместе с рождением человека, но так же его можно получить пройдя жизненный опыт. Психологи повествуют нам, что немаловажную роль играет обучение человека. Но вот что известно точно и наверняка, качества лидера развиваются с возрастом.
Контроль самого себя.
Эмоции это естественные биологические импульсы. Это ответная реакция на происходящее. Но увы эмоции не всегда играют благоприятную роль. Не всегда они выступают положительно. Мы не в силах избавиться от них, но вполне реально научиться контролировать их. Контроль самого себя это постоянный внутренний диалог. Как раз этот диалог и есть элемент эмоционального интеллекта. Внутренний диалог нередко порождает плохое настроение и вспышки эмоций, но люди находят выход и направляют свою энергию в нужное, мирное русло. Если представить себе руководителя охваченного возмущением, который кричит с озверевшим взглядом. Мы сразу поймем что не лидер. Если это был бы лидер с обладанием самоконтроля, то в данной ситуации он повел бы себя совершенно иначе. Он посмотрит на ситуацию со стороны, проанализирует, подобрав правильные слова переговорит о данной проблеме с сотрудниками. Умение контролировать самого себя очень важный фактор для лира, так как такой человек более предрасполагает, создает ауру справедливости. Сразу будет чувствоваться здоровье коллектива. Так же контроль самого себя, играет немаловажную роль и со стороны конкуренции. Так как бизнес находиться в постоянном движении и изменении, люди умеющие контролировать свои эмоции лучше подходят к данным обстоятельствам. Они не впадают в панику, и осмысленно подходят к мобильности бизнеса.
Эмпатия.
Всем знакомо сопереживание и сочувствие – это эмпатия. Отсутствие данного аспекта свидетельствует о бесчувствии и бестактности руководителя. А следовательно подрывается его авторитет, лидером уже такого человека назвать сложно. Сопереживание не означает принимать эмоции близко к сердцу и пытаться всем угодить. В бизнесе эмпатия больше включает в себя понимание внимательности и заботы. Эмпатия особенно важна в наши дни. Оно обусловлено некими обстоятельствами: глобализация, возрастная роль, удержание талантливых работников.
Стимулирование.
Всем лидерам присуща одна неоспоримая деталь- мотивация. Все лидеры срамятся превзойти ожидания, показать самого себя, показать лучшие качества как свои, так и своей команды. Мотивация присущая лидерам имеет несколько признаков:
- Страсть к работе;
- Стремление к совершенсвованию;
- Желание двигаться вперед;
- Стремление получить больше, чем сейчас;
- Гордость за содеянное;
Люди с высоким уровнем мотивации, чаще всего оптимисты. В плохих жизненных ситуациях самосознание ,оптимистический настрой и мотивация помогают легче преодолеть трудности, да к тому же еще и выводы сделать для себя. Так сказать учесть ошибки и в бедующем не допускать их.
Социальная активность.
Социальная активность и эмпатия относятся к умению строить отношения с другими людьми. Социальная активность не простой компонент, как может показаться сначала. Это не совсем дружелюбие как кажется, скорее дружелюбное отношение. Люди обладающие высокой социальной активностью имеют большой круг знакомых, легко вливаются в новый коллектив , быстро налаживают контакт и улаживают конфликты, но это не означает что они дружелюбно настроены. У таких людей есть утверждение, что в одиночку нельзя чего либо добиться. Они используют людей, для своей выгоды. Хотя для современного мира использование людей друг другом вполне нормально.
В наши дни многие компании привлекают в работу психологов , не только с целью создания благоприятного климата внутри коллектива. [2]Но и для выявления лидерских способностей. Работа психолога заключается в развитии лидерских качеств, мотивации, эффективного продвижении по службе.
В менеджменте лидерство характеризуется следующими повестками:
- Лидерство это форма власти, которая направлена сверху вниз. Носителем этой власти является один человек или несколько.
- Лидерство это социальная постановка связанная с принятием и решением задач. Это руководство. Так как общество это сложный механизм социальных статусов, то можно с уверенностью сказать, что социальный статус руководителя предполагает управление коллективом в стиле лидера.
- Лидерство это способность грамотно и четко влиять на людей. Но не всякое влияние отвечает соответствует следующим обстоятельствам : 1)постоянное влияние, а не краткосрочное. 2) Охват влияния- влияние должно распространяться на всех. 3) Лидер не должен опираться на прямое применение силы. Упор должен идти на авторитет, уважение и признание. Диктатор, не считается лидером, если он применяет силу для приобретения своего уважения.
- Лидерство это естественный процесс. Это социально- психологический способ влияние. Оказание влияния посредством слова, агитацией, внушением или убеждением.
- Лидерство выступает в роли эмоционально- психологической общности. Лидерство это феномен психологический, он возникает стихийно.
Лидерство подразделяется на классы:
- Формальное лидерство;
- Неформальное лидерство;
Формальное лидерство включает в себя лидеров, которые могут быть и формальными и неформальными лидерами.
Неформальное лидерство включает в себя людей, которые применяют силы, принуждают оказывают давлением обуславливая это своим положением.
Английский писатель С.Норктон говорит о шести деталях лидерства, которые можно приобрести:
- Воображение;
- Знание;
- Талант;
- Решимость;
- Жесткость;
- Притяжение;
Воображение.
Эта способность для представления того, чего пока не существует. Для создания или конструирования чего-то нужно сначала именно воображение. Это представление существующих вещей когда-то видимых нами, но уже в измененном виде. Воображение касается не только предметов, но и ситуация. Например развитие стратегии. Стратегия это неощутимая деталь, но немаловажная в менеджменте. Сначала лидер представляет стратегию, а потом уже излагает на бумаге. Вот тут-то и задействовано воображение во всей своей красе. Это основа наглядно- образного мышления.
Знание.
Если воображение нужно лидеру для представления какой либо идее, то знанья нужны для воплощения этой идеи в жизнь. Имея воображение, но не имея знаний невозможно сделать что-то действительно стоящие, в тоже время имея знанья, но не имея воображения мы не получим достойного результата. Следовательно, воображение и знанье это два сопутствующих и идущих рядом друг с другом понятия.
Талант.
Талант, способности и одаренность близкие понятия. Но отнюдь нужно уметь их различать. Одаренность –это соборность самому ориентировать свое мышление. Это природный дар. Способность- это когда, у человека получается что-то лучше и легче, чем у других. А вот Талант сравним с потенциалом. Талантливый лидер должен сочетать в себе долю одаренности и некую долю способностей. Если у одарённого человека не возникает трудностей, скажем в футболе, то талантливый человек может подняться над своими способности до уровня командира над футбольной командой.
Решимость.
Решимость включает в себя долю смелости. Это отсутствие боязни в принятии решения. Отсутствие боязни держать ответ за свои решения, и если нужно понести ответственность за свои же решения. Лидер понимает человеческие пределы и возможности, он верит в сотрудников, в их честность и ответственность. Он передает свою решимость и уверенность другим сотрудникам, тем самым придает силы и надежду в успех.
Жесткость.
Жесткость в отношении лидера нельзя отождествлять с понятием жестокость. Всем известно, что для достижения успеха жесткость это очень необходимое понятие. Эффективному лидеру нужно быть жестким и уверенным для достижения целей и решения задач. Скорее жесткость можно соприкоснуть с понятием твердость. Твердость характера и жесткость принятия решений только помогут эффективному лидеру. Не все люди на сегодняшний день готовы принять данное понятие. Для некоторых это дико и бестактно. Они утверждают ,что существует более мирное достижение целей. Но здесь уже решает каждый сам для себя.