Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине (на примере ИП Дмитриева магазин «Детская обувь»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
хлопчатобумажные ткани
шерстяные ткани и т.д.
строительные материалы
детские товары и т.д.
отрасли промышленности
лесная
легкая
цементная
обувная
стекольная
пластмасс
химическая
стекольная и др.
металлообрабатывающая и др.
Рисунок 3. Назначение ассортимента товаров
Анализируя данные рисунка 3 мы видим широкий спектр ассортимента товаров, как в сырьевой, так и в потребительской товарных группах. Здесь важно, при выборе производственно-торговой ассортиментной линейки, постоянно учитывать конъюнктуру рынка и потенциальные тенденции к его изменению. Это позволит предотвратить возможный дисбаланс рынка (появление дефицита, перенасыщение рынка товарами), что в итоге позволит руководителям компаний достигать своих стратегических целей в производственно-торговой деятельности[15;с.87]. В этом вопросе важную роль играют профессиональные маркетологи, держащие «руку на пульсе» самых передовых инновационных методов и технологий способных научно-обоснованно и сбалансировано сформировать потенциально эффективную ассортиментную линейку товаров[7;с.311].
В товароведении чаще всего классификация товаров строится по товарно-сырьевому признаку. Примеры данной классификации представим в таблице 1:
Таблица 1
Классификация товаров по товарно-сырьевому признаку
№ п/п |
Товарно-сырьевой признак |
Пример |
1 |
товарная отрасль |
швейные изделия, зерномучные, овощи, плоды, грибы, вкусовые товары, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т.д. |
2 |
товарная группа |
мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и др. |
3 |
товарная подгруппа |
сухарные изделия, пряники, печенье и т.д. |
4 |
отдельные разновидности товаров |
сухое кофе, растворимое кофе, пряники мягкие, сухари с изюмом и т.д. |
Источник: Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М, Прогресс, 2010 – с.43
Анализируя таблицу 1 важно отметить наличие научно-обоснованного системного подхода, позволяющего классифицировать и грамотно градировать ассортиментные линейки в строгом соответствии с их товарно-сырьевыми признаками.
В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют (рисунок 4) [3;с.48]:
Ассортимент товаров народного потребления
производственный
торговый
номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием
номенклатура товаров, реализуемых в магазинах
Рисунок 4. Ассортимент товаров народного потребления
В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями.
С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети[1;с.104].
Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро - через 7-10 лет, обновление составляет 80-100%[12;с.11]. Например, обновление и расширение ассортимента за последние 10 лет очень заметно по видеотехнике, компьютерам и связанным с этим оборудованием. Появился рынок видеокассет, компьютерного оборудования. Произошло большое обновление ассортимента в сфере благоустройства жилища и ведения домашнего хозяйства, оборудования, связанного с электрификацией быта, механизацией и автоматизацией домашних работ (кондиционеры, специальные электрочастотные печи для приготовления пищи, автоматические стиральные машины, электромоечные машины, микрокалькуляторы и т.п.) [6;с.71].
Все эти колоссальные изменения ассортимента, его обновление, расширение должен учитывать коммерсант в своей торговой работе, предвидеть, прогнозировать и соответствующим образом готовиться к ним - своевременно регулировать ассортимент в магазинах, торговых складах, оптовых предприятиях[6;с.49].
Следует также различать ассортимент товаров, торговый ассортимент и товарную номенклатуру. Товарная номенклатура - это перечень всех производимых товаров, предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи[9;с.217]. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Торговый ассортимент - это набор товаров, сформированный по определенным признакам, призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени и подлежащий реализации в магазинах[8;с.49]. В рамках товарного ассортимента товары делятся на группы (приложение 2).
Класс - совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение (одежда, мебель, культтовары) [6;с.71]. Группа товаров - совокупность товаров одного товарного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (верхняя одежда, мягкая мебель и т.д.) [6;с.71]. В рамках групп иногда выделяют подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды[14;с.126].
Вид товаров - одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т.д.) [9;с.149]. Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности. Разновидность товаров - совокупность товаров, выделенных по ряду частных признаков, представляется в виде конкретных марок, артикулов, моделей[5;с.71].
Выделяют укрупненный и развернутый ассортимент. Укрупненным считается ассортимент, детализированный до уровня классов, групп или подгрупп товаров[1;с.51]. Развернутым является ассортимент, детализированный до уровня разновидностей[1;с.51]. Структура ассортимента индивидуальна в каждом конкретном случае. Ассортимент универмага или супермаркета может включать несколько товарных групп; ассортимент специализированного магазина - одну группу товаров, но представленную большим числом видов, разновидностей и наименований. Особенности товарной структуры предприятия называют свойствами ассортимента[2;с.61]. Выбор необходимого формата ассортиментной линейки, в конечном счете, зависит от производственно-торговых возможностей каждого конкретного предприятия. Однако выбор ассортиментной стратегии будет максимально успешным лишь в тех случаях, когда ведущими топ-менеджерами компании при определении и формировании ассортиментной линейки товаров будут учтены и акцептированы, по возможности, все ключевые факторы, влияющие и формирующие данную ассортиментную линейку.
Свойство ассортимента - отличительная особенность конкретного набора товаров[2;с.62]. Существует семь специфических свойств ассортимента (рисунок 5):
свойства торгового ассортимента
количественные
качественные
широта
гармоничность
глубина
обновляемость
полнота
устойчивость
структура
Рисунок 5. Свойства торгового ассортимента
Широта ассортимента - количество предлагаемых групп (подгрупп) товаров[3;с.50].
Глубина определяется общим количеством ассортиментных позиций в группе или подгруппе товаров. Глубоким ассортимент считается в том случае, если фирма предлагает много разновидностей товара. Обычно глубокий ассортимент предлагают крупные или специализированные магазины[6;с.100].
Полнота означает соответствие фактического наличия товаров в торговом зале ассортиментному перечню. Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле[9;с.117]::
где КП - коэффициент полноты ассортимента;
Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;
Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.
Структура ассортимента определяется количественным соотношением различных групп, подгрупп или разновидностей товаров, а также удельным весом товаров, сходным по какому-либо признаку. Для характеристики структуры можно рассмотреть, например, соотношение продовольственных или непродовольственных товаров, товаров простого и сложного ассортимента, товаров разных ассортиментных групп[3;с.52].
Гармоничность (согласованность) ассортимента - отражает степень совместимости различных товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов распределения и других показателей. Ассортимент является гармоничным, если предприятие предлагает близкие по назначению, удовлетворяемой потребности или еще какому-либо критерию товары, например, можно считать гармоничным ассортимент магазина детских товаров, если в продаже представлены такие группы товаров, как детская одежда, игрушки, детское питание, коляски, детская мебель и т.п[5;с.102].
Обновляемость ассортимента характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте. Коэффициент обновления рассчитывается по формуле[6;с.49]:
где ПН - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;
ПОбщ. - общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год.
Устойчивость определяется постоянным наличием товаров определенного вида (потребитель должен быть уверен, что в продаже окажется данный товар). Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле[6;с.50]:
где Ку - коэффициент устойчивости ассортимента;
Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;
РН - количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;
n - количество обследований.
Чем ближе значение коэффициентов к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже[6;с.51]:
- для универсамов и гастрономов - 0,90;
- для универмагов - 0,80;
- для магазинов обуви и одежды - 0,75;
- для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85.
1.3. Ассортиментная политика
Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими целями предприятия и его ассортиментной политикой[12;с.15].
Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в области формирования ассортимента[9;с.181]. Формирование ассортиментной политики представляет собой, в действительности, многоступенчатый симбиозный процесс входе которого кардинально важное значение имеют все этапы подготовки и проведения предварительных исследований, связанных с выяснением реального платежеспособного спроса, конъюнктуры рынка, уровня конкуренции на рынке и т.д.
Задачи ассортиментной политики представим на рисунке 6 [12;с.16]:
задачи ассортиментной политики
установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах
определение основных показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности)
принятие решений относительно включения в ассортимент новых товаров и исключения их него убыточных или не пользующихся спросом товаров
оптимизация структуры ассортимента