Файл: Современное состояние налоговой системы России и перспективы ее развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система требует постоянного внимания и мониторинга и со стороны государства и с точки зрения научного осмысления в силу ряда причин. Во-первых, через налоговую систему реализуются интересы самого государства, налоги – это и есть финансовое выражение существования самого государства. Будучи частью механизма производства социально значимых общественных благ: образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, налоги, без сомнения, отражают интересы всего общества и всех граждан. Но с другой стороны, это и система, которая характеризуется столкновением интересов государства и бизнеса. Бизнес стремится минимизировать свои налоговые издержки легальными, а подчас полулегальными и нелегальными способами. И основная социальная ответственность бизнеса – уплата налогов – не всегда осознается предпринимателями. Это происходит и вследствие несовершенства налогового законодательства, и возможной незрелости российского бизнеса (как социальной, так и финансово-экономической), и из-за особого пути и условий развития крупного бизнеса в России. Поэтому настройка, совершенствование институтов и механизмов налоговой системы становится одной из важных сторон преодоления разобщенности интересов, нарастающей пропасти между бедными и богатыми в российском обществе. Во-вторых, в современных условиях возрастает значимость внешних факторов развития налоговой системы: это и «налоговые гавани» отдельных государств, и другие более благоприятные экономические условия, способствующие миграции капитала из России, и даже экономические санкции не препятствуют этому процессу. Необходимо признать, что мировые экономические и социальные интеграционные процессы, обусловливающие высокую мобильность капитала и трудовых ресурсов, вынуждают государства проводить такую налоговую политику, которую можно назвать «конкурентоспособной» по отношению ко всему цивилизованному миру. Следовательно, траектория развития российской налоговой системы должна выстраиваться с учетом множества внутренних и внешних факторов.

Актуальность курсовой работы объясняется тем, что налоги выступают в качестве важного источника пополнения государственного бюджета и оказывают влияние на развитие рыночных отношений.

Цель работы – проанализировать современное состояние налоговой системы России и перспективы ее развития.

Задачи:

- рассмотреть сущность и структуры налоговой системы;


- рассмотреть налоговую систему как инструмент экономического регулирования;

- проанализировать эволюцию налоговой системы в России;

- провести сравнительный анализ налоговой системы в России и зарубежных стран;

- выявить проблемы и предложить перспективы развития налоговой системы в России.

Объектом исследования является современная налоговая система РФ.

Предметом – проблемы и направления совершенствования налоговой системы РФ. 

Методологической основой написанию работы послужили труды ученых экономистов, нормативные акты по налогу на имущество организаций, периодические печатные издания, статистические материалы.

В качестве методов исследования использован системный, экономический, статистический анализ.

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика налоговой системы

1.1. Сущность и структура налоговой системы

Роль налогов в современной экономической системе очень велика и обуславливается это его значением и функциональной спецификой.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, которые определены законодательными актами, формируют налоговую систему. В настоящее время государство с ее помощью способно оказывать существенное влияние на распределение национального дохода, в то же время, являясь одним из основных инструментов регулирования экономико-социальной сферы.

Налоговая система любой страны построена на таких существенных характеристиках как совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, методов и форм их установления и ввода в действие; система налоговых органов и налоговый контроль; права и ответственность участников налоговых отношений[1].

Само понятие налоговая система в действующем законодательстве отсутствует. Но при этом может быть охарактеризовано с разных сторон, так например, по мнению А.А. Агирбова, налоговая система РФ представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны[2].


По мнению Г.А. Польской, налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения[3]. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» гласит, что налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке[4].

Рассмотрев понятие с разных точек зрений можно дать наиболее полное содержание налоговой системе. Налоговая систему – это сложное социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики, которое служит инструментом перераспределения валового национального продукта страны, а также представляет собой часть финансовой системы, действует целенаправленно при наличии соответствующей экономической, промышленной и научно-технической политики.

Налоговая система должна соответствовать определенным принципам, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы функционирования налоговой системы[5]

Принцип

Характеристика принципа

1. Нейтральность

предполагает обеспечение равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков

2. Справедливость

равноценное изъятие налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц

3. Простота расчета

построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, доступных и понятных как налогосборщикам, так и налогоплательщикам

4. Экономическая эффективность

налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых)

5. Определенность налогообложения

налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, является трехуровневой: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень включает конкретные виды налогов и сборов.


Структура построения современной налоговой системы РФ (см. рисунок 1) характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами.

Рисунок 1. Структура налоговой системы РФ[6]

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы, что объясняется упрощением работы налоговых органов, юридических и физических лиц. Но в нашей стране такую тенденцию сложно заметить, так как налоговая система России сложна и проявляется в нестабильном положении экономики страны.

Особенности налоговых систем разных стран связаны, прежде всего, с типом государственного устройства – является ли данное государство унитарным, или федеративным. В государствах с федеративным государственным устройством налоговая система имеет три основные уровня:

- федеральный (федеральные налоги);

- региональный (налоги субъектов федерации: республик, штатов, провинций, земель);

- местный (местные налоги).

С каждым годом значение налогов в России увеличивается, это явление можно назвать экономической и налоговой культурой государства. Для того, чтобы граждане относились с пониманием к фиксированной налоговой ставке, необходимо, чтобы граждане государства достигли определенного уровня финансовой грамотности[7].

Существует классификация налогов, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация налогов[8]

Критерий классификации

Характеристика принципа

По уровню бюджета

федеральные, региональные, местные

По способу изъятия

прямые; косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж);

По характеру собирания и использования

общие и целевые

По субъектам налогоплательщиков

уплачиваемые юридическими лицами, смешанные налоги, уплачиваемые физическими лицами

Основным признаком деления налогов в экономической теории признается деление их по уровням утверждения.

Налоговые доходы федерального бюджета перечислены в статьях 13, 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)[9] и в статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)[10].


Основные виды налогов и сборов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Классификационная система налогов и сборов в России в соответствии с НК РФ[11]

Федеральные налоги

(статья 13 НК РФ)

Региональные налоги

(статья 14 НК РФ)

Местные налоги

(статья 15 НК РФ)

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на определенные виды товаров или услуг и отдельные виды минерального сырья;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

- земельный налог;

- налог на имущество от физического лица;

- торговый сбор.

Для РФ свойствен фискальный тип налоговой политики, тип, так называемой «ловушка», когда происходит повышение налогов, однако, вовсе не сопровождается существенным ростом доходов государства и не приносят средства в госбюджет[12].

Значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. За последние 6 лет наибольший удельный вес в структуре основных налоговых источников консолидированного бюджета занимают налоги на имущество и налог на доходы физических лиц. В динамике произошло увеличение по ставке акцизы.

1.2. Налоговая система как инструмент экономического регулирования

Налоговая система в России - это перечень налогов и сборов, взимаемых в пользу государства, на основе Налогового Кодекса РФ. Во главе налоговой системы РФ стоит Государственная налоговая служба РФ. Все функционирование системы налогообложения основывается на действии Конституции РФ и Налогового Кодекса РФ. Структура налоговой системы России определена тремя ступенями, которые включают в себя платежи в федеральные, региональные и местные бюджеты, либо во внебюджетные фонды[13].

Налоговое регулирование играет немалую роль в системе управления экономикой региона. Оно способствует экономическому воздействию на деловую активность региона в целом и развитие отдельных его отраслей, а также создает предпосылки для снижения издержек производства и обращения, для роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на региональном и внешнем рынке.