Файл: Современное состояние налоговой системы России и перспективы ее развития.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика налоговой системы
1.1. Сущность и структура налоговой системы
1.2. Налоговая система как инструмент экономического регулирования
1.3. Эволюция российской налоговой системы
Глава 2. Современное состояние налоговой системы
2.1. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран
2.2. Основные проблемы налоговой системы РФ
Налоговое бремя в РФ нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам держатся на среднем уровне. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается.
Резюмируя изложенное выше, можно сказать, что при помощи эффективно структурированных элементов налоговых систем правительства зарубежных стран успешно регулируют экономическое и социальное развитие, а также внешнеэкономические связи. Налоговые системы являются трех- или двухуровневыми. С каждой страной Россия имеет ряд сходств и различий. Одно из наиболее существенных различий – в США, Германии, Японии и Китае используется прогрессивная налоговая ставка, при которой ставка налога повышается по мере роста получаемых доходов. Россия же на данный момент остаётся верна пропорциональной, где ставка налога не зависит от дохода. Вопрос необходимости перехода к прогрессивной ставке уже не раз обсуждался парламентом РФ. Пока конкретных действий предпринято не было, это объясняется некоторыми опасениями экспертов. Прогрессивный налог может увести экономику в тень и привести оттоку высококвалифицированных специалистов. С другой стороны, это приведёт к уравниванию социальных доходов и увеличению государственного бюджета.
Проведенный нами сравнительный анализ различных стран позволил прийти к выводу о том, что налоговые системы отличны друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня и ряду других признаков. Однако именно количество уровней системы налогообложения является ключевым условием, обусловливающим существенные отличия.
Рассмотрим поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Как видно из данных таблицы 6 на налоговые доходы приходится 73,27 % в общей сумме доходов консолидированного бюджета РФ в 2015 году, 82,81 % в 2016 году и 80,51 % в 2017 году. Их размер увеличился на 10,82 % в 2016 году и на 5,7 % в 2017 году, рост объясняется увеличением размеров налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, связанный с экономическим ростом в стране и ростом доходов населения.
Таблица 6
Краткая информация об исполнении доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (млрд. руб.)[29]
№ п/п |
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп роста, % |
|
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
|||||
1 |
Доходы, всего |
26 922,0 |
28 181,5 |
30 640,0 |
104,68 |
108,72 |
1.1. |
Нефтегазовые доходы |
5 862,7 |
4 844,0 |
5 971,9 |
82,63 |
123,28 |
Удельный вес в общей сумме доходов, % |
26,73 |
17,19 |
19,49 |
|||
1.2. |
Налоговые доходы |
17908,65 |
23337,51 |
-14,56 |
110,82 |
105,70 |
Удельный вес в общей сумме доходов, % |
73,27 |
82,81 |
80,51 |
Наглядно структура налоговых доходов представлена в таблице 7.
Таблица 7
Состав, структура и динамика налоговых поступлений в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов[30]
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп роста, % |
||||
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
|
1. НДС |
4 234,0 |
20,1 |
4 571,32 |
19,6 |
5 137,58 |
20,8 |
108,0 |
112,4 |
2. Акцизы |
1 068,4 |
5,1 |
1 355,96 |
5,8 |
1 521,27 |
6,2 |
126,9 |
112,2 |
3. Налог на прибыль |
2 599,0 |
12,3 |
2 770,32 |
11,9 |
3 290,13 |
13,3 |
106,6 |
118,8 |
4. Налог на доходы физических лиц |
2 807,8 |
13,3 |
3 018,51 |
12,9 |
3 252,32 |
13,2 |
107,5 |
107,7 |
5. Ввозные пошлины |
565,2 |
2,7 |
563,95 |
2,4 |
588,46 |
2,4 |
99,8 |
104,3 |
6. Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
5 636,3 |
26,8 |
6 326,01 |
27,1 |
6 523,93 |
26,4 |
112,2 |
103,1 |
7. Прочие |
4 148,8 |
19,7 |
4 731,45 |
20,3 |
4 354,43 |
17,7 |
114,0 |
92,0 |
Итого |
21059,4 |
100,0 |
23337,51 |
100,0 |
24668,12 |
100,0 |
110,8 |
105,7 |
Как видно из данных таблицы 7 в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладает НДС, га долю которого приходится 20,1 % от общей суммы поступлений налоговых доходов в 2015 году, 19,6 % в 2016 году и 20,8 % в 2017 году, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование: 26,8 %, 27,1 % и 26,4 % соответственно.
Причиной роста НДС на 8 % в 2016 году и 12,4 % в 2017 году стал рост курса доллара США по отношению к рублю и уменьшение объемов льгот на некоторые товары в определенной области.
По сравнению с 2015 годом поступление акцизов в 2016 году увеличилось на 26,9 %, а в 2017 году на 12,2 %, прежде всего в результате роста поступлений акцизов на табачную продукцию, а также поступления акцизов на природный газ. Основную долю в объеме поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории России, составляют акцизы на табачную продукцию, акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше за счет повышения цен на соответствующие товары, акцизы на природный газ, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
Изменялся удельный вес налоговых доходов в общей совокупности. Основные причины перемен - изменение темпов инфляции, конъюнктуры мировых цен на нефть и продукты ее переработки, изменения налогового законодательства, темпов роста ВВП и промышленного производства, рост реальных доходов населения и др. Исследование современного состояния налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что произошел рост практически по всем основным видам налогов. Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы), реализуемые на территории Российской федерации и ввозимые в Россию.
2.2. Основные проблемы налоговой системы РФ
На сегодняшний день проблемы совершенствования налоговой системы достаточно значимы, она нуждается в еще большем развитии. И актуальность темы объясняется препятствием выбранной системы к эффективному развитию рыночных отношений.
Недостатки налоговой системы России, которые делали эту систему неэффективной и вызывали необходимость ее непрерывного реформирования условно можно разделить на два вида:
- первый - системные недостатки заложенные при создании;
- второй - недостатки которые возникли в результате попыток исправления предыдущих недостатков:
Системные недостатки налогообложения в Российской налоговой системе:
- высокий уровень налогового обременения;
- относительное и абсолютное преобладание косвенных налогов; - неравномерное распределение налогового бремени между категориями плательщиков, отраслями и хоз.комплексами;
- низкий уровень налогов с физических лиц, так как в России низкий уровень заработной платы у основной массы плательщиков и высокая доля «серой зарплаты», с которой невозможно удержать НДФЛ ;
- потеря стимулирующего значения налога на прибыль;
- специальные налоговые режимы:
Основными недостатками современной налоговой системы России можно назвать:
– недостаточное стимулирование развития реального сектора экономики;
– излишнее распространение налоговых льгот, следствием которого являются потери бюджета;
– единая ставка налога на доходы физических лиц;
– нестабильное состояние налоговой политики;
– большое количество начислений на заработную плату;
– чрезмерное налоговое бремя, всю тяжесть которого несёт налогоплательщик;
– массовое уклонение юридических лиц от уплаты налогов;
– эффект инфляционного налогообложения[31].
К другим недостаткам, которые свойственны российской налоговой политике, относят:
– регрессивность налогообложения, которая имеет яркую выраженность: подоходные и социальные налоги в полном объеме платят только работники, труд которых низкооплачиваемый;
– ориентация на расширение части прямых налогов;
– перенос основной налоговой тяготы на отрасли производства;
– устранение экономической выгоды из налогообложения, которая извлекается не в денежной форме.
Перед государством всегда стоит проблема необходимости решения двух взаимоисключающих задач: одной задачей является значительное увеличение поступления налогов в бюджет всех уровней; противоположной ей – резкое уменьшение бремени на налогоплательщиков.
Теневая экономика содержит большой потенциал для налогообложения, но капиталы, скрытые от налогообложения, даже при желании владельцев, сталкиваются со сложностью возвращения в легальную производственную сферу: большие размеры инвестиций привлекают внимание налоговых органов к их источнику. По этой причине капитал, который уже оказался в теневом обороте, так в нём и остаётся или вывозится за границу.
Таким образом, реформирование налоговой системы нашей страны действительно необходимо, но для этого следует определить стратегию её проведения. Главное, что необходимо сделать, это усилить регулирующую функцию налогов, направленную направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы РФ
В процессе реформирования налоговой системы важным является поддержание стабильности налогового законодательства, так как недопустимым является ежемесячное внесение изменений в налоговое законодательство. Целесообразным является накопление необходимых изменений и дополнений, рассмотрение их вместе с проектами бюджетов, введение с первого января следующего года.
Наиболее перспективным путём развития является: изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, которое сопровождается выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения. В то же время необходим жесткий мониторинг системы распределения доходов государства, усиление контроля движения финансовых потоков в стране[32].
Можно выделить наиболее актуальные направления налоговой реформы:
1) Создание более простой налоговой системы благодаря установлению исчерпывающего перечня налогов и сборов. Составление такого перечня возможно с помощью сокращения числа налогов и сборов и максимальной унификации действующих режимов их исчисления и порядка уплаты..
2) Увеличение уровня справедливости в налоговой системе. Это возможно сделать, если создать равные условия налогообложения для всех налогоплательщиков, отменить налоги и сборы, которые неэффективны и оказывают наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность и исключить из механизмов применения налогов и сборов те нормы, которые искажают их экономическое содержание.
3) Модернизация системы налоговых ставок, которые устанавливают сумму налогового изъятия. Возможно введение регрессивных ставок налога на прибыль, что означает снижение ставки когда увеличивается сумма налогооблагаемой прибыли. В таком случае у предприятий будет заинтересованность в том, чтобы показать налогооблагаемую базу в полном объёме, а не уменьшить её, поскольку при увеличении суммы полученной прибыли ставка налога уменьшается, таким образом, поступления в бюджет не сокращаются.
4) Гарантирование стабильности налоговой системы и обеспечение предсказуемости размеров для налогоплательщиков на длительный период. Необходимо на федеральном уровне установить перечень, в котором будут содержаться региональные и местные налоги и сборы, а также их ставки. Кроме этого, необходимо сохранение льгот, связанных с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций.