Файл: Современное состояние налоговой системы России и перспективы ее развития.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика налоговой системы
1.1. Сущность и структура налоговой системы
1.2. Налоговая система как инструмент экономического регулирования
1.3. Эволюция российской налоговой системы
Глава 2. Современное состояние налоговой системы
2.1. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран
2.2. Основные проблемы налоговой системы РФ
Под термином «налоговое регулирование» следует понимать практическую разработку методов воплощения в жизнь планов в области налогов, а также формирования и корректировки налоговой системы в целом. Этот процесс находит свое воплощение в налоговых и бюджетных заданиях, различных установках и концепции на определенный период времени. В целом налоговое регулирование справедливо считается одним из наиболее гибких элементов в системе налогового менеджмента.
Комплекс методов, используемых в процессе налогового регулирования, можно условно разделить на четыре группы:
- налоговые льготы;
- налоговые санкции;
- административное влияние;
- оптимизация бюджетно-налоговой сферы.
От того какая налоговая политика выбрана, ее методов и форм осуществления зависит формирование и развитие экономики региона, а также его социальной сферы. При этом должны учитываться территориальные особенности и потребности жителей конкретного региона, так как налоговое регулирование определяется изменениями среды и требует максимального учета при осуществлении текущей деятельности и разработке перспективных планов.
Механизм налогового регулирования, по мнению автора, включает следующие элементы: структуру налоговой системы, налоговое планирование и прогнозирование, налоговые преференции, налоговое администрирование, налоговое право и правоприменение (рис.2).
Рисунок 2. Механизм налогового регулирования социально-экономического развития регионов[14]
Таким образом, мы подошли к определению места налогового регулирования в системе налоговых отношений. Его можно представить в качестве схемы на рисунке 3.
Рисунок 3. Место и роль налогового регулирования в России[15]
На схеме видно, что налоговый процесс представляет собой деятельность по формированию концепции государственной налоговой политики, правовому обеспечению налогообложения, формированию налоговой системы и организации процедуры взимания налогов.
Государственное налоговое регулирование тесным и непосредственным образом связано с налоговым планированием, прогнозированием и налоговым контролем, и должно быть основано на оценке эффективности принятых управленческих решений в сфере налогообложения.
Одним из важнейших элементов механизма налогового регулирования социально-экономического развития регионов являются налоговые преференции, эффективное применение которых способно стимулировать участников налоговых отношений к расширению финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно, налогооблагаемой базы.
Наиболее распространённые методы налогового регулирования как стимулятора инвестиций в мировой практике на сегодняшний день можно увидеть на рисунке 4.
Рисунок 4. Методы налогового стимулирования инвестиций[16]
Среди важнейших методов налогового регулирования инвестиционной активности можно выделить налоговые льготы, которые представляют собой уменьшение объёма налоговых обязательств для конкретной категории налогоплательщиков на определённой территории.
Система налогообложения должна составлять основу взаимоотношений региональных органов управления с хозяйствующими субъектами различных форм собственности и являться экономическим инструментом, при помощи которого могут быть отрегулированы условия взаимодействия администрации с региональными бизнес-структурами. При этом система налогов должна строиться на основе единых принципов для всех субъектов хозяйствования, обеспечивать равную напряженность налогового изъятия, а также регулирование финансово-хозяйственной деятельности сферы бизнеса на основе единых требований к экономической эффективности. Кроме того, налоги по отношению к бизнесу должны стимулировать пропорциональное развитие отдельных элементов рыночной системы, обеспечивающих экономику региона необходимыми товарами и услугами.
На региональном уровне РФ налоговое регулирование инвестиционного процесса осуществляется с помощью следующих инструментов:
- льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль (минимальные ставки – 2,2% и 13,5%, соответственно);
- льготы по земельному налогу в размере средств, поступающих в региональный бюджет;
- пониженные ставки налога на прибыль организаций и страховых взносов (региональная составляющая);
- налоговые каникулы по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам;
- возможность списания без ограничений убытков на будущий период и затрат на НИОКР;
- использование специального коэффициента (не выше 2) при расчёте амортизационных отчислений. Рассмотрим налоговое регулирование как инструмент повышения инвестиционной привлекательности на региональном уровне, на примере Краснодарского края (табл. 4).
Таблица 4
Инструменты налогового регулирования на региональном уровне, используемые для повышения инвестиционной привлекательности региона
Форма налогового |
Субъект налогового регулирования |
Бюджет финансирования |
Инвестиционный налоговый кредит по НП в части, поступающей в краевой бюджет, и региональным налогам |
Организации |
Региональный |
Налоговые льготы на имущество организаций на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более трёх лет фактического использования льгот |
- Организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные администрацией региона. - Лизинговые организации, предоставляющие услуги по лизингу для реализации инвестиционных проектов |
Региональный |
Снижение ставки по НП организаций до 13,5% |
- Резиденты ОЭН. - Организации (основной вид деятельности – добыча нефти, производство нефтепродуктов, производство цемента, производство электрической и тепловой энергии и др.). |
Региональный |
Налоговое регулирование оказывает влияние на социально-экономическое развитие региона. Помимо фискальной функции как основного источника доходной части бюджета налоги выполняют еще и регулирующую функцию, позволяющую государству путем стимулирования налогоплательщиков влиять на различные общественные процессы в регионе. В этом проявляется социальная значимость налогов, касающаяся привлечения дополнительных денежных средств для финансирования социально значимых сфер в том случае, когда бюджетных ресурсов для всесторонней защиты интересов малоимущих и социально незащищенных граждан недостаточно.
Подводя итоги, следует отметить, что налоговое регулирование выступает как механизм воздействия на экономические и социальные процессы в регионах. Региональная налоговая политика должна постоянно подвергаться мониторингу со стороны органов исполнительной власти в регионе с целью оценки ее эффективности. Это позволит своевременно принимать меры по устранении пробелов в региональной налоговой системе и предоставит возможность дополнительно пополнять доходную часть регионального бюджета.
1.3. Эволюция российской налоговой системы
История налоговой системы России является частью истории нашего государства. Эволюция форм и методов изъятия налогов служит отражением процессов становления российской государственности, реализации экономической политики России на разных этапах ее исторического развития. Система налогообложения на каждом историческом этапе развития страны настраивается на потребности государства.
Налоговая система на Руси начала складываться с конца 9 века, с периода объединения Древнерусского государства, основным источником доходов княжеской казны была дань. В 10 веке княгиней Ольгой была проведена хозяйственная реформа, в результате которой упорядочивался порядок сбора дани. Она взималась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами, для сбора дани определялись специальные места – «погосты»[17].
В период монголо-татарского ига сформировалась система налогообложения, которая служила интересам Золотой Орды и препятствовала экономическому развитию самой России. В 1238 году была проведена перепись населения и всего принадлежавшего ему имущества, что позволило разделить территорию Руси на 43 «тьмы», т.е. специальные налоговые округа, в каждый из которых назначался представитель хана – баскак. Он имел специальный отряд для сбора дани и поддержания порядка на вверенной ему территории. В конце 13 века начались протесты и восстания против действий баскаков, в результате чего в первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать дань для отправки в Золотую Орду. Помимо ордынской дани в 13-14 веках со свободного населения взималась дань для княжеской казны.
В 15-16 веках процессы централизации Руси потребовали изменений в налогообложении. В «Судебнике» Ивана IV (1550) была законодательно закреплена посошная подать как основной прямой налог в Русском централизованном государстве, она стала взиматься со всех земель русских. Соха – это условная податная единица. Для торговых и промышленных людей (посадских и слободских) соха измерялась количеством дворов, а ее размер отличался в зависимости от состоятельности отдельных категорий плательщиков. Сельская соха измерялась количеством пахотной земли и зависела от качества почвы, принадлежности и местоположения земель[18].
Посошное налогообложение сохранялось до середины 17 века, его недостатками были нечеткость в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизм в оценке доходности земельных участков, возможность злоупотреблений чиновников при составлении писцовых книг. В 1646 году была проведена подворная перепись, на основании которой во второй половине 17 века посошное налогообложение заменяется подворным. Единицей налогообложения становится двор, а количество дворов определяется по числу ворот[19].
В 16–17 вв. значительно возросли объемы прямых налогов, при Иване Грозном это можно объяснить большими государственными расходами в период Ливонской войны, а в 17 в. – ликвидацией последствий Смутного времени.
В годы правления Петра I (1682-1725 гг.) ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования привели к увеличению государственных расходов, для этого осуществляются значительные изменения в сфере налогообложения, наиболее значимым изменением стала замена подворного налогообложения подушным – по душам мужского пола. Для целей налогообложения использовались понятия ревизская душа – единица учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью, и ревизские сказки – списки (реестры) мужского населения. Взимание подушной подати было возложено на Военную коллегию, поскольку подушная подать направлялась на содержание армии и флота[20].
Основным недостатком подушного налогообложения было то, что подушная подать налагалась не на реально существующих людей, а на условную единицу - ревизскую душу. Совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно только на момент составления ревизских сказок. Впоследствии в результате рождений и смертей реальные данные начинали расходиться со списками, в которые не включались новорожденные и из которых не исключались умершие. В то же время введение подушной подати было прогрессивным шагом по сравнению с подворным налогообложением. Переход на подушное налогообложение способствовал росту числа крестьянских и посадских дворов, увеличению площадей обрабатываемых земель, поскольку устранялась зависимость между размерами налоговых платежей и количеством дворов, построек, площадью обрабатываемой земли.
В первой половине 19 века окончательно сформировалась система государственных финансов, частью которой является налоговая система. В 1802 г. было образовано Министерство финансов, ему отводилась центральная роль в управлении доходами и распределении всех доходов по направлениям расходования средств. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально стал Департамент податей и сборов, а затем Департаменты окладных и неокладных сборов[21].
В 19 веке в доходах казны преобладали поступления косвенных налогов, из них наибольшая доля приходилась на питейный сбор и соляной налог. В целом поступления косвенных налогов вдвое превышали сумму прямых налогов. Основным прямым налогом оставалась подушная подать, ее доля вместе с оброчной податью составляла 70% в прямых налогах. Основная тяжесть налогообложения приходилась на крестьянство.
В начале 20 века налоговая система постоянно подвергалась реформированию. Налогообложение не было основано на принципе справедливости, а вся тяжесть налогообложения была переложена на плечи населения. Законодательно было закреплено неравенство между налогообложением неимущих слоев населения, появившейся промышленности и дворянством. Неравноправие в налогообложении послужило в дальнейшем усилению революционных настроений в стране.
В 1916 г. был принят Закон о подоходном налоге, взимание которого предполагалось начать с 1917 г. В феврале 1917 г. создано Временное правительство, которое пыталось стабилизировать экономическую ситуацию в стране. В числе мероприятий, разработанных Временным правительством, предусматривалось повышение ставок подоходного налога, пересмотр системы налога на прирост прибылей и установление единовременного налога. Однако намеченные мероприятия в сфере налогообложения остались нереализованными, поскольку в России произошла смена власти.
Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, то есть принудительные денежные или натуральные поборы. В 1930-32 гг. в СССР проводится налоговая реформа, направленная на усиление централизации российской экономики, концентрации всей полноты власти в руках центральных органов власти. В ходе этой реформы полностью упраздняется система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложение во многом утратили значение для бюджета[22].