Файл: Современное состояние налоговой системы России и перспективы ее развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важную роль сыграла налоговая система в обеспечении потребностей государства в финансовых ресурсах в годы Великой Отечественной войны. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. вводятся дополнительные налоги и сборы с населения, в числе которых военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Последний был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям, предполагалось, что его введение будет способствовать росту населения страны. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

В конце 20 века в связи с реформированием российской экономики потребовалось создание налоговой системы, способствующей формированию и развитию рыночной экономики. В результате проведенных преобразований была создана трехуровневая налоговая система, которая в настоящее время включает в себя 8 федеральных налогов, 3 региональных и 3 местных налога, а также пять специальных режимов налогообложения для определенных субъектов хозяйственной деятельности (сельскохозяйственные товаропроизводители, субъекты малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели) [23]. За годы реформирования современной налоговой системы удалось добиться снижения налогового бремени на товаропроизводителей (уменьшилось общее количество налогов, понижены ставки: например, ставка НДС понизилась с 28% до 18%, а для некоторых операций до 10%).

Таким образом, в современном мире налоговая система выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования экономики.

Глава 2. Современное состояние налоговой системы

2.1. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран

Безусловно, современное состояние экономики в большей части зарубежных стран легко определить по ее налогово-правовой ситуации. И особое значение налоги и налоговое право имеют в развитых странах, или так называемых странах высокого налога. В данном анализе приводятся такие страны как США, Германия, Япония и Китай. Перечисленные страны имеют разные уровни экономического развития и занимают неравные положения на мировой арене. Именно поэтому невозможно не отметить сходства и различия в их налоговых системах.


Прежде всего, есть необходимость осветить основные моменты налоговых систем приведённых стран.

Соединённые Штаты Америки. Хотелось бы сразу указать, что США – это федеративное государство, имеющее ориентацию на либеральную модель экономики. На сегодняшний момент, благодаря тщательно продуманной налоговой политике, налоговая система США считается одной из наиболее эффективных систем налогообложения в мире.

Страна имеет трёхуровневую налоговую систему, которая подразумевает федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги. Примечателен тот факт, что в современной налоговой системе США присутствует такой момент, как одновременное использование основных видов налогов местными органами, правительствами штатов и федеральным правительством. В результате, население по факту уплачивает один и тот же налог по два, а то и по три раза. В налоговой системе РФ такой параллелизм отсутствует, что значительно снижает налоговое бремя граждан[24].

Самым значимым в современной налоговой системе США на федеральном уровне является личный налог на доходы, на уровне штатов наиболее весомы акцизы, а на местных уровнях – налог на имущество.

На данный момент ставки налогов в США прогрессивные, что является существенным отличием в налоговых системах России и Соединённых Штатов. Можно утверждать, что прогрессивные ставки распространены среди многих развитых стран и, исходя из складывающихся тенденций и плану стратегии 2030, можно предположить, что в скором времени от пропорциональной налоговой ставки уйдёт и Россия.

Помимо прочего, в США взимаются налоги с фонда заработной платы. Их называют взносами в фонд социального страхования. Подобные налоги имеются и в России – это отчисления, обеспечивающие в дальнейшем государственные пенсии или выплаты по нетрудоспособности.

Прямые налоги занимают гораздо большую долю, нежели косвенные. Такая черта присуща многим странам с развитой экономикой.

Германия. Говоря о налоговой системе Германии, стоит заострить внимание на том, что она существенно отличается от североамериканских систем. Это федеративное государство, выделяющееся очень высоким уровнем жизни. В том числе это заслуга налаженной налоговой системы.

Более того, Германия справедливо рассматривает налоги как главное средство воздействия государства на развития экономики страны, так как страна не обладает большим ресурсным потенциалом. Экономика сконцентрирована в большей степени на промышленном производстве и сфере услуг, облагаемыми большими налогами.


Система налогообложения Германии не отличается простотой. Все самые крупные налоговые поступления формируются сразу в два или три бюджета: центральный (федеральный), бюджет соответствующей земли и местный бюджет[25].

Можно сказать, что на территории Российской Федерации действует похожая налоговая система, все налоговые поступления разделяются между федеральным, региональным и местным бюджетами, но формирование единовременно по всем трём бюджетам не практикуется. Большинство налогов в России распределяются между двумя бюджетными уровнями, а точнее между федеральным и региональным. В местные бюджеты зачисляются такие налоги, как налог на имущество физических лиц, земельный налог, 15% от поступлений НДФЛ и часть государственной пошлины[26]. Таким образом, нельзя сказать об идентичности налоговых схем России и Германии.

Так же как и в США в Германии прогрессивные ставки по налогообложению. Это объясняется социальной политикой страны, направленной на максимальное смягчение неравенства среди слоёв населения. И, бесспорно, это приносит благоприятные результаты. По существу, Германии удалось выстроить хоть и сложную, но эффективную налоговую систему. В результате стране удалось достичь высокого уровня экономического развития, обеспечить социальную защищённость граждан. Кроме того, она активно поддерживает универсальную систему здравоохранения, охрану окружающей среды и предоставляет бесплатное высшее образование.

Япония. Вопреки тому, что Япония является экономически развитым государством, её налоговая система отличается относительно небольшой налоговой нагрузкой при достаточно широких полномочиях налоговых органов. Главным отличием Японии от вышеперечисленных стран является её государственное устройство. Япония – это унитарное государство, поэму налоговая система имеет ряд существенных отличий. Всего в Японии на данный момент пятьдесят различных налогов. Все они разделяются на местные и центральные.

Две трети налоговых поступлений Японии осуществляются за счёт центральных налогов, а остальная часть за счет местных.

Примечательно, что их распределение представляет собой обратную картину, значительная часть поступлений перераспределяется обратно в местные бюджеты. В связи с этим всего одна треть идёт на государственные нужды и большая часть на местные. Возможно, именно в этом состоит успех гармоничного и уверенного развития страны. Примечательно, что в Японии уделяется большое внимание косвенным налогам и они составляют достаточно крупную статью бюджета государства. Так же в Японии существуют целевые налоги, взимаемые на строго определённые нужды.


В целом по сравнению с другими странами налоговые ставки в Японии выше, таким образом, поддерживается стабильный экономический рост государства. Таким образом, каждый граждан важен и полезен, так как работает, в том числе, на благо страны. Высокие налоги не вызывают народных недовольств. Это определяется национальными традициями, экономической моделью, формой правления государства и элементарно образом японской мысли.

Китай. Китай по праву носит имя экономической сверхдержавы. Это можно объяснить наличием сильных органов власти и большим потенциалом страны. Налоговая система Китая довольно непроста, в некоторой мере это определяется сложностью административного устройства государства. В настоящее время в Китае 26 видов налогов. Государственный совет определяет порядок, в соответствии с которым все налоги делятся на центральные и местные, кроме того существуют налоги, распределяемые между Центральным и местными правительствами[27].

В Китае имеется значительное количество неналоговых платежей для различных правительственных фондов. Правительство называет это «взиманием средств в фонды специального назначения в поддержку профессионального развития». Такие платежи увеличивают налоговое бремя граждан, хотя формально их и нельзя отнести к налогам.

Сама китайская экономическая модель диктует ещё одну отличительную черту налоговой системы – это отсутствие государственной системы пенсионного страхования. В связи с этим, налогов, взимаемых с фонда оплаты труда, и соответственно выплат по социальному страхованию в Китае нет. Однако, стоит уточнить, что сказать определённо, что в Китае нет пенсий, нельзя. Пенсии есть, и получают их граждане, работающие на государственных предприятиях. В таком случае, люди получают пенсию в той организации, где работали. На самом предприятии имеется отдельная статья расходов «пенсии бывшим сотрудникам». Остальным же не остаётся ничего, кроме как участвовать в негосударственных пенсионных схемах.

Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных экономических зон. В настоящее время существует 4 такие зоны, также 14 зон беспошлинной торговли, 53 зоны высоких технологий и более 70 научно- технических зон для тех специалистов, что получили образование за рубежом. Создание СЭЗ практикуется и в России, создавая благоприятное влияние на развитие экономики страны.

В целом налоговые поступления в бюджеты КНР просто огромны, так как в Китае активно развиваются практически все секторы экономики от добычи полезных ископаемых до туризма.


Россию с Китаем объединяют большие территории, во многих случаях сложно поддающиеся обработке, развитое сельское хозяйство и громадный ресурсный потенциал. Однако, при этом при неоспоримой схожести условий страны имеют разные налоговые системы, выражающиеся прежде всего в том, что в Китае, как и в остальных приведённых странах, прогрессивная шкала налогообложения. Таким образом в Китае решена ситуация «социальной несправедливости», чего пока не удалось в полной мере добиться России.

Уровень ставок основных бюджетообразующих налогов зарубежных стран намного превышает ставки аналогичных российских налогов. Примечательно, что такой налог как налог на наследство и дарения в системе налогов РФ отсутствует, хотя имеет в других приведённых странах, и, более того, имеет высокие налоговые ставки.

Проводя сравнение, для большей наглядности сведем данные по налоговым ставкам в рассматриваемых зарубежных странах и России в таблицу (см. табл. 5).

Таблица 5

Налоговые ставки стран[28]

Налог

Страна

Россия

США

Германия

Япония

Китай

НДФЛ

9; 13; 15; 30; 35

10 – 39,6

14 – 42

10; 20; 30; 40; 50

5 – 45

НДС

0; 10; 18

0 – 15

7; 19

8

2; 3; 4; 6; 13; 17

Налог на прибыль корпорации

20

15 – 39

15

27; 28; 42

12,5; 15; 20; 25

Отчисления в социальные фонды

Не менее 30,2

37

7

58

Налог на имущество физических лиц

0,1; 0,3; 2

1 – 2

14 – 17

1,5

1,2 – 12

Налог на наследство и дарение

-

18-35

7-50

20

3-5

Охватывая картину целиком, можно сказать, что в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой доминирует прямое налогообложение с высокими прогрессивными налоговыми ставками, и с расширенной системой льгот и вычетов. Кроме того, хочется отметить некоторые налоги, которые выполняют исключительно регулирующую функцию. Примером такого налога может послужить, налог на собак в Германии, который выплачивается каждый год на каждую имеющуюся собаку. Он представляет собой фиксированную сумму от 100 до 615 евро в зависимости от породы и индивидуальных особенностей животного. В совокупности такие налоги ежегодно ощутимо пополняют бюджет и делают более упорядоченной и организованной жизнь граждан.