Файл: Основные функции в системе менеджмента (Совершенствование менеджмента в компании «Макдоналдс»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
McDonald's считается самым большим дистрибьютором игрушек в мире, на игрушки приходятся 20% продаж.
Рестораны McDonalds строят чаще всего по пути из центра в спальные районы, на перекрестках крупных дорог, рядом с крупными вузами, в местах где часто собирается много людей. Это объясняется тем, что 70% решений о посещении McDonalds принимаются спонтанно, а в таких местах вероятность появления желания посетить подобное заведение – максимальна.
McDonald’s, как уже было указано выше, работает в ресторанном бизнесе, сегмент – быстрое питание (fastfood). Особенностью данного сегмента является крайне невысокая рентабельность бизнеса, что связано с низкой добавленной стоимостью продукции. Из-за этого, даже несмотря на низкие издержки (в частности – связанные с непосредственным изготовлением основной продукции), чистый финансовый результат остается очень низким. В частности, непосредственно у McDonald’s чистая рентабельность составляет менее 18%. Однако количественный подход в данном сегменте рынка является все же самым эффективным – компания является одной из наиболее успешных в мире и ведет свою деятельность с 1940 года. Ключевой элемент такого успеха – схема франчайзинга, благодаря которой удается открыть огромное количество ресторанов по всему миру и при этом основной объем инвестиций привлечь от частных покупателей франшизы.
Согласно данным анализа, которому подвергалась деятельность компании «Макдоналдс», можно также выявить, какова доля в структуре выручки в географическом разрезе. Несмотря на тот факт, что данные относительно старые,их вполне можно спроецировать на текущее состояние бизнеса компании, ведь по сути, сильных изменений не произошло. [24]
С данной точки зрения наибольшая доля в структуре выручки приходится на европейский рынок – общие доходы достигают 11.08 млрд. долларов по итогам 2014 годом, что на 2% меньше, чем годом ранее. Таким образом, продажи в Европе составляют свыше 40% от общих доходов компании.
Второй по значимости для компании рынок – американский, на долю которого приходится 31.5% доходов или порядка 8.65 млрд. долларов, при этом доходы на этом рынке сократились по сравнению с 2013 годом на 2.25%.
Наконец, на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится чуть больше 6.3 млрд. долларов (порядка 23% от выручки), что на 3% меньше, чем годом ранее. Однако количество ресторанов все же больше всего на американском рынке – порядка 14.350 тыс. заведений, против 7.855 тыс. в Европе и 10.345 тыс. в АТР. Таким образом, в разрезе географии европейский рынок является ключевым для компании, поэтому резкое ослабление евро и падение покупательской способности европейцев, вероятнее всего, негативно скажется на финансовых результатах в ближайшие кварталы.
Чистая прибыль сети ресторанов быстрого питания McDonald's за 2016 год выросла на 3% в годовом выражении — до 4,686 миллиарда долларов, сообщается в отчетности компании.[30]
Разводненная прибыль в пересчете на одну обыкновенную акцию за отчетный период выросла до 5,44 доллара против 4,80 доллара годом ранее. Операционная прибыль сети увеличилась на 8% — до 7,744 миллиарда долларов. В то же время выручка McDonald's по итогам отчетного периода снизилась на 3%, составив 24,621 миллиарда долларов.
По итогам четвертого квартала McDonald's сократил чистую прибыль на 1% — до 1,193 миллиарда долларов. Разводненная прибыль на акцию составила 1,44 доллара против 1,31 доллара годом ранее. Показатель оказался выше прогнозов экспертов в 1,41 доллара за акцию. Операционная прибыль сети увеличилась на 5% — до 1,969 миллиарда долларов. Выручка сократилась на 5%, до 6,028 миллиарда долларов.
Мировые сопоставимые продажи McDonald's по итогам 2016 года выросли на 3,8%, а в четвертом квартале — на 2,7%.
2.2 Применение функций менеджмента в компании «Макдоналдс»
Рассмотрим применения основ менеджмента в своей деятельности, на примере компании «Макдоналдс».
Рабочий коллектив компании представляет собой иерархическую структуру с начальным звеном «член бригады ресторана», в которой две ступени занимают разные категории менеджеров. Разберем более подробно реализацию функций менеджмента:
Функция планирования представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. О том, что данная функция имеет место в компании, можно судить по следующим принятым решениям.
С точки зрения стратегического планирования, стратегия компании состоит из следующих элементов: стратегии роста, стратегии франчайзинга, стратегии размещения ресторанов, ассортиментной стратегии, производственной стратегии, стратегии продвижения товаров, стратегии подбора и подготовки персонала. Итак, стратегическими приоритетами компании были: постоянный рост, обеспечение исключительного внимания к клиенту, поддержка репутации умелого и качественного производителя, большой объем производства и продвижение торговой марки «Макдоналдс» на мировом рынке. Таким образом, тщательно разработанная стратегия является залогом успешного бизнеса.
Международная компания HAVI, оцениваемая более чем в 5 миллиардов долларов, — долгосрочный партнёр компании Макдоналдс в области цепочек поставок и фасовки. [25] HAVI предоставляет инструменты для управления цепочками поставок, логистикой, упаковкой, переработкой и утилизацией. Когда Макдоналдс решил воспользоваться успехом программы AllDayBreakfast и сделать доступными в течение всего дня дополнительные пункты меню, компания столкнулась с рядом сложностей, связанных с возросшей сложностью меню, необходимостью в новом оборудовании и пространственными ограничениями.
Цель Макдоналдс — обеспечить кухни ресторанов оборудованием и персоналом, достаточным для получения максимальной выгоды от расширения меню. Модель, разработанная HAVI, отражает всю сложность процессов цепочки поставок, включающей 14 000 ресторанов. Ценность модели заключается в том, что на её основе можно принять обоснованное решение по приобретению оборудования и набору персонала.
Чтобы соответствовать требованиям Макдоналдс, в модели рассматриваются следующие аспекты:
- региональные предпочтения;
- сложность меню;
- пространство для приготовления пищи;
- рост количества продукции, которая может готовиться одновременно;
- оборудование и персонал.
С помощью AnyLogic эти требования были учтены в имитационной модели, включая пространственные ограничения и множество возможных вариантов обеспечения оборудованием и трудовыми ресурсами. Для принятия решения в модели использовались следующие переменные:[25]
- тип оборудования;
- размеры оборудования;
- потребность в рабочей силе;
- спрос;
- размер партии;
- сочетания продукции;
- планировка помещений;
- спрос в МакАвто.
По результатам моделирования было важно оценить уровень удовлетворённости клиентов. Результаты моделирования включают в себя время обслуживания, свежесть продуктов, количество отходов, а также другие метрики.
Наконец, согласно требованиям HAVI к точности аналитики, модель прошла верификацию и валидацию, включая испытания в тестовой кухне Макдональдс. Итоговая модель выдаёт требуемые значения и достаточно точно воспроизводит процессы в реальном мире. Вкратце, модель AnyLogic помогла принять решение, предоставив Макдональдс информацию о финансовых результатах планируемого расширения меню.
Цель компании - максимизация прибыли от деятельности ресторана. Для достижения данной цели руководство компании принимает решение усовершенствовать рекламу своей продукции, проводить определенные акции со скидками для привлечения покупателей. Например, с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года в компании начала действовать, а затем и была продлена акция «Все по 50». Согласно ей, популярные виды блюд:чизбургер, чикенбургер, стандартная порция картофеля фри, маленькая порция молочного коктейля (клубничного, шоколадного или ванильного), пирожок (вишневый или сезонный) — стоили всего 50 рублей. Это делалось с активизацией спроса.
Также периодически выпускаются новые виды продукции. Если говорить про Россию, то это различные сезонные блюда, а также коллекция ГУРМЭ.
Функция организации реализуется путем деления организации на подразделения и делегирования полномочий. В компании «Макдоналдс» данные условия осуществляются следующим образом. [26]
Структура персонала ресторана имеет определенную иерархию. Каждая должностная ступень данной системы выполняет определенные полномочия. Первая ступень - члены бригады ресторана - выполняют основные работы: приготовление продукции, ее продажа, уборка помещения ресторана, разгрузка машины с товаром. Вторая ступень - инструктора - помимо данных работ, занимаются обучением вновь пришедших работников. Третья ступень - свит-менеджер - контролирует и несет ответственность за свою станцию (кухня, зал, прилавок). Следующая ступень - свинг-менеджер - контролирует и несет ответственность за все, происходящее в ресторане в его рабочий день. Последние ступени, а именно ассистенты директора и директор ресторана, занимаются руководством.
Иерархия не ограничивается одним рестораном, но распространяется на всю компанию Макдоналдс по России, и далее по другим странам. Таким образом, осуществление функции организации позволяет достичь более эффективного производства.
Функция координации выражается в установлении рациональных связей (коммуникации).[26] В компании «Макдоналдс» принцип коммуникации является одним из ведущих. Прежде всего, он выражается в необходимой коммуникации между работниками разных станций. Данный принцип проявляется в постоянном диалоге типа «вопрос-ответ» между сотрудниками. Например, если покупатель заказал среднюю порцию картофеля фри, то кассир, принимающий данный заказ должен громко и четко сообщить об этом работнику на станции «картофель фри». В случае если этого не произойдет, время сбора заказа для клиента может увеличиться, что отрицательно отразится в оценочном листе кассира.
Также постоянный обмен информацией происходит между менеджерами, между менеджерами и членами бригады ресторана, по поводу пределов продаж на этот день, конкретной подсказки в заказ и др.
Функция контроля проявляется в установке стандартов, изменении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
В процессе контроля есть три этапа:
- установка стандартов;
- сопоставление с ними реальных результатов;
- принятие необходимых корректирующих действий.
В компании «Макдоналдс» разработаны стандарты работы для каждой станции (зал, прилавок, кухня). Стандарты обслуживания для работников на прилавке следующие:
6 ступеней обслуживания:
- приветствие с улыбкой
- принятие заказа
- подсказка
- оплата заказа
- сбор заказа
- приглашение прийти снова;
- время сбора заказа - 60 секунд;
- по умолчанию продажа большой порции картофеля фри и напитков;
- подсказка в каждый заказ недостающего компонента из схемы «Напиток, сандвич, картофель, десерт».
Сопоставление реальных результатов с установленными стандартами происходит в ходе работы ресторана.[26] Свит-менеджер на станции контролирует то, чтобы от данных стандартов не было отклонений. Для того чтобы работники стремились не отходить от установленных стандартов, менеджеры проводят оценку с помощью специальных Контрольных листов наблюдений (КЛН). В КЛН отмечают выполнение всех стадий работы, подводят итог в процентном выражении. По нескольким КЛН, накопленным за период в три месяца проводится аттестация.
Если установленные стандарты и требования по работе рабочим не выполняются, то в личное дело может быть записан выговор. При накоплении трех выговоров рабочий увольняется. В то же время за выполнением установленных стандартов со стороны самих менеджеров следят менеджеры высшей ступени и директор.
Функция мотивации проявляется в побуждении себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В компании «Макдоналдс» для мотивации работников ресторана используют различные программы. Примером могут служить бесплатные обеды, соревнования между кассирами, проведение корпоративных вечеринок.
Еще одним важным орудием мотивации работников является продвижение по службе, совместно с повышением в заработной плате. Примером может служить система премий, введенная в ресторане «Макдоналдс». Ежеквартальная премия по итогам оценки рабочих показателей выплачивается каждые три месяца, согласно индивидуальному графику проведения оценки рабочих показателей. Размер премии зависит от оценки рабочих показателей за последние три месяца и составляет:
Оценка «4». Исключительные рабочие показатели - 25% от оплаты за отработанные часы;
Оценка «3». Значительные рабочие показатели - 15% от оплаты за отработанные часы;
Оценка «2». Необходимо некоторое улучшение - 10% от оплаты за отработанные часы;
Оценка «1». Неприемлемые рабочие показатели - премия не начисляется.