Файл: Влияние отраслевой специфики организации на ее кадровую стратегию (Влияние отраслевой специфики организации на ее кадровую стратегию).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Влияние отраслевой специфики организации на ее кадровую стратегию
1.1.Понятие кадровой стратегии организации
1.2. Факторы, влияющие на кадровую стратегию предприятия
1.3. Особенности построения кадровой стратегии электроэнергетической отрасли
Глава 2. особенности построения кадровой стратегии в ПАО «Богучанская ГЭС»
2.1. Общая характеристика ПАО «Богучанская ГЭС»
2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава ПАО «Богучанская ГЭС»
2.3 Оценка эффективности кадровой стратегии в ПАО «Богучанская ГЭС»
Введение
Актуальность темы. Электроэнергетика- одна из базовых отраслей в российской экономике, определяющих конкурентоспособность и темпы роста экономики нашей страны, в которой значительную долю занимают энергоемкие отрасли.
Отличительной особенностью электроэнергетической отрасли является отсутствие возможности накапливать свой товар на складах, так как производство должно соответствовать потреблению в каждый момент времени. Эффективность функционирования организаций зависит от состава, квалификации и профессионализма персонала, в совокупности составляющих кадровый потенциал компании. Под термином «кадровый потенциал» подразумевается совокупность способностей и возможностей кадров обеспечить эффективное функционирование организации. [1].
Для любой отрасли, развитие кадрового потенциала прямо влияет на производственный процесс и успешность деятельности на рынке. Наиболее четко структурированные примеры данной взаимосвязи рассматриваются в работах В. П. Пугачева, А. Я. Кибанова и Д. К.Захарова, Э. Е. Старобинского.
Организации электроэнергетики - не исключение, структура кадрового потенциала, в силу специфики отрасли, так же имеет несколько особенностей:
- Низкая трудоемкость, в виду высокого уровня механизации. В отрасли работает менее 1% работников, занятых в промышленности;
- Высокий удельный вес ремонтного персонала в ППП, обусловленный изношенностью основных средств, низким уровнем механизации ремонтных работ;
- Структура ППП характеризуется высоким удельным весом персонала со средним и высшим профессиональным образованием по сравнению с другими отраслями (тепловая энергетика 20-25%,атомная энергетика 30% ),в связи в с тем, что технически сложное оборудование требует высокой квалификации персонала[3].
Тем не менее, несмотря на высокий уровень профессионализма сотрудников в отрасли, существует проблема дефицита кадров. Но необходимо разграничивать нехватку рабочих кадров и управленческого персонала.
Объектом исследования является ОАО «Богучанская ГЭС» - одна из крупнейших и современных гидроэлектростанций в России.
Предметом исследования выступает кадровая стратегия ОАО «Богучанская ГЭС».
Цель работы – изучение особенностей формирования кадровой стратегии на предприятии реального сектора экономики.
Поставленная цель определила ряд задач, которые необходимо решить:
- рассмотреть основные черты и формы кадровой стратегии;
- провести анализ результатов деятельности ОАО «Богучанская ГЭС» на отраслевом рынке;
- провести анализ и оценку состояния кадрового потенциала и проблем в технологиях и методах его формирования на современном этапе развития ОАО «Богучанская ГЭС»;
- изучить технологии и методы организации работ в подсистеме повышения квалификации персонала в кадровом менеджменте ОАО «Богучанская ГЭС».
Теоретической и методологической основой послужили труды ученых, экономистов по рассматриваемой теме. В процессе работы была использована учебная и методическая литература как зарубежных, так и отечественных авторов, материалы периодических изданий, а также сети Интернет.
Структура работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение и список используемых источников.
Глава 1. Влияние отраслевой специфики организации на ее кадровую стратегию
1.1.Понятие кадровой стратегии организации
Кадровая стратегия – это совокупность действий, позволяющая оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на персонал для реализации выбранной стратегии развития организации. [3.C.5]
Элементами кадровой стратегии являются:
- анализ внешней и внутренней среды организации;
- формирование целей деятельности организации;
- формирование специфических целей по управлению персоналом;
- разработка стратегии развития персонала; [27.C.3]
- создание соответствующей организационной структуры по управлению персоналом;
- создание системы критериев по определению эффективности системы управления персоналом;
- определение ограничений на функционирование системы управления персоналом.
Цели кадровой стратегии разрабатываются на основе миссии и бизнес-целей компании. Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования, ее предназначение. Формулируется, прежде всего, с точки зрения повышения социальной роли организации.[12]
Практическое воплощение в жизнь кадровой стратегии осуществляется путем системного применения средств воплощения. Средства предполагают способы (последовательный порядок действий достижения целей, результатов) и методы действий (совокупность приемов воздействия на объекты управления).
Основными способами реализации стратегии были определены:
– организация;
– позиционирование;
– привлечение;
– развитие;
– управление. [4.C.31]
Рассмотрим данные способы более подробно.
Итак, организация используется для придания стройного вида построению бизнеса, путем установления порядка, правил и условий принятия решений, осуществления действий и взаимодействия персонала. Она обеспечивает:
1) достижение целей посредством качества принятия и исполнения решений в рамках технологических процессов;
2) получение конкурентных преимуществ в содержании (постановке целей, задач; решениях; действиях; процессах; приемах и методах; технологиях; использовании средств труда) и условиях труда (санитарно-гигиенических; режимах труда и отдыха; технике безопасности; культуре и этике отношений, дизайне и др.); [20]
3) понимание персоналом задач, правил труда, оптимизации рабочих мест, инфраструктуры бизнеса;
4) получение финансовых, рыночных, кадровых выгод посредством рациональности действий и взаимодействия, соблюдения стандартов качества, применения передовых средств, методов, приемов труда.
Позиционирование служит для определения потребности в персонале, оценки стоимости должностных позиций. Как любой ресурс, человеческие ресурсы, их потенциал позиционируется к финансовой структуре бизнеса, а значит, рассматриваются с двух сторон – пассива и актива. То есть, исходя из результатов, устанавливается: чего должен добиться персонал (активы), за счет чего он может этого добиться на каждой должностной позиции (пассивы). [5,C,11]
Пассивами в данном случае являются компетенции, способности, личные качества и другие возможности к труду на данной должностной позиции, активами – умения, навыки, опыт, приемы, методы труда и другие качества, обеспечивающие реализацию возможностей работников в получении. [8.C.4]
Позиционирование осуществляется посредством выделения ключевых рабочих активов и источников их формирования по каждой должностной позиции. Это формулируется в должностных инструкциях, на основании которых производится оценка компетенций и рабочих активов, осуществляется подбор, организация и управление трудом, развитие персонала, а также учитываются необходимые личностные особенности и межличностное взаимодействие. [10.C.4]
Позиционирование обеспечивает:
1) обоснование кадровой структуры: профессиональной, квалификационной, численной;
2) обоснование содержания должностных позиций и потребностей в персонале;
3) оценку места и роли кадровых ресурсов в результатах, базисную стоимость должностной позиции в производстве дохода, формировании активов, текущих и инвестиционных затрат на персонал; [22.C.5]
4) соответствие квалификации работника уровню содержания труда.
Финансовая оценка кадрового потенциала производится на основе методологий. Позиционирование формирует преимущества в оценке потребностей в персонале, идентификацию потенциала, необходимого для результатов.
Привлечение персонала используется для обеспечения бизнес-процессов необходимой рабочей силой в соответствии с организацией и позиционированием, исходя из максимального кадрового потенциала при эффективных затратах на него; обеспечивает качественный набор персонала к уровню содержательности и сложности труда, возможности синергии взаимодействия с другими работниками, а также факторами и ресурсами развития бизнеса. [16]
Развитие персонала применяется для повышения потенциала и производительности труда. Оно обеспечивает: повышение уровня компетенции персонала, овладение передовыми методами и приемами труда, удовлетворение потребностей работников в личной мотивации, прибыльность, рост стоимости компании, укрепление рыночных позиций. [19.C.4]
Наконец, управление служит для направления деятельности персонала на достижение целей, осуществление взаимодействия и координации действий в процессе труда, снабжение ресурсами для выполнения поставленных задач. [21.C.43] Оно обеспечивает:
1) выполнение принятых решений;
2) получение намеченных результатов;
3) командные корпоративные действия в достижении миссии и целей бизнеса;
4) мотивацию за достижение целей.
Таким образом, в данной таблице наглядно представлено содержание способов реализации кадровой стратегии.
В заключении параграфа, можно отметить, что реализация кадровой стратегии невозможна без формулирования миссии и бизнес – целей организации, особое внимание в данной части теоретического анализа уделено способам реализации кадровой стратегии. [13]
1.2. Факторы, влияющие на кадровую стратегию предприятия
Подходы к рассмотрению сотрудников компании в качестве человеческого ресурса или человеческого капитала зависят от ряда факторов, среди которых:
- Стадия развития бизнеса компании или стадия развития организации.
- Стратегия развития компании в целом.
- Позиция менеджера по персоналу в компании.
- Уровень управления или уровень менеджмента в компании.
- Технология работы компании, включая систему взаимодействия с клиентами. [20.C.43]
При анализе кадровых стратегий предприятий становится очевидным, что они являются конкретизацией, частным случаем общей экономической стратегии владельцев, при этом на качество кадровой стратегии влияет «качество» собственников и менеджмента (что в российских условиях нередко совпадает). [5.C.3]
В настоящее время можно выделить три основных типа экономических стратегий предприятий, в зависимости от которых, как правило, реализуются и кадровые стратегии.
- Стратегия, направленная на стабильное фиксирование бизнес – ситуации, удержание рынков или их ключевых сегментов. Как правило, на подобную кадровую стратегию ориентированы предприятия, существовавшие еще в советское время, приватизированные таким образом, что основной пакет акций сконцентрирован у администрации и аффилированных с ней сторонних инвесторов. Также на подобную стратегию ориентируются те организации, которые уже завоевали достаточно большую часть рынка, для успешного развития необходим определенный период накопления капитала для следующего рывка, и основная задача при этом ставиться не агрессивное развитие, а удержание позиций. [4.C.8]
- Стратегия, направленная на максимизацию прибыли в краткосрочной перспективе. Кадровая стратегия при этом не носит целостного характера. Можно говорить о ситуативном реагировании на создавшуюся ситуацию, при подобной общей стратегии развития основная цель компании – быстрый и агрессивный рывок вперед, максимизация прибыли, высокомаржинальные продажи / производство. [17.C.3]
- Стратегия, направленная на развитие производства, – внедрение новых технологий, завоевание рынков, улучшение бизнеса в целом. Кадровая составляющая такой стратегии носит характер поиска адекватного улучшения кадрового потенциала предприятия, что создает условия для оптимизации численного и качественного состава работников, соответствующих капиталовложений в повышение квалификации и переквалификацию рабочей силы, и обеспечение условий для ее наиболее полного использования. Кадровая политика при такой стратегии носит продуманный характер, находится в полной взаимосвязи с общей стратегии развития. Персонал рассматривается как ключевой ресурс, от которого в целом зависит развитие предприятия. [12.C.32]