Файл: Спортивная лига как субъект маркетинга Национальная Баскетбольная лига (NBA) (Теоретические аспекты маркетингового обеспечения баскетбольной лиги).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты маркетингового обеспечения баскетбольной лиги
1.1 Сущность и история игры баскетбол
1.2 Понятие маркетингового сопровождения
1.3 Методология маркетингового обеспечения баскетбольной лиги
Глава 2. Анализ маркетинговых возможностей на примере Национальной баскетбольной лиги
2.1 Общие показатели деятельности Национальной баскетбольной лиги
2.2 Особенности организации маркетингового сопровождения Национальной баскетбольной лиги
2.3 Направления улучшения маркетингового обеспечения Национальной баскетбольной лиги
Важно заметить, что общее число наблюдений больше из-за того, что у одной команды после прохождения всех проверок осталось больше 1 спонсора. Чтобы учесть влияние результатов этой команды на всех ее спонсоров, требуется учесть ее игры столько раз, сколько командных спонсоров использовалось в исследовании. Поэтому общее число наблюдений составило 2047 событий, из которых 1133 победных матча и 914 – проигранных.
2.2 Особенности организации маркетингового сопровождения Национальной баскетбольной лиги
Для продвижения бренда НБА на сегодня используются следующие основные каналы коммуникации и инструменты:
- билетная программа (CRM и терминалы);
- реклама (клубные ресурсы, наружная реклама, социальная реклама (см. пример на рисунке 1);
Рисунок 1 – Пример наружной рекламы НБА[15]
- клубные СМИ и сайт.
Одним из приоритетов в маркетинговой стратегии НБА является необходимость качественной организации матчей.
В качестве дополнительных элементов маркетингового сопровождения НБА можно выделить:
- контракт с различными рекламными компаниями Adidas, Кока Кола, Мак Доналдс и др.;
- линейки одежды для болельщиков;
- спортивная атрибутика (см. пример на рис.2);
Рисунок 2 – Пример рекламы спортивной атрибутики с символикой НБА[16]
- участие в социальных проекты, направленных на популяризацию здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом среди детей и молодежи;
- активная работа с целевой аудиторией.
В НБА существует схема стратегического альянса, а именно монобренд (зонтичный бренд лиги), в который встроены клубные бренды. НБА сотрудничает более чем с 300 лицензиатами (компаниями, продающие продукцию под брендом лиги), около 35% всех продаж осуществляется за пределами США, продукция реализовывается в 125 000 розничных точках в более чем 100 странах мира.[17]
Среди основных факторов постоянного роста посещаемости соревнований НБА благодаря грамотно организованной рекламной кампании можно выделить следующее:
- наличие огромного числа спортивных сооружений разного уровня и пропускной способности; умелая реклама и праздничная организация большинства соревнований, высокая их зрелищность; присутствие в командах даже местного масштаба «звезд» и поддержание их имиджа средствами массовой информации;
- эффект нередко устраиваемых участниками игры драк, сцен грубости и насилия в ходе соревнований;
- бурное развитие гэмблинга – заключение пари на результаты матчей;
- организационная структура спортивного бизнеса, четко отвечающая цели «продать» зрелище, дифференциация цен на билеты;
- создание на спортивных сооружениях всех необходимых зрителям условий для отдыха и др.
Профессиональные команды НБЛ имеют стабильные календари и большинство поклонников в городе знают, когда и где играет их команда. Поэтому основная доля рекламных расходов в этих видах спорта падает на изготовление красочных программ, фотографий команд и отдельных игроков, которые, согласно записи в контрактах, обязаны сами вести большую рекламную работу. Владельцы команд понимают, что очень часто зрителей привлекает на стадион какой-то один спортсмен – их кумир.
В этой связи следует отметить, что обилие различной информации о заработках «звезд» профессионального спорта служит также своеобразной рекламой для привлечения зрителей на соревнования. В средствах массовой информации особой популярностью пользуются спортсмены-профессионалы, совмещающие свою профессиональную карьеру спортсмена с каким-либо бизнесом. Важное значение придается работе со зрителями, которых, подразделяют на следующие категории:
- не посещающие соревнований, случайные,
- посещающие их несколько раз в год, частые посетители
- и, наконец, постоянные болельщики - держатели сезонных абонентов. Чтобы привлечь зрителя на стадион, в каждом случае применяется разный подход. Особое внимание уделяется первым трем категориям. Для этого используется разнообразная реклама и небольшие концерты перед игрой; организуются встречи спортсменов с жителями микрорайонов, обычно в школах; владельцу биле-га, разыгранного по лотерее, предоставляется право вбросить мяч или шайбу в игру и т.д. Много внимания уделяется созданию комфортной атмосферы: чистоты, отличных и разнообразных услуг, доброго отношения обслуживающего персонала: продажи различных продуктов питания, напитков, сувениров и т.д., чтобы у зрителя появилось желание вновь прийти на стадион или во дворец спорта.
2.3 Направления улучшения маркетингового обеспечения Национальной баскетбольной лиги
Итак, ранее было установлено, что на сегодня в НБА маркетинговое сопровождение уже организовано грамотно и качественно, поэтом далее мы можем только наметить некоторые пути, которые могут способствовать улучшению рассматриваемого процесса:
1. Усиление взаимодействия с целевой аудиторией ориентировано на два её типа – болельщики и спонсоры. При работе с первой категорией важно правильно позиционировать бренд. Психологи утверждают, что посетители спортивных событий ассоциируют себя с участниками соревнований и воспринимают их победу как собственную. Кроме того, болельщики посещают такие мероприятия в расчете на сильные положительные эмоции. Бренд является своеобразным обещанием потребителям удовлетворить данные потребности. Во втором случае следует сделать акцент на репутацию клуба или спортивной организации. Спонсор должен убедиться в надежности и ответственности компании, поскольку при сотрудничестве их будут воспринимать как полноценных партнеров.[18]
2. Поддержание положительного образа клуба, команды или отдельного спортсмена.
3. Усиление популяризация физкультуры и спорта, в частности баскетбола.
4. Увеличение объема продаж билетов на спортивные мероприятия
При реализации этих функций PR-специалистам НБЛ следует учитывать специфические особенности спортивной индустрии. Одной из них является взаимосвязь имиджа объектов продвижения: PR отдельного участника спортклуба воздействует на престижность всей организации. Известность и востребованность спортсмена влияет на интерес к команде, в которую он входит; состязание успешных популярных команд привлечет посетителей на мероприятие.
Также в данной индустрии PR характеризуется «точечной» направленностью на целевую аудиторию. Несмотря на то, что интерес к крупным соревнованиям проявляют не только поклонники той или иной спортивной дисциплины, настоящих болельщиков отличает именно постоянное внимание к событиям. Поэтому значительный объем рекламы НБЛ должен быть сосредоточен в специализированных СМИ и соответствующих клубах.
Имидж клуба в большей степени зависит от результатов выступлений его представителей: и спонсоры, и болельщики обращают внимание на спортивные достижения участников. Потенциальные партнеры, исходя из успешности клуба, оценивают целесообразность сотрудничества и вложения инвестиций, а посетители конкурсных мероприятий заинтересованы в победах выбранных участников (особенно это актуально для командных видов спорта).
Для повышения лояльности аудитории НБЛ PR-специалистами могут быть использованы следующие способы:
1. Привлечение новых посетителей за счет привнесения элементов шоу в спортивное мероприятие. При этом важна поддержка СМИ, организация телевизионных трансляций, участие в мероприятии известных персон.
2. Улучшение инфраструктуры. Создание комфортных условий для посетителей, использование современных технологий продажи билетов, распространение качественной сувенирной продукции, в совокупности данные действия положительно сказываются на восприятии клуба.
3. Позиционирование клуба как бизнес-партнера. Для привлечения новых спонсоров необходимо подчеркивать через СМИ его экономическую стабильность: демонстрировать прозрачность бюджета, структуры и конкретные финансовые результаты.
При грамотном PR ослабевает зависимость имиджа конкретного спортсмена от его места в турнирной таблице. В частности, если он интересен широкой публике как личность или предлагает внеконкурсные зрелищные представления, аудитория в меньшей степени следит за результатами соревнований. В этом случае задача специалистов по продвижению –превращение имени спортсмена в полноценный бренд. Такой подход позволяет расширить аудиторию: о профессиональных успехах сообщают преимущественно специализированные СМИ.
Таким образом, во второй главе курсовой работы были проанализированы особенности организации маркетингового сопровождения Национальной баскетбольной лиги, а также предложены рекомендации по улучшению рассматриваемого вопроса.
Заключение
Таким образом, в заключении в соответствии с выводами, поставленными во введении можно сделать следующие выводы:
1. В ходе изучения теоретических аспектов маркетингового обеспечения было выявлено то, что СМИ представляют из себя канал передачи информации массовой информации при помощи особых технических средств. Наиболее распространенное типологическое разделение современных СМИ – по признаку «печатные-электронные». Каждый вид СМИ имеет свои отличительные черты и особенности. К которым на сегодняшний день относятся: открытость; возможность обмена информацией; способность ориентации аудитории; способность к формированию единой позиции; направленность на массовую аудиторию. СМИ в современном мире – это важнейший и эффективный инструмент, направленный на формирование общественного мнения. В современном обществе человек подвергается одновременному воздействию с разных сторон, таких СМИ как: телевидение, газеты, журналы, радио, Интернет.
2. В ходе анализа маркетингового сопровождения на примере организации Национальная баскетбольная лига были выявлены следующие направления:
- билетная программа (CRM и терминалы);
- реклама (клубные ресурсы, наружная реклама, социальная реклама;
- клубные СМИ и сайт;
- контракт с различными рекламными компаниями Adidas, Кока Кола, Мак Доналдс и др.;
- линейки одежды для болельщиков;
- спортивная атрибутика;
- участие в социальных проектах, направленных на популяризацию здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом среди детей и молодежи;
- активная работа с целевой аудиторией.
3. В качестве направлений улучшения маркетингового обеспечения Национальной баскетбольной лиги были определены:
- усиление взаимодействия с целевой аудиторией, ориентированное на два её типа – болельщики и спонсоры;
- поддержание положительного образа клуба, команды или отдельного спортсмена;
- усиление популяризация физкультуры и спорта, в частности баскетбола;
- увеличение объема продаж билетов на спортивные мероприятия.
Прогнозируется, что предложенные мероприятия по совершенствованию маркетингового обеспечения Национальной баскетбольной лиги в отношение со СМИ будут выгодными, как с коммуникативной, так и социальной стороны.
Список используемых источников
Правовые акты
- Федеральный закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (ред. от 01.05.2019 N 100-ФЗ) // Консультант Плюс: интернет портал [электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения 26.11.2019)
- Федеральный закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 // «О средствах массовой информации» (ред. от 17.01.2019 N 4-П) [электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 26.11.2019)
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019 N 187-ФЗ) // «О защите конкуренции» [электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 26.11.2019)
Специальная литература по исследуемой тематике
- Бердышев С.Н. Эффективная наружная реклама (второе изд.): практическое пособие / Бердышев С.Н. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 132 c.
- Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ: литературное издание / О.П. Березкина; Академия - Москва, 2014. –240 c.
- Бузин В.Н. Медиапланирование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 492 c.
- Васильев Г.А. Основы рекламы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Коммерция», «Менеджмент» / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 718 c.
- Головлева Е.Л. Реклама как механизм социокультурных изменений: монография / Е.Л. Головлева. – М.: МГУ, 2017. – 104 c.
- Кузнецов П.А. Политическая реклама. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П.А. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2015. – 127 c.
- Резепов И.Ш. Психология рекламы и паблик рилейшнз: учебное пособие / И.Ш. Резепов. – второе изд. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 224 c.
- Рысин Ю.С. Социально-информационные опасности телерадиовещания и информационных технологий: литературное издание / Ю.С. Рысин; Гелиос АРВ – Москва, 2015. – 272 c.
- Ситников В.П. Техника и технология СМИ. Печать, радио, телевидение: литературное издание / В.П. Ситников; АСТ, ВКТ –Москва, 2015. – 416 c.
- Чернышов А.В. Технологии манипуляции на телевидении: литературное издание / А.В. Чернышов; Издательство МГУ – Москва, 2012. – 112 c.
- Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью [Электронный ресурс]: профессиональные компетенции. Учебное пособие / А.Н. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учебное пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2014. – 334 c.
- Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учебное пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2016. – 324 c.