Файл: Анализ эффективности формирования портфеля ценных бумаг коммерческого банка (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ЦЕННЫХ БУМАГ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- увеличение затрат, связанных с поиском ценных бумаг (стоимость предварительного анализа и т.д.);

- высокая стоимость покупки ценных бумаг малого объема и т.д.

Принцип достаточности ликвидности. Он заключается в том, чтобы сохранить долю быстрых активов в портфеле не ниже определенного уровня. Практика показывает, что гораздо выгоднее держать определенную часть средств в более ликвидных (или даже менее прибыльных) ценных бумагах, но уметь быстро реагировать на изменения рыночных условий и определенные выгодные предложения [3].

1.2 Этапы формирования портфеля ценных бумаг

Управление инвестиционным портфелем — это применение к совокупности различных видов ценных бумаг конкретных методов, направленных на сохранение первоначально инвестированных финансовых средств, достижение максимального уровня дохода, обеспечение инвестиционной направленности портфеля [33].

Процесс управления инвестициями можно разбить на следующие пять этапов:

- формулировка инвестиционных целей;

- формулирование инвестиционной политики;

- выбор портфельной стратегии;

- выбор активов;

- измерение и оценка эффективности инвестиций.

Как показано на рисунке 2, пять сформулированных выше этапов образуют замкнутый, циклический процесс, в котором оценка эффективности может привести к корректировке целей, политики, стратегии и структуры портфеля.

Первый этап процесса управления инвестициями — формулировка инвестиционных целей — зависит от задач финансового института.

Рисунок 2 - Процесс управления инвестициями [22, с.3]

Рассмотрим для примера пенсионный фонд, который обязан в будущем выплачивать своим участникам пенсию, т.е. имеет «поток обязательств», поступления, генерируемые инвестиционным портфелем, будут в достаточной мере обеспечивать выполнение обязательств фонда. В качестве другого примера рассмотрим компанию, занимающуюся страхованием жизни. Компания продает на рынке ряд продуктов, каждый из которых гарантирует либо денежный платеж в определенный момент времени в будущем, либо поток платежей (т.е. ренту) в течение определенного периода времени.

Таким образом, инвестиционной целью страховой компании будет выполнение всех обязательств по проданным страховым полисам и получение дохода. Кредитные институты, такие, как банки или сберегательные ас­социации, аккумулируют активы при помощи выпуска депозитных сертифика­тов. Эти активы затем инвестируются в рыночные ценные бумаги или выдаются в качестве кредитов. Инвестиционной целью в этом случае является условие, что доходность этих инвестиций должна быть выше стоимости при­влечения средств.


Вторым этапом процесса управления инвестициями является формирование основных направлений инвестиционной политики для достижения выбранных целей. Этот этап начинается с принятия решения о размещении активов. Другими словами, инвестор должен решить, каким образом распределить имеющиеся в его распоряжении фонды между основными классами активов. Основные классы активов обычно включают акции, облигации, недвижимость и иностранные ценные бумаги.

При формировании инвестиционной политики необходимо учитывать ограничения, накладываемые клиентами и регулирующими организациями. Например, клиент может задать уровень диверсификации и защищенности, т.е. ограничить долю средств, размещаемых в определенных классах активов или в активах определенных эмитентов. Примером ограничения со стороны регулирующих организаций может служить перечень допустимых классов активов, в которые финансовый институт может инвестировать свои фонды. Налогообложение и принципы составления финансовой отчетности также учитываются при разработке инвестиционной политики. Например, для финансовых институтов, освобожденных от уплаты налогов, нет смысла инвестировать средства в активы, которые дают освобождение от налогов в обмен на меньшую (по сравнению с рынком в целом) доходность. Требования финансовой отчетности во многих случаях оказывают влияние на выработку инвестиционной политики инвесторов. К сожалению, иногда учет этих требований приводит к тому, что в долгосрочной перспективе разработанная политика не соответствует экономическим интересам инвестора [22, с.2-4].

Следующий этап управления инвестициями - выбор портфельной стратегии в соответствие с конечными целями и инвестиционной политикой клиента.

Управляя портфелем ценных бумаг, менеджер решает несколько задач. Во - первых, необходимо определить критерии риска и доходности портфеля, разъяснив для себя ряд ключевых моментов. А именно определить степень восприятия риска клиента, инвестиционный горизонт, оценить трансакционные издержки по формированию и управлению портфелем, провести анализ активов - кандидатов по включению в портфель, определив их риск, ожидаемую доходность, степень корреляции между ними. Во - вторых, постоянно проводить мониторинг реальной динамики показателей портфеля и, в случае необходимости, пересматривать его, продавая либо покупая активы.

На практике мы сталкиваемся с двумя типами менеджеров. Один из них не ставит перед собой цели в том, чтобы получить более высокую доходность, чем в среднем предлагает рынок. Это пассивный игрок, который уверен в эффективности рынка и приобретает активы с целью удерживать их длительный период времени. Второй тип менеджеров не полагается на эффективность рынка, а проводит активный мониторинг, изменяя структуру и состав портфеля в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры [45]. Исходя из этого портфельные стратегии разделяют на активные и пассивные.


После того как портфельная стратегия выбрана, необходимо определить те активы, которые будут включены в портфель. Этот шаг требует оценки отдельных ценных бумаг. В случае активной стратегии задачей менеджера является поиск недооцененных активов.

Оценка эффективности инвестиций является последним этапом процесса управления инвестициями. На самом деле это не совсем так, поскольку инвестиционный процесс является непрерывным, постоянно возобновляющимся процессом. На этом этапе производится вычисление доходности портфеля и сопоставление полученного результата с выбранным базисным показателем. Базисным показателем в данном случае служит некоторая количественная характеристика поведения заранее выбранного набора ценных бумаг. В качестве базисного показателя может быть выбран любой из общеизвестных фондовых индексов, например индекс Standard & Poor's 500 (S&P500), или один из облигационных индексов, публикуемых ведущими консалтинговыми компаниями. В последнее время институциональные инвесторы совместно с фирмами, занимающимися анализом фондового рынка, разработали специальные индексы, ориентированные на конкретные типы клиентов [22, с. 4-5].

Формируя портфель, менеджер не может точно определить будущую динамику его доходности и риска, поэтому свой инвестиционный выбор он строит на ожидаемых значениях. Данные величины оцениваются на основе статистических отчетов за предыдущие периоды времени. Полученные оценки менеджер может корректировать согласно своим ожиданиям развития будущей конъюнктуры.

Последовательная реализация этих этапов позволяет оптимальным образом организовать процесс портфельного инвестирования. Содержание этапов формирования портфеля:

Первый этап – определение инвестиционных целей. Перед определением целей инвестирования исследуется характер источника средств для инвестирования: срочность, стабильность с точки зрения востребованности, альтернативные варианты использования и др.

Основными целями могут быть: безопасность инвестиций, рентабельность, рост капитала. Приоритет некоторых целей определяет тип портфеля.

Второй этап - определение стратегии управления портфелем. Совокупность применяемых в процессе управления портфелем способов и технологий – это стратегия управления портфелем. Стратегии могут быть описаны как активные, пассивные или сбалансированные (смешанные).

Пассивная инвестиционная стратегия заключается в создании диверсифицированного портфеля с заданным уровнем риска, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Такой подход возможен при достаточной эффективности для насыщения рынка ценными бумагами хорошего качества. Очень распространен класс пассивных инвестиционных стратегий на основе следования какому-либо индексу. При этом портфель отражает движение выбранного биржевого индекса, характеризующего состояние всего рынка ценных бумаг, повторяя его структуру. Такой подход к управлению портфелем позволяет снизить затраты на анализ, так как в этом случае требуется только анализ общих рыночных тенденций, а не каждого эмитента в отдельности.


Активная стратегия управления портфелем ценных бумаг предполагает постоянное изменение структуры портфеля с целью получения дополнительной прибыли за счет волатильности рынка. Для того чтобы играть определенную роль в волатильности рынка, используйте и «собственные» портфельные активы, и сделки без покрытия (маржинальную торговлю).

Маржинальная торговля – это торговля активами, принадлежащими брокеру, т.е. активами, взятыми взаймы. Применение активной управленческой стратегии связывается с повышением инвестиционного риска.

Стратегия смешанного портфеля, управляющая портфелем ценных бумаг, представляет собой комбинацию вышеуказанных методов.

Выбор метода управления портфелем часто зависит от текущего состояния рынка ценных бумаг. Если на рынке есть явные тенденции, то большинство управляющих выберут активный подход к управлению портфелем, а если рынок движется хаотично на одном уровне, то обычно пассивный подход будет предпочтительнее, так как он не требует высоких затрат организатора и управляющего.

Третий этап – проведение анализа инвестиционных возможностей, предоставляемых рынком ценных бумаг и формирование портфеля. Традиционно выделяется две основных группы методов анализа инвестиционных возможностей финансовых инструментов – фундаментальный и технический анализ.

Фундаментальный анализ проводится на основе изучения об общей экономической ситуации, состоянии экономических отраслей, статуса отдельных предприятий и компаний, осуществляющих торги на рынке ценными бумагами. Анализ помогает определить, какие ценные бумаги являются привлекательными для инвестиций и какие ценные бумаги утратили свой потенциал. Технический анализ основан на исследовании динамики изменения цен отдельных финансовых инструментов, таких как результаты исследования соотношения спроса и предложения. Технический анализ отличается от фундаментального тем, что не подразумевает исследованием экономических явлений. Специалисты технического анализа занимаются изучением биржевой статистики, опредением трендов валютных курсов фондовых инструментов и прогнозированием будущих ценовых тенденций.

При формировании портфеля подбираются конкретные финансовые инструменты для включения в портфель на основе результатов анализа ценных бумаг и с учетом целей конкретного инвестора. Результатом является выбор конкретных ценных бумаг, включенных в список портфелей, которые ранжируются в зависимости от уровня доходности и риска.


Четвертый этап – это проведение оценки эффективности портфеля. Данный этап предполагает проведение оценки эффективности портфеля с точки зрения фактически полученного дохода и риска, и сопоставления полученных результатов с изначально определенными целями инвестирования. При проведении оценки производится расчет показателей доходности и надежности портфеля и производится сравнение с общепринятыми критериями его эффективности. Принято использование различных методов оценки производительности:

- расчет конкретных показателей (коэффициенты Шарпа, Трейнора и т.д.);

- вычисление и последующее сравнение расчетных и опорных характеристик с условными параметрами «рыночного портфеля»;

- статистические методы (корреляционный анализ и т.д.);

- факторный анализ;

- искусственный интеллект и другие методы.

Пятый этап – это проведение пересмотра портфеля. Периодически должен осуществляться пересмотр портфеля с целью отсутствия противоречий содержания портфеля изменяющимся экономическим условиям, инвестиционным особенностям отдельных ценных бумаг и заявленным инвестиционным целям. Институциональные инвесторы проводят проверку своих портфелей на постоянной основе.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ. АНАЛИЗ ПОРТФЕЛЯ ЦЕННЫХ БУМАГ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Общая характеристика АО «Райффайзенбанк»

АО «Райффайзенбанк» является универсальным банком, оказывающим полный спектр целого ряда различных услуг частным и корпоративным клиентам, резидентам и нерезидентам, в рублях и иностранной валюте и в российских рублях. Ключевыми задачами банка являются качественный и количественный рост активов и доходов, совершенствование бизнес-процессов, поддержание долгосрочных отношений с клиентами.

Зарегистрированный адрес и место ведения деятельности. Банк зарегистрирован по следующему адресу: Российская Федерация, 129090, Москва, ул. Троицкая, д. 17/1.

В настоящее время банковская Группа Райффайзен является крупнейшей в Австрии, располагающей наиболее разветвленной филиальной сетью в стране и представляющей примерно четверть всего банковского бизнеса Австрии. Цели банка АО «Райффайзенбанк»: