Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по Главе

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что метод экспертных оценок при принятии управленческих решений – это процесс, при котором квалифицированный специалист, на основании соответствующей методики и научных знаний в производственном процессе, являющимся объектом экспертизы, проводит анализ полученной от ответственного заказчика, информации и предоставляет мотивированное, документально обоснованное и научно подтвержденное экспертное заключение, направленное на разработку заключения на всех этапах цикла выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Отличительными особенностями данного метода являются: научно обоснованная организация проведения всех этапов; применение количественных методов при обработке результатов и оценке суждений экспертов; определение статистической значимости полученных коэффициентов.

Глава 2. Практические аспекты применения экспертного метода в ООО «ЭйрТрейд»

2.1.Краткая характеристика предприятия

ООО «ЭйрТрейд» основано 31 января 2011 г. Общество является юридическим лицом по законодательству России. Правовое положение Общества определяется законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Организационно-правовая форма предприятия «ЭйрТрейд» - общество с ограниченной ответственностью. Учредительным документом Общества является его Устав. Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и составляет 10 000 руб. ООО «ЭйрТрейд» - молодая развивающаяся организация, что определяет ее ограниченные финансовые возможности, трудности в материально-техническом обеспечении, а также трудности по освоению и вхождению на новые рынки.

Общество является коммерческой организацией, а значит, основной целью является извлечение максимальной прибыли. До 2013 г. основным направлением в работе организации была установка систем кондиционирования воздуха физическим и юридическим лицам и их последующее техническое обслуживание. С 2013 г. и в настоящее время большую долю работ занимают сметно-монтажные работы по установке вентиляционных систем с их последующим обслуживанием. Расширение направления работ ООО «ЭйрТрейд» значимо сказалось на всех технико-экономических показателях организации.


Цель управления организацией – обеспечение ее эффективной работы, использование потенциальных возможностей ООО «ЭйрТрейд», с максимальной отдачей для организации и общества в целом.

Рисунок 6 - Организационная структура ООО «ЭйрТрейд»[46]

Организационная структура ООО «ТольяттиЭйрТрейд» представляет собой линейно-функциональную структуру.

2.2. Оценка качества услуг предприятия экспертным методом

Для оценки качества услуг предприятия использован экспертный метод. В качестве экспертов выступили: директор ООО «ЭйрТрейд», а также четыре привлеченных специалиста в области установки и эксплуатации систем кондиционирования и вентиляции.

Для оценки согласованности мнений экспертов необходимо рассчитать коэффициент конкордации. Промежуточные расчеты представлены в таблице 5. Каждый эксперт оценивал все показатели качества услуг, каждому из которых экспертами присваивался ранг: 9 – наиболее важный показатель; 1 – наименее важный показатель. По всем показателям определена сумма рангов, средний ранг, отклонение от среднего и квадрат отклонения от среднего. Например, по мнению директора, наиболее важным показателем, влияющим на качество услуг, является знание и соблюдение требований руководящих документов (значение ранга – 9), следующий по важности показатель – своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре (ранг 8), а наименьшим по значимости является показатель безопасности для окружающей среды (ранг 1).

Таблица 5

Результаты ранжирования показателей экспертизы показателей качества услуг ООО «ЭйрТрейд»[47]

Показатель качества

Оценка эксперта

Сумма

рангов

Отклонение

от средне

арифметического

Квадрат отклонения от среднеарифметического

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

Знание и соблюдение требований руководящих документов

7

6

6

7

6

32

7

49

Своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре

9

9

8

8

9

43

18

324

Санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания

8

8

9

9

8

42

17

289

Уровень безопасности для жизни и здоровья граждан

2

3

2

2

2

11

-14

196

Уровень сохранности имущества граждан

3

2

3

5

3

16

-9

81

Уровень безопасности, для окружающей среды

1

1

1

1

1

5

-20

400

Своевременность выполнения услуги по договору

6

7

7

6

7

33

8

64

Долговечность результата услуги

4

5

5

4

5

23

-2

4

Уровень надежности результата услуги

5

4

4

3

4

20

-5

25


Общая сумма рангов: 32 + 43 + 42 + 11 + 16 + 5 + 33 + 23 + 20 = 225. Среднеарифметическое: 225 / 9 = 25.

Далее необходимо определить сумму квадратов отклонений от среднего и величину коэффициента конкордации. Таким образом, среднее арифметическое рангов = 25; сумма квадратов отклонений S = 49 + 324 + 289 + 196 + 81 + 400 + 64 + 4 + 25 = 1 432.

Определяем величину коэффициента конкордации по формуле:

(1)

где S — сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов;

n — число экспертов;

m — число показателей экспертизы.

Таким образом, коэффициент конкордации равен 0,9. Данный показатель говорит о высокой степени согласованности между экспертами.

Для расчета весовых коэффициентов учитываем, что общая сумма рангов – 225. С учетом того, что общая сумма весовых коэффициентов должна составлять 1, каждая единица ранга имеет вес в 1 / 225 = 0,0044. Рассчитаем весовые коэффициенты для показателей качества.

Таблица 6

Расчет весовых коэффициентов для показателей качества услуг ООО «ЭйрТрейд»[48]

Показатель качества

Сумма

рангов

Весовой коэффициент

1

2

3

Знание и соблюдение требований руководящих документов

32

0,14

Своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре

43

0,19

Продолжение таблицы 6

1

2

3

Санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания

42

0,18

Уровень безопасности для жизни и здоровья граждан

11

0,05

Уровень сохранности имущества граждан

16

0,07

Уровень безопасности, для окружающей среды

5

0,03

Своевременность выполнения услуги по договору

33

0,15

Долговечность результата услуги

23

0,10

Уровень надежности результата услуги

20

0,09

Итого

225

1,00


Оценка качества услуг по сумме мест осуществлялась по девяти бальной системе. Первое место (М) присваивается тому показателю, у которого лучшее значение по строке критерия, по мнению экспертов. Оценка уровня услуг по сумме баллов осуществляется так же по девяти бальной шкале, 9 баллов присваивается 1 месту, по мнению экспертов.

Например, по мнению эксперта 1, долговечность результата услуги – показатель, по которому организации удалось добиться наилучших результатов, следовательно, М (место) = 1, соответственно, балл = 9 (максимальный балл).

Далее необходимо умножить баллы на весовой коэффициент по строке и сложить полученные значения по всем экспертам. В таблице 7 представлен анализ показателей.

Таблица 7

Экспертная оценка качества услуг

Показатель

Весовой

коэффициент

Эксперты

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

Место

Балл

Балл * весовой коэффициент

Место

Балл

Балл * весовой коэффициент

Место

Балл

Балл * весовой коэффициент

Место

Балл

Балл * весовой коэффициент

Место

Балл

Балл * весовой коэффициент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Знание и соблюдение требований руководящих документов

0,14

6

4

0,56

6

4

0,56

6

4

0,56

5

5

0,70

6

4

0,56


Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре

0,19

8

2

0,38

9

1

0,19

9

1

0,19

8

2

0,38

9

1

0,19

Санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания

0,18

9

1

0,18

8

2

0,36

8

2

0,36

9

1

0,18

8

2

0,36

Уровень безопасности для жизни и здоровья граждан

0,05

5

5

0,25

5

5

0,25

5

5

0,25

6

4

0,20

5

5

0,25

Уровень сохранности имущества граждан

0,07

4

6

0,42

4

6

0,42

3

7

0,49

4

6

0,42

3

7

0,49

Уровень безопасности, для окружающей среды

0,03

3

7

0,21

2

8

0,24

4

6

0,18

3

7

0,21

2

8

0,24

Своевременность выполнения услуги по договору

0,15

7

3

0,45

7

3

0,45

7

3

0,45

7

3

0,45

7

3

0,45

Долговечность результата услуги

0,10

1

9

0,90

1

9

0,90

1

9

0,90

1

9

0,90

1

9

0,90

Уровень надежности результата услуги

0,09

2

8

0,72

3

7

0,63

2

8

0,72

2

8

0,72

4

6

0,54

Общая сумма баллов

-

-

4,07

-

-

4,00

-

-

4,10

-

-

4,16

-

-

3,98