Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве основных критериев отбора экспертов можно назвать представленные на рис. 3. При оценивании экспертов по названным критериям и выборе экспертов могут использоваться следующие процедуры:

  • самооценка экспертов по объективным параметрам;
  • взаимная оценка экспертов;
  • оценка экспертов независимыми специалистами.

Оценка уровня компетентности экспертов с учетом качества ранее проведенных экспертиз (данная оценка производится самой исследовательской командой на основе анализа ретроспективных данных о работе эксперта). Наиболее предпочтительным является отбор экспертов на основе независимой квалифицированной оценки с поправкой на качество ранее сделанных экспертиз[20].

Рисунок 3 - Основные критерии отбора экспертов[21]

Процедуры отбора экспертов для участия в опросах должны основываться на комбинации различных методов: от прямого назначения ведущих ученых в состав экспертных панелей до уточнения экспертов путем последовательного опроса узких групп специалистов[22].

Для проведения работы по методу Дельфи создают рабочую группу, которая и организует по поручению лица, принимающего решение, деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию[23].

Основные стадии экспертного опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные стадии технологии проведения экспертного опроса[24]

Название
стадии

Описание стадии

1

2

3

1

Принятие
решения

Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса и формулировка лицом, принимающим решение, его
цели

2

Подбор и
назначение лицом, принимающим решение, основного
состава рабочей группы

Рабочая группа включает обычно научного руководителя и секретаря. Научный руководитель отвечает за организацию и проведение экспертного исследования в целом, а также за анализ собранных материалов и формулировку заключения экспертной комиссии. Он участвует в формировании коллектива экспертов и выдаче здания каждому (вместе с лицом, принимающим решение, или его представителем).

3

Разработка и утверждение технического задания

На этой стадии решение о проведении экспертного опроса приобретает четкость во времени, финансовом, кадровом, материальном и организационном обеспечении. В рабочей группе выделяются различные группы специалистов: аналитическая, эконометрическая (специалисты по методам анализа
данных), компьютерная, по работе с экспертами (например,
интервьюеров), организационная.

4

Разработка
сценария
проведения
сбора и анализа экспертных

оценок

Сценарий включает в себя конкретный вид информации, которая будет получена от экспертов (тексты (слова), условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы), конкретные методы анализа собранной информации.

5

Подбор
экспертов

На этой стадии рабочая группа составляет список возможных экспертов в соответствии с их компетентностью.

6

Формирование экспертной комиссии

На этой стадии рабочая группа проводит переговоры с экспертами, получает их согласие на работу в экспертной комиссии. ЛПР вычеркивает или добавляет экспертов к предложениям РГ, утверждает состав экспертной комиссии. Проводится заключение договоров с экспертами об условиях их работы к ее оплаты


Продолжение таблицы 1

1

2

3

7

Сбор экспертной информации

Часто перед этим проводится набор и обучение интервьюеров – одной из групп, входящих в РГ

8

Анализ экспертной информации

Компьютерный анализ экспертной информации с помощью
включенных в сценарий методов.

9

Итоговый
анализ экспертных мнений

Итоговый анализ экспертных мнений. Интерпретация полученных результатов аналитической группой РГ и подготовка заключительного документа ЭК для ЛПР.

10

Окончание

деятельности РГ

Официальное окончание деятельности РГ, в том числе утверждение ЛПР заключительного документа ЭК, подготовка и
утверждение научного и финансового отчетов РГ о проведении исследования, оплата труда экспертов и сотрудников РГ, официальное прекращение деятельности (роспуск) ЭК и РГ.

Проблема подбора экспертов является одной из наиболее сложных в теории и практике метода Дельфи[25]. Очевидно, в качестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения наиболее помогут принятию адекватного решения. В проблеме подбора экспертов можно выделить две составляющие – составление списка возможных экспертов и выбор из них экспертной комиссии в соответствии с компетентностью кандидатов (рис. 4) [26].

Рисунок 4 - Методы подбора экспертов[27]

Таблица 2

Методы подбора экспертов[28]

Название метода

Описание

1

Реестр

Когда экспертиза проводится многократно, ведется реестр
возможных экспертов, из которого можно выбирать по
различным критериям.

2

Метод «снежного
кома»

От каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько фамилий тех. кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике

3

Успешность участия в предыдущих экспертизах

Критерий для экспертов, которые участвуют в длинных сериях однотипных экспертиз

4

Использование формальных показателей

Должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций. В современных условиях может носить лишь вспомогательный характер

5

Метод самооценки компетентности

Эксперт сам дает информацию о том, в каких областях он
компетентен, а в каких - нет. При самооценке компетентности больше оценивается степень уверенности эксперта в своих знаниях, чем его реальная компетентность

6

Метод взаимооценки
компетентности

При использовании метода взаимооценки, помимо возможности проявления личностных и групповых симпатий и антипатий, играет роль малая осведомленность экспертов о возможностях друг друга. В современных условиях достаточно хорошее знакомство с работами и возможностями друг друга может быть лишь у специалистов, много лет работающих совместно.


Для сбора и анализа экспертных мнений в методе Дельфи предусмотрено заранее определенное число туров, которые необходимо произвести для получения результатов[29]. Общение экспертов – заочное анонимное. Эксперт знакомится с мнениями и аргументами других экспертов, но не знает, кто именно высказал то или иное мнение[30].

Для оценки полученных результатов используют шкалы изменения, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Виды шкал измерения[31]

Вид шкалы

Группы допустимых
преобразований

Описание

Допустимые
средние

1.

Шкала

наименований (номинальная)

все взаимно-однозначные преобразования

В этой шкале числа
используются лишь
как метки.

мода

2.

Порядковая шкала

все строго возрастающие преобразования

В этой шкале числа
используются для установления порядка
между объектами

члены вариационного ряда (медианы)

3.

Шкала
интервалов

линейные возрастающие преобразования

На шкале нельзя отметить ни естественное начало отсчета, ни естественную единицу измерения

среднее арифметическое

4.

Шкала
отношений

линейные возрастающие преобразования без свободного члена

Есть естественное
начало отсчета - нуль, то есть отсутствие величины, но нет
естественной единицы измерения

только степенные средние и
среднее геометрическое

5.

Абсолютная шкала

тождественное преобразование

Результаты измерений
- числа в обычном смысле слова

При анализе мнений экспертов можно применять самые разнообразные статистические методы. Поскольку ответы экспертов во многих процедурах экспертного опроса – не числа, а такие объекты нечисловой природы, как градации качественных признаков, ранжировки, разбиения, результаты парных сравнений, нечеткие предпочтения, то для их анализа оказываются полезными методы статистики объектов нечисловой природы[32]. Выводы, сделанные на основе данных, измеренных в шкале определенного типа, не должны меняться при допустимом преобразовании шкалы измерения этих данных[33]. При анализе используют одновременно метод средних арифметических рангов (среднее арифметическое), и методов медианных рангов (медианы)[34]. Такая рекомендация находится в согласии с концепцией устойчивости, рекомендующей использовать различные методы для обработки одних и тех же данных с целью выделить выводы, получаемые одновременно при всех методах[35]. Такие выводы, видимо, соответствуют реальной действительности, в то время как заключения, меняющиеся от метода к методу, зависят от субъективизма исследователя, выбирающего метод обработки исходных экспертных оценок.


Все вопросы, задаваемые экспертам, можно разделить на несколько типичных групп (табл. 4).

Таблица 4

Специфика видов вопросов[36]

Тип вопроса

Описание вопроса

Ключевые
слова

1

2

3

4

1

Фактические
вопросы (или
вопросы на знание)

Направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать.
Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные
или неправильные.

Кто, когда, где, как

2

Конвергентные вопросы

Не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той
ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.

Зачем, каковы
причины, почему

3

Дивергентные
вопросы

Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы.
Дивергентный вопрос обращен на предсказание будущего

Что будет (не будет), если...

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

4

Вопрос-оценка
(вопрос на суждение в сравнение)

Соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь. Вопросы данного типа должны продвигать эксперта к формированию и обоснованию точек зрения.

5

Комбинированный вопрос

(комплексный
вопрос)

Вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.

б

Открытые вопросы

Вопросы такого типа не накладывают ограничений на ответы респондента, дают гораздо больше познавательной информации, но их труднее классифицировать для последующего анализа.

6.1

Обычный вопрос

Опрашивающему задают вопрос, подразумевающий свободную форму ответа

6.2

Подбор словесной ассоциации

Опрашиваемому называют слово и просят назвать первое, пришедшее на ум слово

6.3

Завершение
предложения

Спрашиваемому предлагают незаконченное предложение и просят его завершить

6.4

Завершение
рассказа

Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и просят его продолжить


Практика показывает, что можно получать качественную информацию при помощи комбинированных вопросов[37]. При этом требуется определить, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос[38]. Степень взаимосвязи заданных экспертам вопросов определяется тем, есть ли у них направленность в сборе информации, имеются ли в экспертном исследовании предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые гипотезы вариативны[39]. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации[40].

Для разработки анкет можно предложить схему, приведенную рис. 5.

Рисунок 5 - Схема построения экспертных анкет для панели экспертов[41]

Программа исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социальной и социально-технической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки[42].

В классической математической статистике средние величины вводят с помощью операций сложения (выборочное среднее арифметическое, математическое ожидание) или упорядочения (выборочная и теоретическая медианы)[43].

В теории экспертных оценок применяются различные математические методы. При сборе и обработке мнений экспертов большое значение имеют метризация измерительных шкал различных типов и совместная сопоставимая количественнаяобработка разнородных факторов[44]. Потребности развития теории и практики экспертных оценок дали стимул к разработке статистики объектов нечисловой природы, а затем полученные в новой области математической статистики результаты позволили продвинуться в теории экспертных оценок, поднимающей научный уровень выполнения прикладных работ. Можно констатировать, что именно потребности развития теории и практики экспертных оценок привели к появлению новой парадигмы математической статистики[45].