Файл: Технология проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Нормативно-правовое регулирование порядка проведения инвентаризации
1.2 Организация работы по проведению инвентаризации
1.4 Порядок проведения инвентаризации обязательств
2.2 Особенности проведения инвентаризации имущества и обязательств
2.3 Анализ результатов инвентаризации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что эффективное использование бюджетных средств и государственного имущества является непременным условием осуществления социально-экономических программ, обеспечения экономической безопасности государства. В России решение данной задачи осложняется отсутствием правового регулирования ряда вопросов формирования и исполнения бюджетов различных уровней, недостаточной разработанностью критериев оценки рациональности и эффективности расходования бюджетных средств, отсутствием отлаженной системы финансового контроля над соблюдением действующего бюджетного законодательства.
В этой связи особо важным является контроль над имеющимися ресурсами бюджетных учреждений. Определить количество, состояние и сохранность имущества возможно в результате проведения инвентаризации. Кроме того, проведение инвентаризации позволяет не только определить текущее состояние имущества и обязательств, но и построить планы в отношении имущества и источников его формирования на ближайшее будущее.
Вопросы методологии, методики и организации проведения инвентаризации освещены в научных трудах экономистов: М.В. Мельник, Н.С. Столярова, В.П. Суйца, П.В. Черноморда, А.Д. Шеремета, С.О. Шохина, и других. Необходимо отметить, что, несмотря на общие основы проведения инвентаризации, проведение инвентаризация имущества и обязательств в бюджетных учреждениях имеет свои особенности.
Целью данной работы является анализ организации и проведения инвентаризации в государственном (муниципальном) учреждении. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть порядок проведения инвентаризации отдельных имущества и обязательств государственных (муниципальных) учреждений;
- Проанализировать порядок проведения инвентаризации на примере конкретного учреждения;
- Разработать рекомендации по совершенствованию процедур инвентаризации.
Предметом исследования является организация и проведение инвентаризации имущества и обязательств государственных (муниципальных) учреждений.
Объектом исследования является Филиал – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю.
Теоретической и методологической базой данной работы явились нормативные акты Российской Федерации в области бухгалтерского учета, организации бюджетного учета, проведения инвентаризации и учета ее результатов, а также труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научных конференций и семинаров, другая научная и учебная литература.
В работе используются следующие методы: синтеза, анализа, исследования, дедукции, сравнения и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические и методологические основы организации и проведения инвентаризации, во второй главе проанализировано проведение инвентаризации в конкретном учреждении и даны рекомендации по совершенствованию процедур инвентаризации.
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации, предложенные в результате исследования, могут быть положены в основу изменения процедуры проведения инвентаризации в государственных (муниципальных) учреждениях.
1. Теоретические и методологические аспекты проведения инвентаризации имущества и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях
1.1. Нормативно-правовое регулирование порядка проведения инвентаризации
Для представления о финансовом положении государственных (муниципальных) учреждений необходимо иметь достоверные сведения об обязательствах и имуществе, находящемся в их распоряжении. Фактические остатки имущества и обязательств сверяются с данными бухгалтерского учета. Процесс проверки называется инвентаризацией.
Инвентаризации подлежат: имущество государственных (муниципальных) учреждений независимо от его местоположения; все виды финансовых обязательств; производственные запасы; имущество, не принадлежащее учреждению, но числящееся в бухгалтерском учете; а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств, предъявляемые бухгалтерским законодательством к организациям, в т. ч. государственным (муниципальным) учреждениям, содержатся в Федеральном законе от 06.12.2013 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Инвентаризация имущества и обязательств» активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Согласно пункту 3 статьи 11 указанного закона случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» по сравнению с в Федеральным законе от 29.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отсутствует перечень условий, при которых проведение инвентаризации является обязательным. Однако учреждения могут продолжать пользоваться перечнем, приведенным в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2012 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». При определении случаев проведения инвентаризации необходимо принимать во внимание Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Согласно п. 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.
Также Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменился порядок бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическими и учетными данными. Выявленные расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
До 2015 г. результаты инвентаризации должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. С 2015 г. период предоставления результатов инвентаризации будет устанавливаться федеральными и отраслевыми стандартами.
При проведении инвентаризации следует также руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 [6 разд. 2,3].
Основными задачами инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также объемов незавершенного производства в натуре;
- контроль сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
- выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
- выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
- проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
- проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.
Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации (табл.1).
Таблица 1
Виды инвентаризации
Критерий |
Вид инвентаризации |
Отличительные особенности инвентаризации |
По обязательности проведения |
Обязательная |
Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Инициативная |
Проводится по решению руководителя |
|
По периодичности |
Плановая |
Проводится в сроки, установленные учетной политикой учреждения |
Внеплановая |
Проводится по решению руководителя учреждения вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством |
|
По степени охвата |
Полная |
Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств |
Частичная |
Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств |
|
По методу проведения |
Натуральная |
Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобное |
Документальная |
Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов |
Следует отметить, что инвентаризация – не только важнейшее мероприятие хозяйственной деятельности организации, но и элемент ее учетной политики. Только в ходе инвентаризации можно выявить излишки или недостачи имущества, установить фактическое состояние объектов, оценить действительность отраженной в учете задолженности, а также получить основания для отражения в учете необходимых корректировок.
Государственное (муниципальное) учреждение должно использовать различные виды проведения инвентаризации с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что проведение инвентаризации для государственных (муниципальных) учреждений является обязательным. Инвентаризации подлежит все имущество государственных (муниципальных) учреждений, а том числе не принадлежащее учреждению, но числящееся в бухгалтерском учете; все виды финансовых обязательств и производственные запасы.