Файл: Технология проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Нормативно-правовое регулирование порядка проведения инвентаризации
1.2 Организация работы по проведению инвентаризации
1.4 Порядок проведения инвентаризации обязательств
2.2 Особенности проведения инвентаризации имущества и обязательств
2.3 Анализ результатов инвентаризации
1.2 Организация работы по проведению инвентаризации
Федеральный закон от 06.12.2013 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» исключает положения, устанавливающие состав обязательных разделов учетной политики. Поэтому ее структура будет регулироваться положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2012 № 157н и иных нормативных правовых актов.
При написании раздела учетной политики «Инвентаризация имущества и обязательств» следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Необходимо установить периодичность инвентаризаций, срок проведения годовой инвентаризации, частоту инвентаризации кассы (при наличии операций), а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. Кроме того, целесообразно сформулировать обязанности инвентаризационной комиссии учреждения, в которые можно включить:
- выявление фактического наличия имущества;
- проверку документального подтверждения размеров и сроков обязательств;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- документальное оформление фактов несоответствия количества, качества, ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в договорах (поставки, купли-продажи) и других аналогичных документах;
- документальное оформление актов сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами;
- определение причин списания имущества и возможности использования материалов от такого списания;
- определение причин возникновения просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- установление стоимости излишков имущества и размера недостач;
- выявление неиспользуемого оборудования и материалов;
- подготовку распорядительного документа о взыскании сумм недостач с виновных лиц или учреждения либо о списании сумм недостач;
- разработку мероприятий, предупреждающих возникновение расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием.
Можно утвердить отдельный регламент проведения инвентаризации имущества и обязательств, который будет приложением к учетной политике.
Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя организации.
Приказ о проведении инвентаризации должен быть издан руководителем учреждения заблаговременно, чтобы работники бухгалтерии, материально ответственные лица могли к ней подготовиться. Рекомендуется издать такой документ не позднее 1 декабря текущего года.
Приказом назначается председатель инвентаризационной комиссии, ее состав, в нем указываются объекты инвентаризации, сроки проведения инвентаризации.
Согласно п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, для проведения инвентаризации в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Кроме того, для проведения конкретной (например, годовой) инвентаризации может быть создана специальная инвентаризационная комиссия. Приказом назначается председатель комиссии и утверждается ее состав. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). Материально ответственные лица не могут быть членами комиссии.
В обязанности рабочих инвентаризационных комиссий входит:
- осуществление инвентаризации ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;
- совместное с бухгалтерией учреждения участие в определении результатов инвентаризации и разработке предложений по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
- внесение предложений по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля их сохранности, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей.
В случае отсутствия при проведении инвентаризации хотя бы одного члена утвержденной комиссии результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.
Члены инвентаризационной комиссии несут ответственность:
- за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя учреждения;
- полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
- правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т. п.);
- правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.
Для оформления инвентаризации следует применять унифицированные формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 15.12.2012 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению». Для каждого вида объекта учета предусмотрены соответствующие формы инвентаризационных описей.
Формы документов для осуществления внутреннего контроля перечислены в приложении 3 к Приказу № 173н (табл.2).
Таблица 2
Виды и инвентаризационные описи
Код формы документа |
Наименование регистра |
0504081 |
Инвентаризационная опись ценных бумаг |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504083 |
Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, кредитам, займам (ссудам) |
0504084 |
Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах |
0504085 |
Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых имущества |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
0531455 |
Сводный реестр поступлений и выбытий |
0531456 |
Ведомость учета невыясненных поступлений |
Приказ № 173н распространяется на все государственные (муниципальные) учреждения Российской Федерации. Каждое учреждение выбирает для себя формы, соответствующие характеру его деятельности.
Все Инвентаризационные описи подписываются председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий.
За внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей члены инвентаризационных комиссий подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии должен завизировать все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «_______» (дата)». Эта запись послужит основанием для определения остатков имущества по учетным данным к началу инвентаризации.
Предварительная работа председателя комиссии заключается также в изучении объектов, подлежащих инвентаризации. Он должен организовать пломбирование мест хранения имущества и проверку измерительных приборов, если предстоит что-то взвешивать или замерять.
На момент начала инвентаризации все операции с объектами инвентаризации должны быть прекращены. Если в ее ходе происходит поступление материальных ценностей, их помещают в отдельном месте и составляют на них специальную опись.
В случае проведения инвентаризации имущества в течение нескольких дней помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Результаты проверки заносят в инвентаризационные описи, где подробно описывают вид имущества, количество и сумму. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки, результаты которых оформляются актами.
Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081) применяется для отражения результатов инвентаризации ценных бумаг, а также финансовых вложений учреждений в ценные бумаги. В данной инвентаризационной описи указывается наименование ценной бумаги и ее эмитента, а также серия и номер; стоимость по номиналу единицы ценной бумаги, код валюты, в которой номинирована ценная бумага, курс Центрального банка Российской Федерации на дату проведения инвентаризации; количество принадлежащих учреждению ценных бумаг; номинальная стоимость имеющегося пакета ценных бумаг в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте, рассчитанном по курсу, указанному в описи), в рублях; первоначальная стоимость ценных бумаг в рублях. Опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082) применяется для отражения результатов инвентаризации остатков денежных средств учреждения на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях.
В Инвентаризационной описи указывается наименование кредитной организации, номер счета в ней, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации в иностранной валюте, курс Центрального банка Российской Федерации на дату инвентаризации и остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. Кроме того, в Инвентаризационной описи (ф. 0504082) производится запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками.
Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083) применяется для отражения результатов инвентаризации задолженности по кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете в учреждении. Опись заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.
В Инвентаризационной описи (ф. 0504083) отражаются: сумма задолженности в рублях и в иностранной валюте: по основному долгу, по начисленным и неуплаченным процентам, по штрафным санкциям за нецелевое использование средств, по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов, а также сумма задолженности, подтвержденная дебиторами; сумма задолженности, неподтвержденная дебиторами; сумма просроченной задолженности (с истекшим сроком исковой давности). Инвентаризационная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.