Файл: Государственные и муниципальные финансы в области инвестиционной деятельности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Государственное и муниципальное управление
1.1. Функции государства, цели, задачи и методы государственного управления
1.2. Функции государственного и муниципального управления
2.1. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов
2.2 Финансы как инструменты инвестиционной политики
2.3. Законодательное регулирование финансов в инвестиционной деятельности
2.4. Государственная поддержка инвестиционной деятельности.
2.5. Целевое планирование инвестиций
3.1. Инвестиционная стратегия и планы Москвы
3.4. Управление финансами и инвестициями в Москве
3.5. Финансирование инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях
Государственное финансирование является одной из форм финансирования инвестиционных проектов, которая осуществляется путем:
- предоставления государственных бюджетных кредитов на возвратной основе;
- предоставления государственных ассигнований из бюджета на безвозвратной (безвозмездной) основе;
- финансирования в рамках федеральных целевых инвестиционных программ (ФЦП);
- финансирования в рамках федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП);
- финансирования через бюджет развития;
- финансирования через «стабилизационный фонд»;
- финансирования инвестиционных проектов из государственных внешних заимствований;
- предоставления инвестиционного налогового кредита.
Таким образом, бюджетное финансирование инвестиционных проектов может осуществляться на основе [23, с. 17-25]:
а) финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов на условиях размещения выделенных бюджетных средств на конкурсной основе;
б) централизованного (целевого) финансирования (частичного или полного) федеральных инвестиционных программ.
На безвозвратной основе финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета производится в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.
На возвратной основе средства федерального бюджета выделяются Министерству финансов в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком в установленном действующим законодательством порядке. Министерство финансов направляет указанные средства заемщикам на основе договоров с ними через коммерческие банки.
Также за счет средств федерального бюджета государство может финансировать и кредитовать строительство на основе смешанного инвестирования [21, с. 8-25].
2.5. Целевое планирование инвестиций
Финансирование инвестиционных проектов осуществляется государством через целевые программы. Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет как средств федерального бюджета, так и привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
Федеральные и межгосударственные целевые программы, одним из участников которых является Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов и направлены на обеспечение эффективного решения задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку налогового платежа на кредитной возвратной основе. Эксперты выделяют различные формы предоставления налогового кредита [24]:
- уменьшение суммы налогового платежа на 10 и более процентов от стоимости закупленного и введенного в действие оборудования на определенных условиях;
- компенсацию платежей по процентам, начисляемым на сумму кредита, предоставленного банковским или кредитным учреждением. Налоговый кредит предоставляется путем уменьшения суммы налоговых платежей на сумму, исчисляемую по процентам за полученный кредит;
- целевую налоговую льготу.
Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности в Москве
Далее будем рассматривать тему на примере Москвы – субъекта РФ.
Для повышения инвестиционной привлекательности каждый субъект Российской Федерации может принимать собственные законодательные акты по отдельным вопросам инвестиционной деятельности [2]. Например, в г. Москве действуют: Постановления Правительства Москвы "О мерах по совершенствованию подготовки и реализации инвестиционных градостроительных проектов в городе Москве" [11], "О совершенствовании порядка организации проведения инвестиционных торгов" [12], приложение к Постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1089-ПП "Порядок оформления и учетной регистрации инвестиционных контрактов, заключенных между Правительством Москвы и инвесторами...", распоряжения Правительства Москвы "О порядке финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы" [13], "О мерах по повышению эффективности системы координации и контроля за реализацией инвестиционных проектов на территории города Москвы" [14] и др.
3.1. Инвестиционная стратегия и планы Москвы
Адресная инвестиционная программа (АИП) города Москвы содержит План создания инвестиционных объектов и объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры на период до 2019 года. Программа утверждена постановлением Правительства Москвы [15].
Строительство и реконструкция важнейших объектов, которые определены государственными программами города Москвы, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, включены в АИП [17].
В соответствующих подразделах АИП размещена информация об основных направлениях и приоритетах АИП города Москвы, планах развития территорий в разрезе административных округов, функциональных и отраслевых объектов (транспортная инфраструктура, промышленные зоны, общественные территории и т.д.).
Инвестиционные ресурсы Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2017-2019 годы составляют 1 триллион 433 млрд рублей, в том числе по годам:
- в 2017 году – 492 млрд рублей;
- в 2018 году – 477 млрд рублей;
- в 2019 году – 463 млрд рублей.
Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2017-2019 годы, включая все ее объекты, сформирована в полном соответствии с предусмотренными проектом бюджета города Москвы на 2017-2019 годы бюджетными ассигнованиями на реализацию государственных программ (ГП) и мероприятий.
987 млрд рублей или 68% бюджета трехлетней Адресной программы направляются на реализацию ГП «Развитие транспортной системы». Из них 507 млрд рублей или 51% программы предназначаются для строительства объектов метрополитена. Указанные средства должны обеспечить ввод 41 станции метро, 89,9 км путей метрополитена и 6 депо. 452 млрд рублей в период 2017-2019 годов предусматривается на строительство автомобильных дорог. За этот период предусмотрено построить и ввести в эксплуатацию 376 км автомобильных дорог, 42 пешеходных перехода и 73 искусственных сооружения (мостов, путепроводов, эстакад).
Реализация государственных программ по развитию социальной сферы является приоритетным направлением АИП. На эти нужды выделяются 272,9 млрд рублей на три ближайших года. В течение трех лет на эти средства будет построено и введено в эксплуатацию:
- 42 детских дошкольных образовательных учреждения на 9580 мест;
- 61 школа с пристройками к школам на 32 135 мест;
- 29 поликлиник на 16400 посещений в смену, 26 больничных корпусов, 7 подстанций скорой помощи;
- 24 объекта культуры;
- 5 объектов социальной поддержки населения;
- 1 млн 977 тысячи квадратных метров жилья.
В области увеличения числа спортивных объектов будет построено и введено в эксплуатацию 8 футбольных полей, 13 физкультурно-оздоровительных комплексов, 4 ВМХ-велодрома, 3 спортивно-оздоровительных плавательных бассейна, 25 объектов для проведения Чемпионата мира по футболу на территории ОК «Лужники», а также 6 прочих объектов спорта, включая теннисный клуб, многофункциональный спортивный комплекс для занятий гимнастикой, акробатикой, спортивными танцами, плаванием и общей физической подготовкой, крытый каток и легкоатлетический манеж.
78,3 млрд рублей предусмотрено на реконструкцию и модернизацию коммунально-инженерной инфраструктуры города.
21,2 млрд рублей выделяется на строительство объектов ГП «Безопасный город» в 2017-2019 годах. Указанные средства позволят в 2017-2019 годах ввести в эксплуатацию 20 пожарных депо, 15 административных зданий, 2 поисково-спасательные станции.
Предусматривается 16,0 млрд рублей на строительство объектов ГП «Градостроительная политика» в 2017-2019 годах. В рамках реализации ГП запланирован ввод в 2017 году Административно-делового центра Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы. Также планируется ввести в эксплуатацию 7 объектов ритуального назначения.
В прошедшем 2017 году завершены работы по созданию парковой зоны «Зарядье», относящейся к Государственной Программе «Развитие индустрии отдыха и туризма».
3.2. Анализ практики запланированных и реализованных инвестиционных проектов в Москве за определенные периоды
В качестве примера рассмотрим Итоги реализации инвестиционной стратегии города Москвы в 2014-2015 гг. и направления ее актуализации [16].
В представленном в открытом доступе отчете Правительства города проанализированы:
1) Текущие конкурентные позиции Москвы.
2) Основные направления экономической политики, влияющие на инвестиционную привлекательность.
3) Системные меры поддержки инвестиционной деятельности и крупнейшие инвестпроекты.
4) Направления актуализации Инвестиционной стратегии Москвы и Плана реализации инвестиционной стратегии.
5) Новые меры по повышению инвестиционной привлекательности.
Москва опережала до середины 2014 г. у ведущих городов мира ценовую конкуренцию, была впереди по качественным параметрам, но проигрывала по издержкам.
Эти издержки существенно снизились в конце 2014 г., выросла ценовая конкурентоспособность Москвы, и произошел максимально возможный рост качественных параметров.
Основные направления деятельности правительства Москвы по привлечению инвестиций:
- деятельность Правительства Москвы направлена на максимальное использование появившихся конкурентных преимуществ;
- стабильная бюджетная политика, предполагающая обеспечение рынка ликвидностью, увеличение конкурентоспособности и прозрачности госзаказа;
- стимулирующая налоговая политика, предполагающая смещение акцентов налогообложения на активы и как следствие – максимальное вовлечение в оборот всех активов на территории города; адресные налоговые льготы;
- взвешенная тарифная политика, нацеленная на сдерживание роста тарифов и ограничение перекрестного субсидирования;
- активная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятных условий для привлечения конкурентных инвестиций из разных источников.
Стимулирующая налоговая политика в Москве – действующие льготы и получатели льгот, представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Стимулирующая налоговая политика: действующие льготы
Действующая ставка и льготы |
Льготополучатели |
Стандартная ставка налога на прибыль в России – 20% |
Все предприниматели |
Пониженная ставка налога на прибыль в Москве – 13,5% |
Резиденты технополисов, технопарков и индустриальных парков Резиденты ОЭЗ «Зеленоград» Организации автомобилестроения |
Освобождение от уплаты налога на имущество организаций |
Управляющие организации и резиденты технополисов и технопарков, резиденты индустриальных парков, организаций автомобилестроения |
Льготы по налогу на имущество организаций (от кадастровой стоимости) |
Научные организации Медицинские и образовательные учреждения Промышленные предприятия Гостиницы Малое предпринимательство Объекты общественного питания и спорта |
Налоговые каникулы |
Для впервые образованных индивидуальных предпринимателей |
Патентная система налогообложения |
Для индивидуальных предпринимателей из 65 видов деятельности Оказывает минимальную налоговую нагрузку на бизнес и дает большое количество преимуществ |
Источник: https://investmoscow.ru/industry-and-innovation/support-new-projects/description/
Цель Правительства Москвы – привлечение инвесторов в сферу промышленного производства.
Системные меры поддержки промышленного производства:
- разработка системы льгот, направленных на поддержку действующих эффективных промышленных предприятий и новых инвестиционных проектов;
- финансирование создания инфраструктуры индустриальных парков, технопарков, технополисов и промышленных зон;