Файл: Государственные и муниципальные финансы в области инвестиционной деятельности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Государственное и муниципальное управление
1.1. Функции государства, цели, задачи и методы государственного управления
1.2. Функции государственного и муниципального управления
2.1. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов
2.2 Финансы как инструменты инвестиционной политики
2.3. Законодательное регулирование финансов в инвестиционной деятельности
2.4. Государственная поддержка инвестиционной деятельности.
2.5. Целевое планирование инвестиций
3.1. Инвестиционная стратегия и планы Москвы
3.4. Управление финансами и инвестициями в Москве
3.5. Финансирование инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях
- разработка механизмов комплексного развития промышленных зон и введение земель промышленного назначения в активный производственный оборот.
Основные характеристики Адресной инвестиционной программы г. Москвы 2015-2017 гг.
Объем Адресной инвестиционной программы Москвы в 2015-2017 гг. - 1,13 трлн рублей.
787 млрд рублей (около 70% всех расходов АИП) направлено на развитие транспортной системы города
Около 60% в структуре транспортных расходов АИП – средства на развитие Московского метрополитена, что должно обеспечить строительство 35 новых станций, 68 км новых линий метро и 5 новых депо
280 млрд рублей – предусмотрено направить на строительство автомобильных дорог
Лимиты капитальных вложений Адресной инвестиционной программы в 2015-2017 гг., млрд руб.:
- на развитие транспортной системы – 787 млрд руб.;
- на жилье – 113 млрд руб.;
- на развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение – 66 млрд руб.;
- на столичное здравоохранение – 34 млрд руб.;
- на столичное образование – 30 млрд руб.;
- на прочее – 99 млрд руб.
Как мы видим, в последние годы Москва создает и реализует Адресные инвестиционные программы на трехлетние периоды и проводит их ежегодную корректировку в целях актуализации. Сейчас действует «Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2017-2020 годы» [17], утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 10 октября 2017 г. N 748-ПП.
3.3. Сферы инвестирования
У потенциальных инвесторов найдется немалое число вариантов: как и куда можно вложить свои деньги, инвестировав их во что-то. Например, в облигации, в недвижимость, в акции, в инвестиционные фонды или в собственный бизнес. И это далеко не весь список, куда можно инвестировать свои денежные средства.
Самыми популярными сферами инвестирования сейчас являются следующие [26].
Капитальное строительство. В строительной сфере происходит вложение инвестиционных ресурсов в основные строительные фонды;
Сфера инноваций. В инновационной сфере реализуются весь интеллектуальный и научно-технический потенциал;
Финансовая сфера (инвестиции вкладываются в различные акции, облигации, ценные бумаги).
В соответствии с действующим законодательством инвесторы, приехавшие в Российскую Федерацию, и все инвесторы-россияне имеют одинаковые права, чтобы заниматься инвестиционной деятельностью. Любой инвестор может самостоятельно определять направления и размеры вложенных инвестиций, заключать при этом различные договора. На этот счет Российским государством предвидены также некоторые льготы (налоговые, таможенные) для иностранных инвесторов.
3.4. Управление финансами и инвестициями в Москве
Необходимо отметить, что региональное законодательство играет большую роль в создании инвестиционного климата, так как оно привлекает наибольшее капиталовложение в регион [22, с. 322-336]. Принимая свой закон «Об инвестициях», региональные власти дают понять инвеститорам, что они готовы помогать. Этого далеко не всегда достаточно, чтобы существенно изменить инвестиционную привлекательность для большего числа инвеститоров.
Москва, как субъект Федерации, постоянно уделяет огромное значение нормативно-правовому обеспечению инвестиционной деятельности. Это можно проиллюстрировать примерами следующих документов.
Закон г. Москвы "Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности" [18].
Нужно отметить, что Программы инвестиционной деятельности Москвы не предусматривают инвестиций в торговлю и сервисное обслуживание, очевидно отдавая эти направления для малого и среднего бизнеса. Не включены задания на создание новых производств.
Инвестиции на развитие города достигают 25% московского бюджета.
В структуру Правительства Москвы входят следующие функциональные органы исполнительной власти города Москвы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой теме.
Департамент экономической политики и развития
Департамент экономической политики и развития города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации экономической, инвестиционной, финансовой, тарифной, ценовой и налоговой политики, в области анализа и прогнозирования.
В Москве в 2011 году с целью привлечения инвестиций создано Городское агентство управления инвестициями. Агентство занимается сопровождением инвестиционных проектов по принципу «одного окна», продвижением инвестиционных возможностей Москвы в России и за рубежом, проработкой юридических и экономических условий реализации инвестиционных проектов, в том числе реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, внедрением механизмов улучшения инвестиционной среды. Информация с информационного портала этого агентства была широко использована в предыдущих подразделах настоящей работы.
Департамент финансов города Москвы
В качестве примера организации выполнения функции управления финансами в регионах рассмотрим работу Департамента финансов города Москвы.
Департамент финансов города Москвы является подведомственным Правительству Москвы функциональным органом исполнительной власти столицы.
Департамент формирует бюджет Москвы и организует его исполнение, управляет государственным долгом, занимается нормативным правовым регулированием в области бюджетного процесса. Он также выстраивает межбюджетные отношения с внутригородскими муниципальными образованиями и участвует в формировании и реализации финансовой и налоговой политики в Москве.
Обобщающую иллюстрацию масштабности финансовой деятельности Правительства Москвы можно видеть в Консолидированном отчете о финансовых результатах деятельности на 1 января 2018 г. (приведена первая страница Отчета – Рисунок 2).
По большому счету практически все структурные подразделения московского Правительства заинтересованы и участвуют в инвестиционной деятельности города, что мы наглядно видим в принимаемых и реализуемых Адресных инвестиционных программах, это и социальная сфера (образование, здравоохранение, культура и т.д.), транспортная, энергетическая, инженерная, коммунальная и телекоммуникационная инфраструктура [27].
Конечно, Москва находится на особом положении в стране по бюджетным доходам, но без сбалансированной активной инвестиционной политики достигнутых успехов не было бы. Правительство прилагает немало усилий по развитию и наращиванию инвестиционных мощностей из бюджета и, очень главное, привлечение частных источников финансирования актуальных проектов. Разработка, принятие и успешная реализация городских годовых и более долгосрочных инвестиционных программ является подтверждением эффективности работы городского правительства.
При этом естественно желание москвичей иметь еще больше достижений в улучшении многих составляющих их практической жизни. В связи с этим необходимо увеличить показатели качества жизни каждого москвича. Этого можно достигать не только наращиванием бюджетных инвестиций, но и созданием более привлекательных условий для привлечения частных и иностранных инвестиций.
Рисунок 2 – Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности на 1 января 2018 г.
Источник: Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 октября 2017 г. № 748-ПП
3.5. Финансирование инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях
В принятом в 2003 году федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления» введены такие понятия, как «муниципальное образование», «район» и «округ».
То, что территория города Москвы является одновременно и территорией субъекта РФ, объясняет определенные проблемы при организации местного самоуправления в Москве. Муниципалитеты Москвы – это внутригородские образования (округа, районы, поселения). В муниципалитетах решаются вопросы местного значения, однако их обсуждение должно происходить с учетом интересов всего городского хозяйства и всех граждан Москвы.
В соответствии с Законом г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» органы местного самоуправления в муниципальных образованиях Москвы имеют следующие полномочия, влияющие на инвестиционный процесс:
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.
В Москве сейчас 12 административных округов, объединяющих 146 муниципальных образований. В рассматриваемой области они обязаны руководствоваться федеральными и региональными законами и нормативно-правовыми документами, определяющими среду, методы и средства инвестиционной деятельности. Да, муниципалитеты вправе самостоятельно утверждать и управлять инвестиционными проектами. Но на практике, в основном, это происходит следующим образом.
Департамент градостроительной политики города Москвы, Департамент имущества города Москвы представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы перечень объектов адресной инвестиционной программы с разбивкой по соответствующим государственным программам, подпрограммам, мероприятиям, видам экономической деятельности (отраслям), согласованный с отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы. Перечень объектов формируется на основе генеральных проработок ведущих профильных организаций и предложений административных округов, которые в свою очередь содержат проекты, в реализации которых нуждаются муниципальные образования. Это предопределяет эффективность инвестиционной стратегии развития города.
Департамент экономической политики и развития города Москвы в срок до 15 мая текущего года направляет в Бюджетную комиссию Правительства Москвы предложения по объему бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы
Бюджетная комиссия Правительства Москвы после надлежащих согласований принимает решение по проекту адресной инвестиционной программы. Департамент экономической политики и развития города Москвы в срок не позднее 1 октября текущего года вносит проект адресной инвестиционной программы для рассмотрения Правительством Москвы. Адресная инвестиционная программа утверждается постановлением Правительства Москвы.
Для иллюстрации сказанного можно рассмотреть примеры развития Западного административного округа, в результате реализации проектов из Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2017-2020 годы.
Таблица 2
Фрагменты АИП 2017-2020 по Западному административному округу города Москвы (суммы в млн. рублей)
Позиция АИП 2017-2020 |
Контракт-ная стоимость |
Сроки осуществления мероприятия, годы |
Выполнено на 1 января 2018 г. |
2017 год (факт) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Транспорт |
|||||||
Конечная станция экспресс-маршрута городского пассажирского транспорта, район станции метро "Кунцевская", Кастанаевская ул. |
72,6 |
2015-2019 |
5,2 |
0,4 |
25,0 |
42,4 |
|
Транспортные развязки |
|||||||
Транспортная развязка на пересечении ул. Генерала Дорохова с МКАД |
4 800,0 |
2017-2020 |
174,9 |
174,9 |
1 000,0 |
1 900,0 |
1 725,0 |
Реконструкция участка ул. Мосфильмовской с ее продлением от ул. Минской до Аминьевского шоссе (1 пусковой комплекс). Участок развязки с Южным дублером Кутузовского проспекта до Минской ул. (1 пусковой комплекс) |
3 587,3 |
2010-2018 |
3 800,0 |
32,2 |
242,6 |
||
Реконструкция ул. Рябиновой со строительством автодорожного путепровода через железнодорожные пути Киевского направления Московской железной дороги |
3 800,0 |
2014-2018 |
3 557,3 |
32,2 |
242,6 |
||
Строительство разворотной эстакады на Рублевском шоссе |
1 450,0 |
2019-2020 |
450,0 |
1 000,0 |
|||
Окончание таблицы |
|||||||
Здравоохранение |
|||||||
Детская поликлиника на 320 посещений в смену: ул. Академика Павлова, вл. 40 (напротив), район Кунцево (уровень 1) |
921,7 |
2017-2020 |
1,0 |
1,0 |
100,0 |
550,0 |
270,7 |
Детско-взрослая поликлиника на 750 посещений в смену с подъездной дорогой, пересечение ул. Волынская и ул. Авиаторов, район Солнцево (уровень 1) |
962,3 |
2016-2019 |
65,0 |
45,0 |
405,0 |
422,3 |
|
Стационарное отделение скорой медицинской помощи на территории ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ" на 30 диагностических коек по адресу: Можайское шоссе, д. 14 |
1 555,5 |
2016-2020 |
1 179,9 |
1 179,9 |
215,0 |
90,0 |
|
Образование |
|||||||
Школа на 550 мест, ул. Барклая, вл. 5 (на месте сноса здания школы № 700) с инженерной подготовкой территории |
784,7 |
2014-2016 |
784,6 |
||||
Социальное обслуживание |
|||||||
Пристройка лифта к зданию ГБУ города Москвы Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом", район Филевский парк, ул. Новозаводская, д. 19а, стр. 2 |
60,0 |
2018-2019 |
10,0 |
50,0 |