Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок составления..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Состав и виды бухгалтерской отчетности ее место в бухгалтерской отчетности организации
1.1 Состав и виды бухгалтерской отчетности ее место в бухгалтерской отчетности организации
Глава 2. Бухгалтерская финансовая отчетность
2.1 Бухгалтерская финансовая отчетность
2.2 Виды отчетности организации
Глава 3. Общие требования к бухгалтерской отчетности
3.1 Общие требования к бухгалтерской отчетности
3.2. Представление бухгалтерской отчетности
И самое важное требование: бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При этом критерием достоверности служит следование нормативным актам по бухгалтерскому учету, которыми в том числе предусматриваются возможность включения в отчетность дополнительных показателей и пояснений и отступления от этих правил, если они (правила, заложенные в нормативных документах) не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием (п. 6 ПБУ 4/99) [13]. Остановимся на предпосылках, целях и задачах реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в соответствии с МСФО.
В связи с тем, что Россия долгое время была страной с административно-плановой экономикой, бухгалтерский учет выполнял главным образом функцию контроля за использованием государственной собственности. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также планирующих, статистических и финансовых органов [20]. С переходом к современной рыночной экономике прежняя система бухгалтерского учета перестала выполнять поставленные перед ней «новые» задачи, ключевой из которых является информирование о финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Таблица 2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности [20]
Уровень |
Нормативные документы |
1-й – законодательный |
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» – общий закон, определяющий базовые правила формирования и представления бухгалтерской отчетности: – общие требования к бухгалтерской отчетности; – состав бухгалтерской отчетности; – обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности; – классификация отчетности по периодам ее составления; – сроки представления бухгалтерской отчетности; – особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. Другие федеральные законы, в том числе Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208–ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» – специальный закон, определяющий правила составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности [9,10,11] |
2-й – нормативный |
Стандарты бухгалтерского учета – документы, устанавливающие минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Нормативный уровень регулирования бухгалтерского учета состоит из двух видов стандартов: федеральных и отраслевых. Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, План счетов и порядок его применения). В настоящее время положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные до принятия нового Федерального закона «О бухгалтерскому учету», выполняют функцию федеральных стандартов. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)» определяет: – трактовку понятий: «бухгалтерская отчетность», «отчетный период», «отчетная дата», «пользователь бухгалтерской отчетности»; – отдельные принципы формирования бухгалтерской отчетности; – состав бухгалтерской отчетности; – содержание форм бухгалтерской отчетности. Что касается остальных ПБУ, то в каждом ПБУ, определяющем базовые нормы ведения отдельных участков учета, содержатся разделы, устанавливающие правила формирования и представления в бухгалтерской отчетности основных показателей таких участков учета Отраслевые стандарты (в системе действующего нормативного регулирования пока не приняты) устанавливают особенности применения федеральных стандартов в некоторых видах экономической деятельности |
3й – методический |
Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н) определяет: – формы бухгалтерской отчетности; – регламент заполнения форм бухгалтерской отчетности. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н): – регулируют порядок составления отчетности в случае реоргаF низации организаций, подразделяя этот процесс на слияние, присоединение, выделение, преобразование. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112) утратят силу с 1 января 2016 г., с 1 января 2013 г. применяются только к организациям, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, т.е. по ГААП США, и к организациям, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н), и проч. |
4й – инициативный |
Учетная политика организации: – выбор конкретных способов и приемов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, корпоративные формы бухгалтерской отчетности, график представления информации филиалами и структурными подразделениями для составления финансовой отчетности, порядок сверки внутрихозяйственных оборотов и остатков средств в расчетах) |
При этом критерием достоверности служит следование нормативным актам по бухгалтерскому учету, которыми в том числе предусматриваются возможность включения в отчетность дополнительных показателей и пояснений и отступления от этих правил, если они (правила, заложенные в нормативных документах) не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием (п. 6 ПБУ 4/99). Остановимся на предпосылках, целях и задачах реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в соответствии с МСФО. В связи с тем что Россия долгое время была страной с административно-плановой экономикой, бухгалтерский учет выполнял главным образом функцию контроля за использованием государственной собственности. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также планирующих, статистических и финансовых органов. С переходом к современной рыночной экономике прежняя система бухгалтерского учета перестала выполнять поставленные перед ней «новые» задачи, ключевой из которых является информирование о финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Глава 2. Бухгалтерская финансовая отчетность
2.1 Бухгалтерская финансовая отчетность
В общем порядке бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм (ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете»):
– бухгалтерского баланса;
– отчета о финансовых результатах;
– приложений к ним.
Что касается последнего компонента «приложения», то в регулирующих документах имеется некоторое разночтение в терминологии. Так, в ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» этот компонент обозначен как «приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах»; в п. 5 ПБУ 4/99 – «приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках)». В Приказе № 66н (п. 2, 3) данный компонент обозначен как «приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках», которые, в свою очередь, включают в себя собственно приложения (три отдельных отчета) и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, именуемые пояснениями [1-12]. Не вдаваясь в тонкости формулировок, будем обозначать данный компонент бухгалтерской отчетности «приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках», который, в свою очередь, включает в себя:
– отчет об изменениях капитала;
– отчет о движении денежных средств;
– отчет о целевом использовании полученных средств;
– иные приложения, именуемые пояснениями к бухгалтерской отчетности. Как было отмечено, наименования двух ключевых отчетных форм, применяемых в российской практике, отличаются от используемых в международной практике, в том числе в МСФО.
Таблица 3. Формирование отчетности по РСБУ и МСФО
РСБУ |
МСФО |
Комментарий |
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» и Приказом № 66н бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о финансовых результатах; в) приложений к ним: • отчета об изменениях капитала, • отчета о движении денежных средств, • иных приложений пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту |
Согласно МСФО (IAS) 1 «Представления финансовой отчетноF сти» («Presentation of Financial Statements»), МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств» («Cash Flow Statements») полный комплект финансовой отчетности вклюF чает следующие компоненты: а) отчет о финансовом положении; б) отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупно го финансового результата; в) отчет об изменениях в собственном капитале, показывающий все изменения в капитале либо изменения в капитале, отличные от операций с акционерами; г) отчет о денежных потоках; д) примечания, включающие в себя существенные положения использованной для подготовки финансовой отчетности учетной политики, и прочую пояснительную информацию |
1. Различаются названия отчетных форм: в РСБУ названия регламентированы, в МСФО рекомендованы. 2. Различается состав отчетности: в МСФО нет такой формы, как пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах РСБУ; в состав отчетности по МСФО не включено аудиторское заключение. В РСБУ пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах могут оформляться в табличном виде и представляться по форме, предложенной законодателем в качестве образца для раскрытия этой информации, или включаться в состав текстовых пояснений. В МСФО такая информация включается в примечания. Аудиторское заключение на практике сопровождает отчетность по МСФО. 3. Подход к представлению форм неодинаков. Хотя в Приказе № 66н содержится рекомендация уточнять детализацию показателей по статьям отчетов, на практике они воспринимаются как обязательные к применению бланки, в связи с чем формы отчетности, используемые организациями, практически не различаются. В МСФО нет форм отчетности, есть лишь требования к минимальному содержанию ее статей; как следствие, предоставляемые формы отчетности одной фирмы могут существенно отличаться от аналогичных форм другой фирмы. 4. Не совпадают методы формирования форм отчетности. Отчет о прибылях и убытках по МСФО может формироваться двумя методами: по функциям и характеру расходов. В РСБУ используется только вариант по функциям. В РСБУ не предусмотрено представление отчета о совокупном доходе, часть этой информации раскрывается в справочном порядке. Отчет об изменениях капитала по МСФО в отличие от отчета согласно РСБУ может составляться двумя способами: как отчет, показывающий все изменения в капитале, или как отчет, не включающий в себя данных об операциях с акционерами по вкладам в капитал и выплате дивидендов. Раздел операционной деятельности отчета о движении денежных средств по МСФО может составляться прямым или косвенным методом (в РСБУ закреплен лишь прямой метод). 5. Примечания к финансовой отчетности по МСФО более информативны, чем пояснения согласно РСБУ |
Так, привычный для российского бухгалтера бухгалтерский баланс может обозначаться как отчет о финансовом положении, или попросту балансом. Вариативность обозначения отчета о финансовых результатах и того больше: отчет о прибылях и убытках, отчет о совокупном доходе, отчет о полной прибыли, отчет о прибыли, отчет о доходах, отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата.
Таблица 4. Состав годовой бухгалтерской отчетности
Общий порядок |
Субъекты малого предпринимательства |
Некоммерческие организации |
|
Организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год не превысили 3 млн. руб. Бухгалтерский баланс Отчет о финансовых результатах Отчет о целевом использовании средств Приложения Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах - при оформлении |
Социально ориентированные, не осуществляющие предпринимательской деятельности Бухгалтерский баланс социально ориентированных некоммерческих организаций Отчет о целевом использовании средств социально ориентированных некоммерческих организаций |
||
Бухгалтерский баланс Отчет о финансовых результатах Приложения: • отчет об изменениях капита ла • отчет о движении денежных средств • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах |
Бухгалтерский баланс субъектов малого предпринимательства Отчет о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства |
Понимая, что каждое наименование несет на себе определенную смысловую нагрузку, тем не менее будем воспринимать их как синонимы, соответственно обозначающие: форму, представляющую финансовое положение хозяйствующей единицы по состоянию на отчетную дату, и форму, отражающую финансовые результаты этой единицы.
Состав бухгалтерской отчетности определяется следующими параметрами: периодом, охватываемым отчетностью, организационно-правовой формой и статусом организации. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации. Состав годовой бухгалтерской отчетности представлен в таблице 3. По сути, основными формами отчетности являются баланс и отчет о финансовых результатах. Поскольку именно в этих формах приводится информация об элементах финансовой отчетности.
2.2 Виды отчетности организации
Существует множество классификаций отчетности. Рассмотрим классификацию по основаниям, которые важны для понимания специфики того или иного вида отчетности:
– по видам;
– по объему сведений, включаемых в отчеты;
– по назначению;
– по периодам, охватываемым отчетностью;
– по степени обобщения данных.
1. По видам отчетность делится на бухгалтерскую (финансовую), статистическую и управленческую. Бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит сведения о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации. Эта отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и подтверждается первичными документами. Помимо этого, для составления бухгалтерской отчетности используются данные управленческой отчетности. Бухгалтерской отчетности присуща более высокая достоверность, поскольку ее данные подтверждаются материалами инвентаризации и, как правило, аудиторским заключением. Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, измерение и обобщение которых не характерно для бухгалтерского учета. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности организации, составляющих данные наблюдения, осуществляемого статистическими органами в целях формирования официальной статистической информации. Такая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского, статистического и управленческого учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности по формам статистического наблюдения, разработанным Федеральной службой государственной статистики (Росстатом). Управленческая отчетность предназначена для удовлетворения информационных потребностей руководителя организации и специалистов ее подразделений путем предоставления данных в натуральном и стоимостном выражении, необходимых для оценки фактов хозяйственной жизни и контроля за ними, разработки прогнозов и планов деятельности организации в целом или отдельных ее направлений либо структурных подразделений.
2. По объему сведений, включаемых в отчеты, различают частную, общую и интегрированную отчетность. Частная отчетность включает в себя информацию о работе организации на одном участке ее деятельности. Общая отчетность характеризует хозяйственную деятельность организации в целом. Частная и общая отчетность, как правило, составляется на основе данных бухгалтерского и управленческого учета. В последнее время все большую популярность приобретает идея создания интегрированной отчетности, которая сводила бы в единое целое данные из различных областей деятельности компании и видов отчетности (финансовой и нефинансовой отчетности, комментариев менеджмента, информации об управлении и вознаграждении сотрудникам, отчетность об устойчивом развитии и др.). Среди специалистов существует мнение, что интегрированная отчетность в будущем заменит традиционную финансовую отчетность. В настоящее время ее содержание и состав еще только обсуждаются профессиональным сообществом. В этих целях в 2010 г. был создан Международный совет по интегрированной отчетности (International Integrated Reporting Council; www.theiirc.org), в состав которого вошли представители разных направлений деятельности (инвестиционного, профессионального бухгалтерского, разработчики стандартов и др.). Миссия данной организации заключается в создании международно признанной концепции интегрированной отчетности, которая представляла бы вместе финансовую, экологическую, социальную информацию и информацию по управлению в ясном, кратком, последовательном и сопоставимом формате.