Файл: Диагностика и построение корпоративной культуры в ОАО Калужский газовый и энергетический акционерный банк "Газэнергобанк".pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие корпоративной культуры, ее природа и классификация
1.2 Источники корпоративной культуры
1.3 Структура и содержание корпоративной культуры
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ВЕРОВАНИЯ
1.4 Современные тенденции в исследовании корпоративной культуры
2.1 Характеристика ОАО "Газэнергобанк"
2.2 Диагностика корпоративной культуры в ОАО "Газэнергобанк"
Глава 3. Мероприятия по усовершенствованию корпоративной культуры в ОАО "Газэнергобанк"
3.1 Рекомендации по повышению роли корпоративной культуры ОАО "Газэнергобанк"
- адаптация;
- достижение целей;
- интеграция;
- легитимность.
Таким образом, суть данной модели заключается в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и быть признанной людьми и другими организациями.
Взаимосвязь между результатами деятельности организации и культурой в данной модели проявляется в том, что ценности корпоративной культуры являются наиболее важными средствами основных организационных функций. Поэтому если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность обществу, то очевидно, что такая культура будет оказывать положительное воздействие на эффективность деятельности организации.
Достаточно распространена в практике оценки влияния культуры на эффективность организации является модель Квина – Рорбаха, которая развивает модель Т. Парсонса и включает в себя три измерения [5, с. 84]:
- интеграция – дифференциация: относится к проектированию работ в организации в целом. Данное измерение указывает на степень, с которой в организации делается упор либо в сторону контроля, если в организации в качестве основных приоритетов в организации рассматривается стабильность, порядок и предсказуемость, либо в сторону гибкости, если приоритет в организации отдается нововведениям, адаптации и изменениям.
- Внутренний фокус – внешний фокус: данное измерение отражает преобладание в организации интереса либо к решению ее внутренних проблем, либо к укреплению положения в организации во внешней среде.
- Средства /инструменты – результаты/ показатели: данное измерение в модели показывает различие в концентрации внимания с одной стороны на процессы и процедуры, а с другой стороны на окончательные результаты и показатели их измерений.
Перечисленные выше измерения обеспечивают формирование четырех различных подходов к моделям организационной эффективности. Соотношение между этими подходами показано на рисунке 5.
Первый подход, показанный на рисунке, - это подход «человеческих отношений», отражающей состояние поддержания системы социальных отношений, обязательств людей, децентрализации и дифференциации через развитие сплоченности и квалификационных навыков у работников.
Второй подход – подход «открытой системы» - отражает состояние децентрализации и дифференциации, роста и адаптации, улучшения конкурентной позиции для всей организации через концентрацию на развитии гибкости и способности к приобретению необходимых ресурсов.
Третий подход – подход «рационально-целевой» - отражает усиление конкурентной позиции в целом, максимизацию результатов, централизацию и интеграцию через акцентирование внимания на планирование, эффективности и производительности.
Четвертый подход – подход «внутренних процессов» - отражает состояние централизации и интеграции, консолидации и преемственности, поддержания системы социальных отношений через распределение информации и укрепление стабильности и порядка.
(1) Дифференциация (гибкость)
(3)
Стабильность, контроль
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
Установление целей, планирование
Производительность, эффективность
(3)
(3)
(3)
Управление информацией
П
Р
О
Ц
Е
С
С
Ы
С
Т
Р
У
К
Т
У
Р
А
Р
А
З
В
И
Т
И
Е
М
Е
Х
А
Н
И
З
М
(2) реакция на внутреннее взаимодействие
(2) реакция на внешнее взаимодействие
(1) Интеграция (контроль)
1
ОТЛАЖЕННОСТЬ
ВНУТРЕННИХ
ОТНОШЕНИЙ
ЦЕЛОСТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Рост, прибыль, конкурентоспособность
Реакция на внешние изменения
АДАПТИРОВАННОСТЬ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
Развитие персонала, квалификация
Мораль сплоченность
4
3
2
1
Рисунок 5 - Модель конкурирующих ценностей организационной эффективности (по Квину - Рорбаху) [5, с. 83]
Таким образом, данная модель описывает ценности культуры организации в связи с каждым отдельным подходом к определению эффективности, поэтому она может использоваться также как эффективный инструмент организационной диагностики. Однако в отличие от одномерных моделей в данном случае нельзя получить однозначный и достоверный ответ об эффективности организации, так как модель выявляет недостатки во всех четырех своих элементах в той степени, в которой они присутствуют в деятельности организации.
Таким образом, испытывая на себе влияние множества факторов внутренней и внешней среды, корпоративная культура тем не менее, способна оказывать определяющее воздействие на эффективность деятельности организации. Однако, это влияние будет положительным в том случае, если в организации будет сформирована культура того типа, которая в большей степени будет соответствовать условиям ее функционирования.
Глава 2. Формирование корпоративной культуры в ОАО Калужский газовый и энергетический акционерный банк "Газэнергобанк"
2.1 Характеристика ОАО "Газэнергобанк"
Для того чтобы проанализировать корпоративную культуру предприятия необходимо проанализировать историю ее развития, ее достижения.
Открытое акционерное общество Калужский газовый и энергетический акционерный банк "Газэнергобанк"" - один из лучших российских региональных банков, крупнейшее самостоятельное кредитно-финансовое учреждение Калужской области, основанное на отечественным капитале. Газэнергобанк прочно удерживает лидирующие позиции в регионе по основным показателям банковской деятельности: капиталу, объему активов, сумме вкладов населения.
В таблице 2 приведены сравнительные данные по показателям ОАО "Газэнергобанк" за 2015 г. и 2016г.
Таблица 2
Показатели ОАО "Газэнергобанк" за 2010 г. и 2011г.
Показатели (млн. руб.) |
2010г. |
2011г. |
Активы |
8029 |
11462 |
Прибыль |
165 |
119 |
Кредиты предприятиям (включая ИП) |
548 |
1094 |
Потребительские кредиты (без просрочки) |
1101 |
2292 |
Вклады физ. лиц |
4635 |
8109 |
Обороты по банкоматам |
177 |
255 |
Дата образования - 19 мая 1995 года. С января 2005 г включен в Систему обязательного страхования вкладов (запись в реестре банков-участников №516).
С 2008 года - в составе Финансовой группы "Лайф", состоящей из семи самостоятельных коммерческих банков. На настоящий момент помимо калужского Газэнергобанка в Финансовую группу входят: ОАО АКБ " Пробизнесбанк" (г. Москва), ЗАО АКБ "Экспресс-Волга" (г. Саратов), ОАО "ВУЗ-банк" (г. Екатеринбург), ЗАО "Национальный банк сбережений" (г. Иваново), ОАО "Банк24. ру" (г. Екатеринбург), ОАО КБ "Пойдем!" (г. Новосибирск). По совокупным финансовым показателям Группа "Лайф" входит в ТОП-30 банков России.
Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Правлением и Председателем Правления банка - исполнительным органом Банка. Права и обязанности Председателя Правления банка и членов Правления определяются в соответствии с действующим законодательством и договором, заключаемым каждым из них с Банком
К компетенции Председателя Правления Банка относятся следующие вопросы:
- организация работы Правления банка;
- утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Банка, положения о его структурных подразделениях.
Правление банка в соответствии с возложенными на него задачами:
- обсуждает отчеты руководителей подразделений центрального аппарата банка и руководителей филиалов (территориальных банков) об итогах деятельности за соответствующий период и об итогах работы по конкретным направлениям банковской деятельности;
- принимает решение о размещении облигаций и ценных бумаг банка;
- утверждает правила совершения банковских операций, а также инструкций, рекомендаций по иным вопросам банковской деятельности;
- утверждает процентные ставки по вкладам, депозитам, сберегательным сертификатам, кредитам для физических лиц;
- рассматривает состояние учета, отчетности и внутреннего контроля, заслушивает отчеты руководителей филиалов и других обособленных подразделений банка по результатам ревизий и проверок их деятельности, принимает решения по этим вопросам;
- осуществляет контроль за соблюдение филиалами банка действующего законодательства.
Исполнительный орган банка несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в отчетах Банка.
Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; адаптацию к нововведениям, общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом [18, c.37].
Корпоративная культура предприятия призвана обеспечить адаптацию организации во внешней среде. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Но при этом ее основой является внутренняя консолидация, взаимодействие и взаимокоординация, основанные на четком разделении труда, ответственности и согласовании интересов. Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.
Главные конкуренты ОАО "Газэнергобанка" в регионе - это Банк ВТБ, Сбербанк, Фора Банк. Клиентами банка являются такие предприятия как: ОАО "Калугаагрофарм", ООО "КАЗМИН СтройИнвест", ООО КЭЗ КВТ", ООО "ТеоремаМед", ООО "Тригон", Филиал № 1 ООО "Макснет-Системы, ООО "КЗСГ "Гидротех" и т.д. У многих из этих организаций открыты зарплатные проекты, эти проеты в ОАО "Газэнергобанке" выгодны тем, что пластиковые карты банк выпускает самостоятельно и на месте, что занимает от 1 до 3 дней, также у банка развитая инфраструктура банкоматов и терминалов самообслуживания.
ОАО "Газэнергобанк" активно развивается. Только в 2011 году его филиальная сеть увеличилась вдвое. На начало 2012 года банк представлен 54 операционными офисами, 3 дополнительными офисами и 6 операционными кассами в 5 областях Центра России (Калужской, Смоленской, Тульской, Брянской, Московской). В настоящее время услугами ОАО "Газэнергобанка" пользуются более 12 тысяч юридических и более 250 тысяч физических лиц.
Вхождение в Группу позволило ОАО "Газэнергобанку" иметь еще большую финансовую стабильность за счет появившегося доступа к современным банковским технологиям, мощным финансовым и интеллектуальным ресурсам уверенно развивающихся банков-партнеров.
Благодаря профессиональной работе ОАО "Газэнергобанк" неоднократно завоевывал статус одного из лучших региональных банков России. В 2010 году журналом "Банковское дело" Газэнергобанк был назван "наиболее динамично развивающимся региональным банком года".
2.2 Диагностика корпоративной культуры в ОАО "Газэнергобанк"
По данным Центра экономических исследований "РИА-Аналитика" [23] ОАО "Газэнергобанк" занимает 217 строчку (из 1000) в рейтинге российских банков по объему активов, поднявшись в течение 2011 года на 16 позиций. За год активы банка выросли более чем на 44 % и на 1 января 2012 года превысили 12 млрд. рублей.
Сегодня ОАО "Газэнергобанк" - это:
- более 12 000 клиентов;
- более 300 клиентов малого и среднего бизнеса;
- более 350 корпоративных клиентов;
- 69 подразделений (в т. ч. офисы и операционные кассы);
- около 100 банкоматов и 115 терминалов самообслуживания;
- 5 областей присутствия:: Калужская, Смоленская, Тульская, Брянская, Московская;
- 1128 сотрудников.
В таблице 3 приведена структура коллектива ОАО "Газэнергобанк"