Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Антимонопольное регулирование в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования
1.1 Понятие монополии, ее виды, источники
1.2. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи
Глава 2. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом
2.1 Современные методы антимонопольного регулирования в России
·рационализация издержек производства и обращения
·сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов
В настоящее время остаются неурегулированными в законодательном порядке две весьма важные сферы:
.деятельность субъектов локальных естественных монополий
.ценообразование в высококонцентрированных отраслях.
Предприятия, являющиеся единственными производителями определенных видов продукции в России, должны быть зарегистрированы.Перейдем теперь к анализу антимонопольной политики Российской Федерации. Высокий уровень монополизации и ее крайне негативное влияние на экономику делают необходимым проведение антимонопольной политики в нашей стране. Более того, России нужна демонополизация, то есть резкое сокращение числа секторов экономики, в которых установлена монополия.
Еще в 90-ые считали, что монополии можно «победить», используя три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
- прямое разделение монопольных структур;
- иностранная конкуренция;
- создание новых предприятий.
Возможности первого пути в российской экономике реальны, но очень ограничены. Один и тот же завод нельзя разделить на несколько частей, и практически нет случая монопольного производителя, состоящего из нескольких заводов одного профиля. Однако на уровне надфирменных структур - бывших министерств, региональных органов власти - эта работа уже частично проделана и может быть продолжена частично, что снижает степень монополизации.Дело в том, что одним из специфических аспектов российских монополий является диктатура ведомств и государственных органов, которые продолжают активно участвовать в деятельности компаний нашего времени. У них нет юридических прав, компании являются частными компаниями. Но власти имеют реальный вес. Например, они могут помешать третьей отрасли войти через инструкции и указания.
Второй путь - иностранная конкуренция - был, вероятно, самым действенным и действенным ударом для национальной монополии.
Теоретически, иностранная конкуренция должна помочь обновить ассортимент и улучшить качество российской продукции, насытить рынки и усилить конкуренцию.Однако на практике часто происходило быстрое изгнание с внутреннего рынка товаров, в основном товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, что сопровождалось значительным сокращением производство.Конечно, открытие российского рынка для иностранных компаний, в том числе транснациональных, привело к возобновлению конкуренции. В то же время значительная часть продукции российских компаний оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем рынке[10].
В условиях кризиса, неплатежей, нехватки финансовых ресурсов и неразвитости механизмов государственной поддержки во многих сегментах рынка (как в секторе, так и в региональном контексте) отечественные производители потерял свою позицию. Зависимость российской экономики от поставок определенных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но и усиливается. Как показывает антимонопольная практика, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме поглощений российских компаний напрямую направлено на то, чтобы в конечном итоге вывести эти фирмы с рынка.
Очевидно, что использование такого мощного агента должно быть очень осторожным. Без сомнения, импортируемые товары должны присутствовать на российском рынке и представлять реальную угрозу для наших монополистов, но не должны становиться причиной массовой ликвидации отечественных фирм.Третий путь - создание новых компаний, конкурирующих с монополиями - предпочтительнее во всех отношениях. Это устраняет монополию, не разрушая монополиста как бизнес. Кроме того, новые фирмы продолжают наращивать производство и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сложившейся ситуации из-за глобального экономического кризиса немногие российские и иностранные компании в России готовы инвестировать в создание новых компаний. Тем не менее, правительство может добиться некоторого прогресса в этом отношении даже в период кризиса благодаря наиболее перспективным инвестиционным проектам. Не случайно, что, несмотря на ужасающую серьезность финансовых проблем в центральном бюджете, в конце 1990-х годов был создан так называемый бюджет развития, на который выделяются средства для поддержки инвестиций. ,Все эти лекарства для российской экономики, несомненно, действовали и будут продолжать действовать, но монополисты не остаются неподвижными. Они находят новые лазейки в законе или другие способы получить максимально возможную прибыль. Как отмечалось выше, в отличие от системы антимонопольной политики США, в которой мнение судьи имеет первостепенное значение, российская система антимонопольного регулирования экономики основана на законе.
Поэтому, на мой взгляд, ФАС должна в первую очередь постоянно совершенствовать антимонопольное законодательство: именно так они и поступают, строго говоря: в 2009 году Федеральная антимонопольная служба приняла новый закон о естественных монополиях. Он регулирует порядок закупки товаров и услуг естественными монополиями и государственными предприятиями, а также устанавливает правила недискриминационного доступа к нефтепроводам, трубопроводам, российской железнодорожной инфраструктуре и услугам. аэропорты, почтовые отделения, речные и морские порты.
По словам представителя ФАС, Закон о естественных монополиях 1995 года "является препятствием для применения закона о конкуренции к естественным монополиям. Если бы это можно было изменить, естественные монополии не избежали бы ответственности. Кроме того, с помощью Антимонопольной службы были внесены изменения в некоторые законы, такие как Федеральный закон о защите конкуренции или поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Теперь обратим внимание на теорию и практику антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий. Государственная политика в отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления. Первое из них состоит в совершенствовании государственного ценового регулирования продукции и услуг естественных монополий, которое основывается на следующих принципах:
рационализация издержек производства и обращения
поэтапное уменьшение перекрестного субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентам потребителей (недискриминационное ценовое регулирование)
сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов
дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузки производственных мощностей.