Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Антимонопольное регулирование в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования

1.1 Понятие монополии, ее виды, источники

1.2. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи

Глава 2. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом

2.1 Современные методы антимонопольного регулирования в России

Второе направление государственной политики - реструктуризация субъектов естественных монополий путем отделения естественных и потенциально конкурентных монополистических сфер деятельности. Здесь необходимо принять меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности естественных монополий, в том числе инвестиций.

Это должно предотвратить необоснованное увеличение затрат, цен (тарифов) на товары и услуги, произведенные (проданные) в состоянии естественной монополии на рынке.В настоящее время две очень важные области остаются нерешенными по закону:, деятельность местных естественных монополий, ценообразование в высококонцентрированных отраслях.Что касается местных естественных монополий, то они представляют собой рыночные условия, характерные для жилищной системы и коллективных услуг (водоснабжение, канализация и т. д.). В то же время следует учитывать, что подавляющее большинство из них входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Поэтому в федеральном законодательстве могут быть сформулированы только (унифицированные) общие принципы регулирования цен. Непосредственная работа по регулированию цен должна проводиться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных органов.В настоящее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является основным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за регулирование монополий в российской экономике.

ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Если заглянуть в историю развития антимонопольной политики России, то можно узнать, что первая попытка создания антимонопольного законодательства предпринималась еще в 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Спустя многие десятилетия, юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в 1990 году, когда был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Затем, в 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.

В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

ФАС России в установленной сфере деятельности разрабатывает и принимает нормативные акты. Это касается в первую очередь порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг, управления ценными бумагами, рынка страховых услуг, положения негосударственных пенсионных фондов, а также форм уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, правил рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства[11].

Основой антимонопольного законодательства принято считать Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также недопущения, ограничения и устранения недобросовестной конкуренции федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Центральным Банком России и т.п.

В контексте реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:Обеспечить единство экономического пространства на территории Российской Федерации.Обеспечить «прозрачность» процессов, связанных с созданием, слиянием и консолидацией коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных фондов и нематериальных активов, а также Право определять условия деятельности доминирующих фирм на рынке.Снизить барьеры для выхода на товарные рынки.Создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на участие представителей государственных органов в коммерческой деятельности, в том числе путем использования государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве инструментов объединения экономических и социальных полномочий. полномочия властей.Активизация работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.Достижение целей достигается путем применения методов, установленных в мировой практике, основными из которых являются:· Ограничительные меры· Контроль роста экономической концентрации· Запрещение недобросовестной конкуренции· Запрет на действия властей и руководства, которые могут повлиять на конкуренцию· Использование государственного реестраАнтимонопольный орган применяет ограничительные меры к коммерческим организациям, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, действия властей и руководства, которые могут препятствовать развитию конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Контроль повышенной экономической концентрации. В дополнение к запретам на заключение антиконкурентных соглашений и злоупотреблению доминирующим положением контроль экономической концентрации используется для борьбы с ограничением конкуренции. Возникает:создание, реорганизация или слияние компаний и ассоциацийКогда группа организаций имеет возможность проводить последовательную рыночную политику.Запрещение недобросовестной конкуренции. Это относится к действиям, направленным на получение преимуществ, противоречащих законодательству, коммерческой практике, требованиям честности, рациональности и справедливости, которые повлекли (могут нанести) убытки конкурентам или нанесли ущерб репутации их бизнеса. Мы говорим о распространении ложной, неточной или искаженной информации, которая может причинить вред, вводящих в заблуждение потребителей о характере, методе, месте производства, свойствах потребителей и качестве продукции, а также о сравнении Неправильные собственные продукты с аналогичными продуктами конкурентов. Недобросовестная конкуренция также включает получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или коммерческой тайны информации без согласия владельца.Запреты действий со стороны властей и руководства, которые могут повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений подразумевает устранение прямого вмешательства органов государственной власти в деятельность компаний. Закон запрещает принятие нормативных актов и совершение действий, которые ограничивают независимость компаний, создают дискриминационные или благоприятные условия для одних в ущерб другим и, таким образом, ограничивают конкуренцию, наносят ущерб интересам компаний или граждан.

Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Перейдем теперь к анализу антимонопольной политики Российской Федерации. Высокий уровень монополизации и ее крайне негативное влияние на экономику делают необходимым проведение антимонопольной политики в нашей стране. Более того, России нужна демонополизация, то есть резкое сокращение числа секторов экономики, в которых установлена монополия.В 1990-х годах считалось, что монополии можно «выиграть», используя три основных способа снижения степени монополизации:прямое разделение монополистических структур;иностранная конкуренция;создание новых предприятий.Возможности первого пути в российской экономике реальны, но очень ограничены. Один и тот же завод нельзя разделить на несколько частей, и практически нет случая монопольного производителя, состоящего из нескольких заводов одного профиля. Однако на уровне надфирменных структур - бывших министерств, региональных органов власти - эта работа уже частично проделана и может быть продолжена частично, что снижает степень монополизации.Дело в том, что одним из специфических аспектов российских монополий является диктатура ведомств и государственных органов, которые продолжают активно участвовать в деятельности компаний нашего времени. У них нет юридических прав, компании являются частными компаниями. Но власти имеют реальный вес. Например, они могут помешать третьей отрасли войти через инструкции и указания.Второй путь - иностранная конкуренция - был, вероятно, самым действенным и действенным ударом для национальной монополии. Теоретически, иностранная конкуренция должна помочь обновить ассортимент и улучшить качество российской продукции, насытить рынки и усилить конкуренцию.Однако на практике часто происходило быстрое изгнание с внутреннего рынка товаров, в основном товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, что сопровождалось значительным сокращением производство.Конечно, открытие российского рынка для иностранных компаний, в том числе транснациональных, привело к возобновлению конкуренции. В то же время значительная часть продукции российских компаний оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем рынке. В условиях кризиса, неплатежей, нехватки финансовых ресурсов и неразвитости механизмов государственной поддержки во многих сегментах рынка (как в секторе, так и в региональном контексте) отечественные производители потерял свою позицию. Зависимость российской экономики от поставок определенных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но и усиливается.

Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и новые рабочие места.

Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за мирового экономического кризиса, в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета еще в конце 90-х годов создали так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

Все эти лекарства для российской экономики, несомненно, действовали, и будут действовать, но и монополисты тоже не стоят на месте. Они находят новые лазейки в законе, или другие способы получить как можно больше прибыли. Как уже было сказано, в отличие от американской системы антимонопольной политики, где большее значение имеет мнение судьи, европейская, а значит и российская система антимонопольного регулирования экономики опирается на закон. Поэтому, на мой взгляд, ФАС нужно, в первую очередь, постоянно совершенствовать антимонопольное законодательство, что, собственно говоря, они и делают: в 2009 году Федеральная Антимонопольная служба ввела новый закон о естественных монополиях. В нем регламентированы процедуры закупок товаров и услуг естественными монополиями и государственными корпорациями, а также разработаны правила недискриминационного доступа к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам, к инфраструктуре РЖД, услугам аэропортов, почты, речных и морских портов. По словам руководителя ФАС, закон «О естественных монополиях» 1995 года - «это тормоз, мешающий применению закона о конкуренции в отношении естественных монополий. Если бы его можно было поменять, то естественные монополии не уходили бы от ответственности». Также, с помощью антимонопольной службы, были изменены некоторые законы, например, Федеральный закон «О защите конкуренции», или изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Теперь обратим внимание на теорию и практику антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий. Государственная политика в отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления. Первое из них состоит в совершенствовании государственного ценового регулирования продукции и услуг естественных монополий, которое основывается на следующих принципах:

·рационализация издержек производства и обращения

·поэтапное уменьшение перекрестного субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентам потребителей (недискриминационное ценовое регулирование)

·сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов

·дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузки производственных мощностей.

Второе направление государственной политики состоит в проведении реструктуризации субъектов естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности. Здесь необходимо предусмотреть меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе инвестиционной. Задача состоит в недопущении необоснованного увеличения издержек, цен (тарифов) на продукцию и услуги, производимые (реализуемые) в режиме естественно-монопольного состояния рынка.

В настоящее время остаются неурегулированными в законодательном порядке две весьма важные сферы:

.деятельность субъектов локальных естественных монополий

.ценообразование в высококонцентрированных отраслях.

Что касается локальных естественных монополий, то они как состояние рынка характерны, прежде всего, для системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжения, канализация и др.). В то же время следует иметь в виду, что подавляющее большинство из них находится в ведении органов местного самоуправления, поэтому в федеральном законодательстве могут быть сформулированы только общие (единые) принципы ценового регулирования. Непосредственная работа по ценовому регулированию должна осуществляться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных органов[12].

2.2 Опыт антимонопольного регулирования западных стран

Заключение

Список литературы

Введение

Антимонопольное регулирование является одним из важнейших элементов национальной экономической политики всех развитых рыночных стран (а не только рынка). В результате государство разрабатывает и регулирует антимонопольную политику. Фактически это государственная деятельность, направленная на установление и обеспечение соблюдения правил торговли на рынках товаров и услуг в целях защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективных рыночных отношений.

Антимонопольное законодательство направлено против корпоративного накопления монопольной власти, опасной для общества. Монополия - это способность монополиста фиксировать цену своего товара и изменять его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и его доли в общем объеме продаж на рынке.Антимонопольные законы можно понимать в широком и узком смысле. Владение монопольной властью не означает, что это предприятие должно быть чистой монополией. В первом случае он направлен против чистых монополий и крупных олигополий с чрезмерной монопольной властью, не препятствуя тем самым «нечестным» действиям, нарушающим общепринятые стандарты корпоративного общения. Широкое толкование антимонопольных законов направлено против любой формы монопольного накопления власти, включая малый бизнес, любой формы монопольного поведения.

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Итак, целью настоящей работы является исследование и обобщение опыта антимонопольного регулирования экономики в России, а также за рубежом, выявление их преимуществ и недостатков.

Задачи:

- Изучить понятие монополии, ее виды, источники

- Рассмотреть эволюцию антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи

- Описать современные методы антимонопольного регулирования в России

- Проанализировать опыт антимонопольного регулирования западных стран

Объект – антимонопольное законодательство

Премет-регулирование и эволюция антимонопольного законодательства в России и за рубежом.


Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования

1.1 Понятие монополии, ее виды, источники

Монополия («mono» - один и «poleo» - продаю) хозяйственное объединение, осуществляющее контроль над рынками, посредством материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью получения монопольной прибыли путем установления монопольной цены. В узком смысле, монополия - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности[1].

В экономической литературе есть очень подробные классификации монополий, но я постараюсь дать вам самое простое и понятное.

Таким образом, монополии отличаются определенными характеристиками:

1. С учетом степени охвата экономики:

(а) монополии на уровне данного сектора - чистая монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одного предприятия, то есть понятия «предприятие» и «отрасль» совпадают. Обычно, чистая монополия возникает там, где нет реальной альтернативы, то есть нет близкого заменителя, произведенный продукт в некоторой степени уникален. Монополия также возникает, если существуют непреодолимые барьеры для входа в отрасль.

б) Монополии на уровне национальной экономики представляли собой абсолютную монополию. Он находится в руках государства или его экономических органов (например, государственная монополия внешней торговли и др.).

в) монопсония (абсолютная) - ситуация на рынке, когда один покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктующих цену и объем продаж.

2. В зависимости от характера и причин возникновения- естественная монополия - она принадлежит владельцам и коммерческим организациям, имеющим редкие и свободно воспроизводимые производственные элементы (например, редкие металлы, специальные участки, виноградники). Сюда также входят сектора инфраструктуры, имеющие особое значение и имеющие стратегическое значение для общества в целом (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. д.).

Существование естественных монополий оправдывается тем, что они обеспечивают огромную экономическую выгоду для крупномасштабного производства. Здесь они создают товары с меньшими затратами, чем было бы потрачено многими аналогичными компаниями.) Легальная или законная монополия - создается на юридической основе[2].


К такой монополии можно причислить такие формы монополистических организаций:

  • патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.
  • авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период.
  • торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки). искусственная монополия. Под этим условным названием, отделяющим эту организацию от естественных монополий, имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод.

Эти монополии намеренно меняют структуру рынка:создать барьеры для входа на новый рынок бизнес-индустрииограничить доступ посторонних к источникам сырья и энергиисоздать очень высокий уровень технологий (по сравнению с новым бизнесом)применять больший капитал (оказывая большее влияние на рост масштабов производства)Новые предприятия "забивают" хорошо размещенную рекламу.Искусственные монополии бывают разных форм:

Картель - это объединение нескольких компаний в одном секторе, в которых его участники сохраняют право собственности на средства и продукты производства, создают свои собственные продукты на рынке, договариваясь о квоте - доле каждой из них в производстве. цены продажи, распределение рынков и т. д.

Синдикат - объединение ряда компаний, производящих однородную продукцию; При этом право собственности на условия управления материальными ресурсами сохраняется членами ассоциации, а готовая продукция продается как их общее наследие через офис, созданный для этой цели.

Траст - это монополия, в которой создается общая собственность этой группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Одной из проблем является объединение официально независимых компаний (обычно из разных секторов, торговых, транспортных и банковских), в которых материнская компания организует финансовый (денежный) контроль над всеми участниками.

Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.


Субъекты монополий осуществляют контроль над отраслями, рынками и, в некоторых случаях, всей экономикой государства на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли[3].

Признаком монополии является занятие монопольного положения. Такая позиция может быть определена как доминирующая позиция предпринимателя, которая дает ему возможность, независимо или совместно с другими предпринимателями, ограничивать конкуренцию на рынке для данного продукта. Например, монопольными образованиями в промышленном производстве являются крупные отдельные фирмы, деловые ассоциации, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного типа, что позволяет им занимать доминирующее положение в отрасли. Рынок и контролировать процесс ценообразования при получении наиболее выгодных цен. и таким образом получать более высокую (исключительную) прибыль.Естественно, что основной целью любого предпринимателя или компании является обеспечение монопольного положения, поскольку это позволяет избежать ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией на рынке, а также:занять привилегированное положение на рынке товаров и услуг путем концентрации определенной экономической мощи между ними;влиять на других игроков рынка, навязывать свои условия и, в определенной степени, свои личные интересы.Обратимся к источникам монополии. В современной экономике считается, что основной причиной монопольной власти является эластичность спроса фирмы, и чем менее эластичен спрос на фирму, тем больше ее монопольная власть. Вопрос в том, почему некоторые компании, например, ряд супермаркетов, сталкиваются с более эластичной кривой спроса, в то время как другие, например, производители одежды, носящие фирменный дизайн наклейки с кривой менее эластичный спрос.

Три фактора определяют эластичность спроса фирмы:- эластичность рыночного спроса. Предположим, что существует только одна компания - чистая монополия, кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. В этом случае степень монополии фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще всего несколько компаний конкурируют друг с другом. Затем эластичность рыночного спроса устанавливает нижнюю границу эластичности спроса для каждой фирмы[4].

Например, спрос на нефть очень неэластичен, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, поэтому ОПЕК смогла поднять цены на нефть намного выше предельных издержек ее добычи в 1970-х - начале 1980-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, гораздо более гибок, поэтому попытки производителей картировать эти рынки и повышать цены практически бесполезны. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.- количество компаний на рынке. Монопольная власть каждой фирмы уменьшается с увеличением числа фирм на рынке. Чем больше компаний конкурируют друг с другом, тем сложнее для каждой из них повысить цены и избежать потерь из-за уменьшения объема продаж. Конечно, учитывается не только общее количество компаний, но и количество компаний со значительной долей рынка. Например, если на две крупные компании приходится 90% объема продаж на рынке, а на остальные 20 компаний приходится 10%, эти две крупные компании обладают большей монопольной властью. Ситуация, в которой только несколько компаний захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что, когда на рынке присутствует всего несколько компаний, их менеджеры предпочитают, чтобы новые фирмы не входили в сектор. Рост числа компаний может только снизить монопольную власть крупных компаний в этом секторе. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание барьеров для входа новых предприятий в сектор - условие, которое препятствует выходу новых участников на рынок.- взаимодействие между компаниями. Конкурентная стратегия компании является решающим фактором монопольной власти. Предположим, на рынке есть четыре компании. Как они могут конкурировать друг с другом? Например, чтобы справиться с очень агрессивной конкуренцией, снижайте цены друг друга, чтобы завоевать большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, приведет к снижению цен до уровня, близкого к конкурентному. Каждая компания будет бояться повышать свою цену из-за страха потерять свою долю в общем объеме продаж и, следовательно, будет иметь минимальную монопольную власть или не будет вообще.


С другой стороны, фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.

Нужно подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

1.2. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи

Антимонопольная политика — это комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополисти­ческих действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропа­ганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Антимонопольное законодательство – это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Основа антимонопольного законодательства Российской Федерации – Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ. Ограничение деятельности монополистических организаций и защита конкуренции осуществляется рядом нормативно-правовых актов.

Развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации требует расширения и углубления законов, а также обновления и совершенствования правоприменительной практики по применению закона. закон. Антимонопольное законодательство в России появилось сравнительно недавно - чуть более двадцати лет назад. Антимонопольное законодательство было разработано в период реформирования российской экономики: одновременно была либерализована экономика, развернута приватизация и развитие рыночных отношений. Существует два основных этапа в развитии российского антимонопольного законодательства.

Первый шаг 22 марта 1991 года был принят Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В этом законе цели антимонопольной политики Российской Федерации были определены:предотвращение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Российской Федерации;обеспечить единство экономического пространства и свободное перемещение товаров;поддержка конкуренции в Российской Федерации;создать условия для эффективного функционирования товарных рынков;Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.25 мая 1995 года состоялась первая редакция Закона о конкуренции ...