Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Антимонопольное регулирование в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования
1.1 Понятие монополии, ее виды, источники
1.2. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи
Глава 2. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом
2.1 Современные методы антимонопольного регулирования в России
·рационализация издержек производства и обращения
·сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов
В настоящее время остаются неурегулированными в законодательном порядке две весьма важные сферы:
.деятельность субъектов локальных естественных монополий
.ценообразование в высококонцентрированных отраслях.
Необходимо было изменить закон, потому что в обществе и в государственной экономике за последние четыре года произошли значительные изменения. В 1994 году была завершена приватизация купонов, что привело к формированию рыночных отношений. Последующая редакция этого закона состоялась в 1998 году. Были пересмотрены и дополнены некоторые концепции, виды контроля экономической концентрации и механизмы управления. После принятия Закона 2000 г. антимонопольным органам было разрешено устанавливать реальных участников сделок, определять фактические размеры концентрации хозяйствующих субъектов на рынке для и оценка их стратегических интересов в контроле за концентрацией со стороны государства[5].
Второй шаг. Начало второго этапа развития антимонопольного законодательства может совпасть с разработкой и принятием нового закона о защите конкуренции. Он был принят 26 июля 2006 года. Одна из основных задач этого закона заключалась в укреплении общепринятых мер, которые могли бы обеспечить эффективное осуществление права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по разумной цене. справедливый рынок и право хозяйствующих субъектов действовать на конкурентной основе. Кроме того, в закон введено понятие «экстерриториальные действия», то есть закон может регулировать соглашения, заключаемые российскими субъектами хозяйствования за пределами Российской Федерации. Важным нововведением закона является выделение критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия могут, хотя и ограничивать конкуренцию, но иметь общий положительный эффект, быть утвержденными антимонопольным органом.Прогнозируемая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства особенно примечательна. К сожалению, размер штрафа не гарантирует соблюдения антимонопольного законодательства. В связи с этим были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации. Они касаются более суровых наказаний за антиконкурентные действия.В 2006 году вступил в силу «первый антимонопольный пакет». Внесены изменения в статьи Федерального закона «О рекламе» и Федерального закона № 295-ФЗ «О полах» и Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации». Изменения касались усиления санкций в случае нарушения в этой области.«Второй антимонопольный пакет» начал действовать в 2009 году.
Внесены изменения в Закон о защите конкуренции, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс. Эти изменения были призваны способствовать развитию конкурентной сферы и недопустимости реализации действий, которые, как правило, ограничивают деловую практику.«Третий монопольный пакет» был опубликован в январе 2012 года. Федеральная антимонопольная служба отмечает, что основные изменения, представленные «Третьим антимонопольным пакетом», направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. Кроме того, этот «пакет» определяет критерии высокой монополистической цены.[6]
В сентябре 2014 года Правительство Российской Федерации одобрило «четвертый антимонопольный пакет». Законопроект учитывает значительное снижение административных ограничений для бизнеса. Также в нём оговаривается снижение роли государства в экономике страны.
Вывод: развитие системы антимонопольного регулирования в Российской федерации доказывает, что антимонопольная политика – это постоянно функционирующие меры, которые могут изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране, предпринимаемые правительством для регулирования экономики.
Глава 2. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом
2.1 Современные методы антимонопольного регулирования в России
В настоящее время, главный федеральный орган исполнительной власти, занимающийся антимонопольным регулированием в российской экономике, является Федеральная Антимонопольная служба (ФАС).
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна[7].
Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Если заглянуть в историю развития антимонопольной политики России, то можно узнать, что первая попытка создания антимонопольного законодательства предпринималась еще в 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.
Спустя многие десятилетия, юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в 1990 году, когда был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Затем, в 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.
ФАС России в установленной сфере деятельности разрабатывает и принимает нормативные акты. Это касается в первую очередь порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг, управления ценными бумагами, рынка страховых услуг, положения негосударственных пенсионных фондов, а также форм уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, правил рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Федеральный закон о конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках составляют основу антимонопольного законодательства. Этот закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий, способствующих эффективному функционированию товарных рынков. основание. Он определяет организационные и правовые рамки для защиты конкуренции, включая предотвращение и пресечение монопольной деятельности, а также предотвращение, ограничение и устранение недобросовестной конкуренции со стороны федеральных агентств, местных органов власти, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк России и др.В контексте реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:, Обеспечить единство экономического пространства на территории Российской Федерации., Обеспечить «прозрачность» процессов, связанных с созданием, слиянием и консолидацией коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных фондов и нематериальных активов, а также Право определять условия осуществления деятельности доминирующих компаний на рынке., Снизить барьеры для выхода на товарные рынки. Создать эффективные правовые механизмы для обеспечения того, чтобы представители государственного бизнеса соблюдали запрет на коммерческую деятельность, включая использование государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве инструментов для объединения экономических полномочий и полномочий., Активизация работы по предотвращению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках[8].
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие:
применение ограничительных мер
контроль за усилением экономической концентрации
запрет на недобросовестную конкуренцию
запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
использование государственного реестра
Антимонопольный орган применяет ограничительные меры к коммерческим организациям, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, действия властей и руководства, которые могут препятствовать развитию конкуренции.Запреты монополистической деятельности подразделяются на запреты на соглашения, ограничивающие конкуренцию, и запреты на злоупотребление доминирующим положением со стороны компаний. Эти нарушения являются наиболее типичным нарушением (более 60%) антимонопольного законодательства.Контроль повышенной экономической концентрации. В дополнение к запретам на заключение антиконкурентных соглашений и злоупотреблению доминирующим положением контроль экономической концентрации используется для борьбы с ограничением конкуренции. Возникает:, после создания, реорганизации или слияния компаний и ассоциаций, когда для группы организаций становится возможным проводить последовательную рыночную политику.
Запрещение недобросовестной конкуренции. Это относится к действиям, направленным на получение преимуществ, противоречащих законодательству, коммерческой практике, требованиям честности, рациональности и справедливости, которые повлекли (могут нанести) убытки конкурентам или нанесли ущерб репутации их бизнеса. Мы говорим о распространении ложной, неточной или искаженной информации, которая может причинить вред, вводящих в заблуждение потребителей о характере, методе, месте производства, свойствах потребителей и качестве продукции, а также о сравнении Неправильные собственные продукты с аналогичными продуктами конкурентов. Недобросовестная конкуренция также включает получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или коммерческой тайны информации без согласия владельца[9].
Запреты действий со стороны властей и руководства, которые могут повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений подразумевает устранение прямого вмешательства органов государственной власти в деятельность компаний. Закон запрещает принятие нормативных актов и совершение действий, которые ограничивают независимость компаний, создают дискриминационные или благоприятные условия для одних в ущерб другим и, таким образом, ограничивают конкуренцию, наносят ущерб интересам компаний или граждан.Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа ситуации на товарном рынке и доли компаний в нем (более или менее 35%) они включены или исключены из государственного реестра. Именно это делает ФАС в отношении российского рынка в целом или его территориальных органов управления в случае региональных рынков. Реестр создан для того, чтобы иметь базу данных об основных участниках рынка и проверять их соответствие антимонопольному законодательству.