Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Антимонопольное регулирование в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования

1.1 Понятие монополии, ее виды, источники

1.2. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи

Глава 2. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом

2.1 Современные методы антимонопольного регулирования в России

Второе направление государственной политики - реструктуризация субъектов естественных монополий путем отделения естественных и потенциально конкурентных монополистических сфер деятельности. Здесь необходимо принять меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности естественных монополий, в том числе инвестиций.

Это должно предотвратить необоснованное увеличение затрат, цен (тарифов) на товары и услуги, произведенные (проданные) в состоянии естественной монополии на рынке.В настоящее время две очень важные области остаются нерешенными по закону:, деятельность местных естественных монополий, ценообразование в высококонцентрированных отраслях.Что касается местных естественных монополий, то они представляют собой рыночные условия, характерные для жилищной системы и коллективных услуг (водоснабжение, канализация и т. д.). В то же время следует учитывать, что подавляющее большинство из них входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Поэтому в федеральном законодательстве могут быть сформулированы только (унифицированные) общие принципы регулирования цен. Непосредственная работа по регулированию цен должна проводиться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных органов.В настоящее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является основным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за регулирование монополий в российской экономике.

ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Если заглянуть в историю развития антимонопольной политики России, то можно узнать, что первая попытка создания антимонопольного законодательства предпринималась еще в 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Спустя многие десятилетия, юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в 1990 году, когда был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Затем, в 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.

В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

ФАС России в установленной сфере деятельности разрабатывает и принимает нормативные акты. Это касается в первую очередь порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг, управления ценными бумагами, рынка страховых услуг, положения негосударственных пенсионных фондов, а также форм уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, правил рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства[11].

Основой антимонопольного законодательства принято считать Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также недопущения, ограничения и устранения недобросовестной конкуренции федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Центральным Банком России и т.п.

В контексте реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:Обеспечить единство экономического пространства на территории Российской Федерации.Обеспечить «прозрачность» процессов, связанных с созданием, слиянием и консолидацией коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных фондов и нематериальных активов, а также Право определять условия деятельности доминирующих фирм на рынке.Снизить барьеры для выхода на товарные рынки.Создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на участие представителей государственных органов в коммерческой деятельности, в том числе путем использования государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве инструментов объединения экономических и социальных полномочий. полномочия властей.Активизация работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.Достижение целей достигается путем применения методов, установленных в мировой практике, основными из которых являются:· Ограничительные меры· Контроль роста экономической концентрации· Запрещение недобросовестной конкуренции· Запрет на действия властей и руководства, которые могут повлиять на конкуренцию· Использование государственного реестраАнтимонопольный орган применяет ограничительные меры к коммерческим организациям, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, действия властей и руководства, которые могут препятствовать развитию конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Контроль повышенной экономической концентрации. В дополнение к запретам на заключение антиконкурентных соглашений и злоупотреблению доминирующим положением контроль экономической концентрации используется для борьбы с ограничением конкуренции. Возникает:создание, реорганизация или слияние компаний и ассоциацийКогда группа организаций имеет возможность проводить последовательную рыночную политику.Запрещение недобросовестной конкуренции. Это относится к действиям, направленным на получение преимуществ, противоречащих законодательству, коммерческой практике, требованиям честности, рациональности и справедливости, которые повлекли (могут нанести) убытки конкурентам или нанесли ущерб репутации их бизнеса. Мы говорим о распространении ложной, неточной или искаженной информации, которая может причинить вред, вводящих в заблуждение потребителей о характере, методе, месте производства, свойствах потребителей и качестве продукции, а также о сравнении Неправильные собственные продукты с аналогичными продуктами конкурентов. Недобросовестная конкуренция также включает получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или коммерческой тайны информации без согласия владельца.Запреты действий со стороны властей и руководства, которые могут повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений подразумевает устранение прямого вмешательства органов государственной власти в деятельность компаний. Закон запрещает принятие нормативных актов и совершение действий, которые ограничивают независимость компаний, создают дискриминационные или благоприятные условия для одних в ущерб другим и, таким образом, ограничивают конкуренцию, наносят ущерб интересам компаний или граждан.

Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Перейдем теперь к анализу антимонопольной политики Российской Федерации. Высокий уровень монополизации и ее крайне негативное влияние на экономику делают необходимым проведение антимонопольной политики в нашей стране. Более того, России нужна демонополизация, то есть резкое сокращение числа секторов экономики, в которых установлена монополия.В 1990-х годах считалось, что монополии можно «выиграть», используя три основных способа снижения степени монополизации:прямое разделение монополистических структур;иностранная конкуренция;создание новых предприятий.Возможности первого пути в российской экономике реальны, но очень ограничены. Один и тот же завод нельзя разделить на несколько частей, и практически нет случая монопольного производителя, состоящего из нескольких заводов одного профиля. Однако на уровне надфирменных структур - бывших министерств, региональных органов власти - эта работа уже частично проделана и может быть продолжена частично, что снижает степень монополизации.Дело в том, что одним из специфических аспектов российских монополий является диктатура ведомств и государственных органов, которые продолжают активно участвовать в деятельности компаний нашего времени. У них нет юридических прав, компании являются частными компаниями. Но власти имеют реальный вес. Например, они могут помешать третьей отрасли войти через инструкции и указания.Второй путь - иностранная конкуренция - был, вероятно, самым действенным и действенным ударом для национальной монополии. Теоретически, иностранная конкуренция должна помочь обновить ассортимент и улучшить качество российской продукции, насытить рынки и усилить конкуренцию.Однако на практике часто происходило быстрое изгнание с внутреннего рынка товаров, в основном товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, что сопровождалось значительным сокращением производство.Конечно, открытие российского рынка для иностранных компаний, в том числе транснациональных, привело к возобновлению конкуренции. В то же время значительная часть продукции российских компаний оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем рынке. В условиях кризиса, неплатежей, нехватки финансовых ресурсов и неразвитости механизмов государственной поддержки во многих сегментах рынка (как в секторе, так и в региональном контексте) отечественные производители потерял свою позицию. Зависимость российской экономики от поставок определенных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но и усиливается.

Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и новые рабочие места.

Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за мирового экономического кризиса, в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета еще в конце 90-х годов создали так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

Все эти лекарства для российской экономики, несомненно, действовали, и будут действовать, но и монополисты тоже не стоят на месте. Они находят новые лазейки в законе, или другие способы получить как можно больше прибыли. Как уже было сказано, в отличие от американской системы антимонопольной политики, где большее значение имеет мнение судьи, европейская, а значит и российская система антимонопольного регулирования экономики опирается на закон. Поэтому, на мой взгляд, ФАС нужно, в первую очередь, постоянно совершенствовать антимонопольное законодательство, что, собственно говоря, они и делают: в 2009 году Федеральная Антимонопольная служба ввела новый закон о естественных монополиях. В нем регламентированы процедуры закупок товаров и услуг естественными монополиями и государственными корпорациями, а также разработаны правила недискриминационного доступа к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам, к инфраструктуре РЖД, услугам аэропортов, почты, речных и морских портов. По словам руководителя ФАС, закон «О естественных монополиях» 1995 года - «это тормоз, мешающий применению закона о конкуренции в отношении естественных монополий. Если бы его можно было поменять, то естественные монополии не уходили бы от ответственности». Также, с помощью антимонопольной службы, были изменены некоторые законы, например, Федеральный закон «О защите конкуренции», или изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Теперь обратим внимание на теорию и практику антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий. Государственная политика в отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления. Первое из них состоит в совершенствовании государственного ценового регулирования продукции и услуг естественных монополий, которое основывается на следующих принципах:

·рационализация издержек производства и обращения

·поэтапное уменьшение перекрестного субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентам потребителей (недискриминационное ценовое регулирование)

·сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов

·дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузки производственных мощностей.

Второе направление государственной политики состоит в проведении реструктуризации субъектов естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности. Здесь необходимо предусмотреть меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе инвестиционной. Задача состоит в недопущении необоснованного увеличения издержек, цен (тарифов) на продукцию и услуги, производимые (реализуемые) в режиме естественно-монопольного состояния рынка.

В настоящее время остаются неурегулированными в законодательном порядке две весьма важные сферы:

.деятельность субъектов локальных естественных монополий

.ценообразование в высококонцентрированных отраслях.

Что касается локальных естественных монополий, то они как состояние рынка характерны, прежде всего, для системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжения, канализация и др.). В то же время следует иметь в виду, что подавляющее большинство из них находится в ведении органов местного самоуправления, поэтому в федеральном законодательстве могут быть сформулированы только общие (единые) принципы ценового регулирования. Непосредственная работа по ценовому регулированию должна осуществляться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных органов[12].

2.2 Опыт антимонопольного регулирования западных стран

Заключение

Список литературы

Предприятия, являющиеся единственными производителями определенных видов продукции в России, должны быть зарегистрированы.Перейдем теперь к анализу антимонопольной политики Российской Федерации. Высокий уровень монополизации и ее крайне негативное влияние на экономику делают необходимым проведение антимонопольной политики в нашей стране. Более того, России нужна демонополизация, то есть резкое сокращение числа секторов экономики, в которых установлена монополия.

Еще в 90-ые считали, что монополии можно «победить», используя три принципиальных возможности понижения степени монополизации:

  • прямое разделение монопольных структур;
  • иностранная конкуренция;
  • создание новых предприятий.

Возможности первого пути в российской экономике реальны, но очень ограничены. Один и тот же завод нельзя разделить на несколько частей, и практически нет случая монопольного производителя, состоящего из нескольких заводов одного профиля. Однако на уровне надфирменных структур - бывших министерств, региональных органов власти - эта работа уже частично проделана и может быть продолжена частично, что снижает степень монополизации.Дело в том, что одним из специфических аспектов российских монополий является диктатура ведомств и государственных органов, которые продолжают активно участвовать в деятельности компаний нашего времени. У них нет юридических прав, компании являются частными компаниями. Но власти имеют реальный вес. Например, они могут помешать третьей отрасли войти через инструкции и указания.

Второй путь - иностранная конкуренция - был, вероятно, самым действенным и действенным ударом для национальной монополии.

Теоретически, иностранная конкуренция должна помочь обновить ассортимент и улучшить качество российской продукции, насытить рынки и усилить конкуренцию.Однако на практике часто происходило быстрое изгнание с внутреннего рынка товаров, в основном товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, что сопровождалось значительным сокращением производство.Конечно, открытие российского рынка для иностранных компаний, в том числе транснациональных, привело к возобновлению конкуренции. В то же время значительная часть продукции российских компаний оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем рынке[10].

В условиях кризиса, неплатежей, нехватки финансовых ресурсов и неразвитости механизмов государственной поддержки во многих сегментах рынка (как в секторе, так и в региональном контексте) отечественные производители потерял свою позицию. Зависимость российской экономики от поставок определенных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но и усиливается. Как показывает антимонопольная практика, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме поглощений российских компаний напрямую направлено на то, чтобы в конечном итоге вывести эти фирмы с рынка.


Очевидно, что использование такого мощного агента должно быть очень осторожным. Без сомнения, импортируемые товары должны присутствовать на российском рынке и представлять реальную угрозу для наших монополистов, но не должны становиться причиной массовой ликвидации отечественных фирм.Третий путь - создание новых компаний, конкурирующих с монополиями - предпочтительнее во всех отношениях. Это устраняет монополию, не разрушая монополиста как бизнес. Кроме того, новые фирмы продолжают наращивать производство и новые рабочие места.

Проблема в том, что в сложившейся ситуации из-за глобального экономического кризиса немногие российские и иностранные компании в России готовы инвестировать в создание новых компаний. Тем не менее, правительство может добиться некоторого прогресса в этом отношении даже в период кризиса благодаря наиболее перспективным инвестиционным проектам. Не случайно, что, несмотря на ужасающую серьезность финансовых проблем в центральном бюджете, в конце 1990-х годов был создан так называемый бюджет развития, на который выделяются средства для поддержки инвестиций. ,Все эти лекарства для российской экономики, несомненно, действовали и будут продолжать действовать, но монополисты не остаются неподвижными. Они находят новые лазейки в законе или другие способы получить максимально возможную прибыль. Как отмечалось выше, в отличие от системы антимонопольной политики США, в которой мнение судьи имеет первостепенное значение, российская система антимонопольного регулирования экономики основана на законе.

Поэтому, на мой взгляд, ФАС должна в первую очередь постоянно совершенствовать антимонопольное законодательство: именно так они и поступают, строго говоря: в 2009 году Федеральная антимонопольная служба приняла новый закон о естественных монополиях. Он регулирует порядок закупки товаров и услуг естественными монополиями и государственными предприятиями, а также устанавливает правила недискриминационного доступа к нефтепроводам, трубопроводам, российской железнодорожной инфраструктуре и услугам. аэропорты, почтовые отделения, речные и морские порты.

По словам представителя ФАС, Закон о естественных монополиях 1995 года "является препятствием для применения закона о конкуренции к естественным монополиям. Если бы это можно было изменить, естественные монополии не избежали бы ответственности. Кроме того, с помощью Антимонопольной службы были внесены изменения в некоторые законы, такие как Федеральный закон о защите конкуренции или поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.


Теперь обратим внимание на теорию и практику антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий. Государственная политика в отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления. Первое из них состоит в совершенствовании государственного ценового регулирования продукции и услуг естественных монополий, которое основывается на следующих принципах:

 рационализация издержек производства и обращения

 поэтапное уменьшение перекрестного субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентам потребителей (недискриминационное ценовое регулирование)

 сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов

 дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузки производственных мощностей.

Второе направление государственной политики - реструктуризация субъектов естественных монополий путем отделения естественных и потенциально конкурентных монополистических сфер деятельности. Здесь необходимо принять меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности естественных монополий, в том числе инвестиций.

Это должно предотвратить необоснованное увеличение затрат, цен (тарифов) на товары и услуги, произведенные (проданные) в состоянии естественной монополии на рынке.В настоящее время две очень важные области остаются нерешенными по закону:, деятельность местных естественных монополий, ценообразование в высококонцентрированных отраслях.Что касается местных естественных монополий, то они представляют собой рыночные условия, характерные для жилищной системы и коллективных услуг (водоснабжение, канализация и т. д.). В то же время следует учитывать, что подавляющее большинство из них входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Поэтому в федеральном законодательстве могут быть сформулированы только (унифицированные) общие принципы регулирования цен. Непосредственная работа по регулированию цен должна проводиться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных органов.В настоящее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является основным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за регулирование монополий в российской экономике.


ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Если заглянуть в историю развития антимонопольной политики России, то можно узнать, что первая попытка создания антимонопольного законодательства предпринималась еще в 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Спустя многие десятилетия, юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в 1990 году, когда был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Затем, в 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.


В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

ФАС России в установленной сфере деятельности разрабатывает и принимает нормативные акты. Это касается в первую очередь порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг, управления ценными бумагами, рынка страховых услуг, положения негосударственных пенсионных фондов, а также форм уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, правил рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства[11].

Основой антимонопольного законодательства принято считать Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также недопущения, ограничения и устранения недобросовестной конкуренции федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Центральным Банком России и т.п.

В контексте реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:Обеспечить единство экономического пространства на территории Российской Федерации.Обеспечить «прозрачность» процессов, связанных с созданием, слиянием и консолидацией коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных фондов и нематериальных активов, а также Право определять условия деятельности доминирующих фирм на рынке.Снизить барьеры для выхода на товарные рынки.Создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на участие представителей государственных органов в коммерческой деятельности, в том числе путем использования государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве инструментов объединения экономических и социальных полномочий. полномочия властей.Активизация работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.Достижение целей достигается путем применения методов, установленных в мировой практике, основными из которых являются:· Ограничительные меры· Контроль роста экономической концентрации· Запрещение недобросовестной конкуренции· Запрет на действия властей и руководства, которые могут повлиять на конкуренцию· Использование государственного реестраАнтимонопольный орган применяет ограничительные меры к коммерческим организациям, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, действия властей и руководства, которые могут препятствовать развитию конкуренции.