Файл: Основные понятия и правовая база проведения инвентаризации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Понятие, виды инвентаризации и ее место в бухгалтерском учете
1.2. Нормативно-правовое регулирование инвентаризации
Основные этапы проведения инвентаризации
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»
2.2. Результаты инвентаризации и их отражение в учете ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»
2.3. Предложение по совершенствованию порядка проведения инвентаризации в ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»
- организуется контроль за соблюдением требований в деятельности материально-ответственных лиц по сохранности ресурсов (правил составления, оформления и представления первичных учетных документов, правил приемки, хранения и отпуска ценностей и др.);
- упорядочивается складское хозяйство (проверяется состояние складских помещений, порядок хранения ценностей, качество весоизмерительного хозяйства и др.);
- устанавливаются качественные характеристики материальных ресурсов: выявляются залежалые и неиспользуемые ценности, имущество, полностью или частично потерявшее первоначальные свойства, неходовые и не пользующиеся спросом готовые изделия и др. На основе полученной информации принимаются меры по их переоценке, продаже или использованию для других нужд;
- выявляются непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению основные средства;
- проверяется соблюдение правил содержания и эксплуатации основных средств [23, с. 277].
С помощью инвентаризации также обеспечиваются такие функции бухгалтерского учета как контрольная и функция обеспечение сохранности имущества. Изучив понятие инвентаризации, и определив ее роль в бухгалтерском учете, перейдем к обобщению нормативного регулирования.
1.2. Нормативно-правовое регулирование инвентаризации
Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) в России формируется пяти уровневая система нормативного регулирования. Система нормативного регулирования инвентаризации представлена в табл. 3.
Таблица 1 – Нормативное регулирование инвентаризации
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
||
I уровень – законодательный |
Федеральные законы, кодексы, указы, постановления |
Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ |
||
II уровень – нормативный федеральный |
Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету |
Центральный банк РФ Министерство финансов РФ, |
||
III уровень – нормативный отраслевой |
Отраслевые стандарты |
Отраслевые министерства и ведомства РФ |
||
IV уровень методологический |
Рекомендации в области бухгалтерского учета |
Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы |
||
V уровень – организационный |
Стандарты экономического субъекта (учетная политика, организационно – распорядительные документы и т.п.) |
Экономические субъекты |
Рассмотрим каждый уровень подробно. Основным документом первого уровня является ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – ФЗ № 402-ФЗ), который регламентирует создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета и устанавливает единые требования к проведению инвентаризации и учета его результатов. Согласно ст. 11 «активы и обязательства подлежат инвентаризации, в результате которой выявляется фактическое наличие инвентаризуемых объектов, путем сопоставления с данными регистров бухгалтерского учета. Выявленные при инвентаризации расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация».
ГК РФ (далее – ГК РФ) в ст. 561 прописывает обязательное проведение инвентаризации при заключении договора купли-продажи организации, поскольку состав и стоимость продаваемого экономического субъекта определяются в договоре продажи на основе полной инвентаризации, проводимой в соответствии с установленными правилами. Акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав экономического субъекта, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований должны быть составлены и рассмотрены сторонами до подписания договора продажи и впоследствии приложены к договору. Таким образом, акт инвентаризации выступает обязательным приложением к договору купли-продажи организации.
Также п. 1 ст. 901 ГК РФ определена ответственность и необходимость инвентаризации товара находящегося на ответственном хранении.
Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) регламентирует порядок признания результатов инвентаризации в налоговом учете. В соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ, выявленные в ходе инвентаризации излишки, относятся к внереализационным доходам. П. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ выявленную в ходе инвентаризации недостачу отражают как внереализационные расходы, но только в случае отсутствия в недостаче виновных лиц или если виновники убытков в хищении не установлены. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Согласно п. 7 ст. 254 НК РФ потери от недостачи или порчи материально-производственных запасов при их хранении и транспортировке в пределах норм естественной убыли в целях налогообложения приравниваются к материальным расходам.
Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) определяет в гл. 38 процедуру отнесения недостачи на материально ответственное лицо, размер удержаний сумм недостач, порядок взыскания ущерба и случаи полной материальной ответственности. На основании ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Ст. 243 ТК РФ установлены случаи, когда на работника возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного им ущерба. В частности это возможно:
– когда в соответствии с ТК РФ или иными ФЗ на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
– в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
– при причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
– при причинении ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
– при причинении ущерба в результате административного проступка если таковой установлен соответствующим государственным органом;
– в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
– если ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей [2, с. 260].
Определение ущерба, причиненного организации, осуществляется на основании ст. 246 ТК РФ. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Размер ущерба не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
Взыскание ущерба с работника, согласно ст. 248 ТК РФ, может проводиться по распоряжению руководителя или на основании решения суда. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба не должно превышать среднего месячного заработка.
По соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случаи работник предоставляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
Взыскание в судебном порядке осуществляется в случаях:
- Если месячный срок, в течение которого работодатель должен был отдать распоряжение о взыскании причиненного ущерба, истек.
- Работник не согласен, добровольно возместить причиненный работодателю ущерб.
- Сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок.
- В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб.
Ко 2 – му уровню относятся федеральные стандарты. На сегодняшний день новые федеральные стандарты, регулирующие вопросы проведения инвентаризации, еще не появились, их роль выполняют Положения по бухгалтерскому учету. Рассмотрим те из них, которые в той или иной степени регулируют проведение инвентаризации.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ утверждено приказом Минфина (далее – Положение № 34н) прописывает порядок организации, проведения инвентаризации и процедуру отражения ее результатов экономическими субъектами, независимо от их организационно-правовой формы, в бухгалтерском учете. Согласно п. 27 обязательная инвентаризация проводится в случаях, представленных на рис. 3.
при реорганизации или ликвидации организации;
при смене материально ответственных лиц;
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
Проведение инвентаризации обязательно:
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Рисунок 3 – Случаи проведения обязательной инвентаризации
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) утверждено приказом Минфина РФ устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). При этом необходимо утвердить:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- способы оценки активов и обязательств;
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утверждено приказом Минфина России прописывает не допустить отражения в отчетности нереальных сумм. Для подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена обязательная проверка фактического наличия активов, величины капитала, реальности обязательств, обоснованности созданных резервов, а в конечном итоге правильность оценке каждой строки отчетной формы.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждено приказом Минфина России регламентирует излишки, выявленные при проведении инвентаризации относить на прочие доходы в момент их образования (выявления). И прописывает относить к доходам от прочих видов деятельности.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина России устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах, коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами, по законодательству Российской Федерации, возникших в результате инвентаризации. Недостачу при отсутствии виновного лица необходимо отражать на счетах финансовых результатах, как прочие расходы.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утверждено приказом Минфина РФ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Согласно п. 25 материально-производственные запасы (далее – МПЗ), которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей по результатам проведенной инвентаризации.