Файл: Основные понятия и правовая база проведения инвентаризации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 448
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Понятие, виды инвентаризации и ее место в бухгалтерском учете
1.2. Нормативно-правовое регулирование инвентаризации
Основные этапы проведения инвентаризации
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»
2.2. Результаты инвентаризации и их отражение в учете ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»
2.3. Предложение по совершенствованию порядка проведения инвентаризации в ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»
При проведении инвентаризации проверили правильность формирования первоначальной стоимости финансовых вложений.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций подтверждены документально. Проверены учредительные договоры, акты приема-передачи, инвестиционные сертификаты.
При предоставлении организацией займов другим организациям, инвентаризационной комиссии проверили договоры займа, платежные документы. В результате проведенной инвентаризации финансовых вложений не обнаружено расхождений фактического наличия с учетными данными.
В ходе инвентаризации проверили сч. 50 «Касса»», сч. 51 «Расчетные счета». Для отражения результатов инвентаризации применяется «Акт инвентаризации наличных денежных средств». Акт составляется в двух экземплярах. Материально ответственное лицо перед проведением инвентаризации дало расписку о сдаче приходных и расходных документов в бухгалтерию, а денежные средства поступившие под его ответственность оприходованы и списаны. Расписка включена в акт.
При инвентаризации проверялось наличие и правильность оформления кассовых документов:
- приходных кассовых ордеров;
- расходных кассовых ордеров;
- кассовых книг;
- требований к контрольно-кассовой технике;
- справки отчета кассира – операциониста.
Инвентаризационная комиссия проверила фактическое наличие денежных средств, путем полного полистного пересчета всех денежных знаков и металлических монет. Остаток денежной наличности в кассе был сверен с данными учета по кассовой книге. Расхождения не обнаружено (Прил. Ж)
При проверке фактического наличия денежных документов проверены суммы, данных справки – отчета кассира – операциониста с данными кассовой книги, подлинность каждого документа и правильность его оформления.
ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ» использует контрольно – кассовую технику (далее – ККТ), поэтому членами инвентаризационной комиссии осматривалась техника, сверялись суммы выручки по данным ККТ с кассовой книгой. В акте была оформлена расписка кассира – операциониста подтверждающая наличия (отсутствия) в денежном ящике ККТ личных денег, для подтверждения данных приходных кассовых ордеров о сданной выручке, сведениях о показаниях счетчиков ККТ и сумме выручки. При этом основное внимание при проведении проверки уделялось проверке полноты учета выручки денежных средств. Такая проверка проводилась методом сравнения суммы наличных денег в денежном ящике ККТ с суммами, отраженными:
- в контрольной ленте ККТ;
- в фискальном отчете;
- в журнале кассира – операциониста.
Записи в журнале кассира – операциониста сверелись с приходными кассовыми ордерами, с данными кассовой книги, а также книги учета доходов и расходов и с кассовыми отчетами.
В ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ» по данным бухгалтерского учета отсутствует наличие бланков ценных бумаг и бланков строгой отчетности, нет фактического их наличия.
Денежные документы организации на момент проверки так же отсутствовали как фактически, так и в учетных регистрах. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных (текущих), счетах, производилась путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Инвентаризация денежных средств в пути не производилась, так как на момент инвентаризации они отсутствовали. Целью проведения инвентаризации расчетов является проверка обоснованности сумм, числящихся в бухгалтерском учете на счетах учета расчетов. Инвентаризация расчетов заключается в проверке сумм, числящихся на сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»; сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»; сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Инвентаризационной комиссии путем документальной проверки было установлено:
- правильность расчетов с банками, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями;
- правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Для инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами бухгалтером в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета составлена «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» которая является приложением к «Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами».
В справке указываются: наименование дебитора или кредитора, его адрес и телефон, причина и дата возникновения задолженности, сумма задолженности, наименование, дата и номер документа, на основании которого задолженность была отражена в бухгалтерском учете.
В ходе инвентаризации расчетов проверялись документы по каждому дебитору и кредитору (по каждому покупателю, заказчику, поставщику, подрядчику), по каждому договору, по каждому работнику, подотчетному лицу, по каждому налогу и бюджету, в который он уплачивается, по каждому учредителю и т.д.
Для проверки обоснованности сумм, числящихся на счетах, организации проведены сверки взаимных расчетов со всеми контрагентами, которые оформляются актами. Акты сверки составлялись отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В них указывались дата и номер документов на оказанную услугу ее стоимость, а также сумма оплаты и реквизиты платежных документов. Один экземпляр акта остался в бухгалтерии организации, второй направлен в организацию, с которой проводится сверка. Контрагенты, проверив все содержащиеся в акте данные и возвратили его внеся при необходимости собственные изменения.
На счетах расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами и кредиторами после инвентаризации остались исключительно согласованные суммы.
При инвентаризации кредитов и займов комиссия проверила:
- наличие и содержание соответствующих договоров;
- своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращенных кредитов;
- их целевое использование;
- правильность отражения в учете процентов за пользование заемными средствами.
На конец отчетного года непогашенные кредиты и займы отражены в балансе с учетом начисленных процентов.
В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами сверялись данные бухгалтерского учета с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет. Реальность данных бухгалтерского учета о состоянии расчетов подтверждена Актами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности суммы по расчетам с бюджетом согласованы и тождественны. В бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по расчетам в бюджет и внебюджетные фонды нет. При инвентаризации расчетов с работниками проверялись правильность отражения задолженности перед работниками. В частности, не числятся ли на этом счете не выплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов.
Для инвентаризации расчетов с подотчетными лицами анализировались данные авансовых отчетов работников. По этим документам проверялось соответствие выданных и возвращенных средств данным бухгалтерского учета, а также устанавливалось целевое использование израсходованных сумм. Кроме того, проверялось наличие оправдательных документов.
Для оформления результатов инвентаризации инвентаризационной комиссией применялся «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». В акте указывается: наименование дебитора или кредитора, номер счета, на котором числится задолженность, общая сумма задолженности. Акт составляется в двух экземплярах, один акт передается в бухгалтерию, второй остается у инвентаризационной комиссии.
2.3. Предложение по совершенствованию порядка проведения инвентаризации в ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ»
В процессе работы организация приобретает различное имущество, рассчитывается с поставщиками и покупателями, выдает и получает займы и кредиты. Все эти сведения отражаются на счетах бухгалтерского учета, формируя финансово-экономические показатели деятельности организации.
Достоверность этих показателей не вызывает сомнение в том случае, если они подтверждаются фактическим наличием имущества и обязательств. Одной из задач бухгалтерского учета является обеспечение сохранности имущества, что возможно при применении метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Она является одним из механизмов контроля за сохранностью имущества организации. Целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, сопоставление полученных результатов с данными бухгалтерского учета, а в случае недостачи, излишков или порчи материальных ресурсов определение виновных лиц. Если при пересчете попадаются бракованные материальные ресурсы, необходимо сформировать обоснованные заключения и подготовить документы для их уценки и списания. Инвентаризация позволяет вскрывать недостатки в работе организации и принимать меры по их устранению, что играет огромную роль в сохранении собственности, особенно в условиях рыночных отношений. Помимо этого, инвентаризация дает возможность проанализировать причины возникновения несоответствия фактического наличия имуществ учетным данным, принять меры для недопущения расхождений в дальнейшем, а также своевременно, за свой счет или за счет виновных сотрудников, возместить собственнику потери.
Высокое качество проведения инвентаризации обеспечивается за счёт:
- соблюдения сроков и внезапности проверок;
- точного пересчёта фактического наличия ценностей;
- правильного оформление инвентаризационных описей;
- своевременной и правильной подготовки данных бухгалтерского учёта и выведения результатов.
Низкое качество инвентаризационной работы возможно при:
- несоблюдение принципа внезапности;
- нарушение количественного и качественного подбора состава инвентаризационных комиссий;
- неправильном составление инвентаризационных описей;
- нарушение сроков выявления результатов инвентаризаций.
Улучшению качества проводимых инвентаризаций и повышению отчетности членов инвентаризационной комиссии способствуют контрольные проверки проведённых инвентаризаций. Поэтому необходимо проверять выполнение планов контрольных проверок, их результаты, какие применялись меры к лицам, проводившим инвентаризацию на низком уровне.
В связи с этим необходимо осуществлять контроль за инвентаризациями по следующим направлениям:
- наличие разработанных и утверждённых планов проведения контрольных проверок;
- полнота охвата объектов и своевременность инвентаризаций;
- правомочность и компетентность комиссий;
- качество инвентаризационного процесса;
- достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей;
- своевременность и правильность отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учёта и в учётных регистрах.
Бухгалтерской службе необходимо в короткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации, что является одним из ответственных моментов бухгалтерской обработки материалов инвентаризации.
В ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ» при проведении инвентаризации соблюдается стандартная процедура, состоящая из пяти этапов:
1. Создание инвентаризационной комиссии.
2. Подготовительные мероприятия.
3. Натуральная (вещественная) проверка.
4. Сравнительно аналитические процедуры.
5. Заключительные мероприятия по оформлению результатов.
С целью более полного контроля за состоянием инвентаризационной работы целесообразно проводить анализ ее эффективности. При этом необходимо учитывать возможные упущения в работе по проведению инвентаризации.
Одним из недостатков инвентаризаций в ООО «ЭКСПЕРТ - АУДИТ» является то, что инвентаризационные комиссии действуют как временный орган, при этом проверяющие плохо ознакомлены с нормативными актами по бухгалтерскому учету и слабо знают свои обязанности и ответственность, так как на качество, оперативность и экономичность проведения инвентаризации значительно влияет количественный и качественный состав инвентаризационных комиссий.