Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов. На примере реально существующей организации в гостиничном или ресторанном бизнесе.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Система управления персоналом
1.2. Место и роль управления персоналом в организации
1.3. Особенности управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса
2.1 Система управления персоналом в отеле «Центральная гостиница»
2. Конкуренция, основанная на честности и справедливости;
3. Гармоничное сочетание принципа единоначалия с принципами привлечения и участия в управлении представителей коллектива работников.
Конечной целью управления является достижение прибыли гостиничного предприятия путем рациональной организации процессов обслуживания, включая управление производством гостиничных услуг и развитием технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого сотрудника гостиничного предприятия.
Анализируя литературу по теме исследования, можно заключить вывод о том, что цель у гостиницы весьма специфична и представляет собой уровень тех достижений, выполнение которых может быть осуществлено гостиничным предприятием. Для реализации поставленных целей управление гостиницей формулирует основные стратегические, оперативные задачи и тактические.
Следующая задача включает в себя выработку стратегии для достижения целей, поставленных в каждой области деятельности организации на определенном управленческом уровне.
Планирование деятельности гостиничных предприятий слагается из двух частей - стратегического планирования и текущего планирования. Стратегическое планирование служит первоосновой для планирования в рамках гостиничного предприятия. Это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, шансами в сфере маркетинга и потенциальными возможностями.
Функциональное предназначение стратегического планирования:
1) нацеливает предприятия на долгосрочную перспективу, эффективное функционирование;
2) обеспечивает приспособление предприятия к имеющей тенденции постоянно изменяющейся окружающей маркетинговой среде;
3) устанавливает каждому подразделению предприятия четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании;
4) стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений;
5) заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, а также возможности и угрозы в окружающей маркетинговой среде;
6) определяет альтернативные действия, либо комбинации действий, которые может предпринять предприятие;
7) создает основу для распределения ресурсов;
8) задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования ценовой политики;
9) демонстрирует важность процедур оценки деятельности.
Цель стратегического планирования деятельности гостиничного предприятия ― помочь ей выбрать линию своей деловой активности и организовать ее так, чтобы предприятие оставалось жизнеспособным и гибким. Вне зависимости от случающихся неожиданных форс-мажорах в некоторых ее сферах бизнеса или производственных участках.
Стратегическое планирование отдельного гостиничного предприятия включает в себя восемь шагов.
1. Определение миссии предприятия.
2. Анализ внешней среды: ее возможностей и опасностей.
3. Анализ факторов внутренней среды: преимуществ и недостатков.
4. Формирование целей для предприятия.
Цели предприятия должны отвечать следующим требованиям:
а) быть представленными в виде иерархической системы, начиная с самой важной и заканчивая наименее важной;
б) содержать количественные показатели запланированного роста и указывать конкретные цифры и сроки реализации;
в) быть реалистичными, вытекая из анализа бизнеса, его возможностей и конкурентных преимуществ, а не из лучших намерений руководства;
г) быть последовательными, обеспечивая, долговременный рост доли на рынке, и постоянное повышение доходов гостиничного предприятия.
5. Формулирование стратегии. Цели указывают границы, которых предприятие стремиться достичь; стратегии — это способы их достижения. Каждое предприятие разрабатывает свои стратегии для решения поставленных задач.
6. Формулирование программы мероприятий по усовершенствованию системы управления.
7. Непосредственная реализация мероприятий программы.
8. Оценка экономического и других видов положительных эффектов.
8. Контроль и обратная связь[9].
Разработанная стратегия отеля должна быть превращена в конкретные действия, а затем и в последующие результаты. После выбора основополагающей общей стратегии необходимо ее реализовать, объединив вместе с другими организационными функциями. Основными компонентами связи стратегии с действиями по ее реализации являются тактика, политика, процедуры и, конечно же, правила.
1.2. Место и роль управления персоналом в организации
Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, обеспечивать свою жизнеспособность и устойчиво развиваться[10]. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые задачи и установки, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия всех ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг, контролирование ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.
На сегодняшний день абсолютное большинство современных руководителей гостиничных предприятий, связывают свои или чужие успехи с определенной моделью управления.
Модель — это представление процесса, в котором участвуют, как объект моделирования (оригинал), так и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет). Таким же образом обстоят дела при моделировании и управленческих систем. В прямой зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели могут существенно отличаться друг от друга, в большей или меньшей степени соответствовать своему оригиналу и отражать мировоззрение автора. Какая модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим решением системы управления и то, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.
Управление предназначено обеспечивать в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы, происходящие на предприятии. Так как, управление – это и есть процесс, а система управления — механизм, обеспечивающий эффективность этого процесса. Отсюда и следует, что под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, каково ее воздействие на объект управления, как она адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемое предприятие могло добиваться поставленных целей, а так же устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она заключает в себе базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контролирование ситуации, движущие силы развития и мотивационную политику.
Мировой опыт практического менеджмента дал большое количество моделей, из которых руководитель и его управленческая команда могут выбрать наиболее подходящую:
- Во-первых, модель можно взять уже готовой, так есть из чего выбрать;
- Во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» состоящей из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления;
- В-третьих, выбрать ту базовую модель управления, которая способна в максимальной мере отвечать предъявленным к ней требованиям;
- В-четвертых, создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новые образцы, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать преобладающим в обозримом будущем.
Задача описать модели управления гостиничным предприятием во всей полноте и широте представляется крайне сложной. Поэтому по теме работы необходимо исследование моделей ограниченного ракурса.
Структура модели предприятия как объекта управления
Любая модель предприятия должна полно отображать собой:
— организационную структуру управления, что означает выделение функциональных подсистем предприятия и установление связей между ними[11];
— механизм управления, к которому относятся: цели, критерии, методы управления, ресурсы.
Организационная структура
Организационную структуру предприятия удобно описывать организационной моделью, демонстрирующей состав функциональных подразделений предприятия и как следствие их связи, подчинения и взаимодействия между собой.
Специалисты выделяют следующие типы организационных структур предприятия характерных для индустрии гостеприимства:
— линейная;
— функциональная;
— линейно-функциональная.
Линейная организационная структура (рис 1.) представляет собой, вертикальные связи подчинения различных подразделений предприятия. Выделяется руководители предприятия его заместитель и штат сотрудников, ему подчиняющихся. Подобный тип организационной структуры целесообразно применять при небольшом штате предприятия и стабильной внутренней и внешней среде. Линейная структура проста и может быть достаточной эффективной, при условии, если число рассматриваемых вопросов невелико и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
Руководитель организации
Заместитель организации
Исполнители
Рис.1. Линейная организационная структура
При функциональной организационной структуре (рис.2) предприятие подразделяется на такие элементы, где каждый сотрудник решает свои задачи и выполняет свои обязанности. Характеристики и особенности того или иного подразделения соответствуют важным направлениям деятельности предприятия.
Руководитель организации
Руководитель А:
отдел планирования и финансов
Руководитель Б:
служба приема и размещения
Руководитель В:
отдел маркетинга и реклама
Исполнители
Рис.2. Функциональная организационная структура
Традиционными функциональными блоками предприятия являются отделы производства, финансов, маркетинга. На каждом предприятии для обеспечения и достижения целей имеются такие широкие области деятельности и функции.
Функциональная организационная структура, в отличие от линейной организационной структуры используется на более крупных гостиничных предприятиях.
При функциональной организационной структуре связи подчинения являются более сложными; так, нижестоящее подразделение подчиняется сразу нескольким вышестоящим в рамках ведущих ими вопросов. При такой структуре могут возникать ситуации, когда подчиненные подразделения не знают, как согласовать полученные указания, и в какой поочередности их выполнять. Именно поэтому в чистом виде функциональная организационная структура используется достаточно редко. В практике чаще применяется структура смешанного типа — линейно-функциональная (рис.3).
Юридическая служба
Генеральный директор
Сектор маркетинговых исследований
Директор по административным службам
Директор по размещению и номерному фонду
Директор по питанию
Подразделение
Подразделение
Подразделение
Подразделение
Подразделение
Подразделение
Рис. 3 Линейно-функциональная структура управления гостиницей.
В основе данной организационной структуры положен принцип двух предыдущих типов, что позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При такой структуре назначение функциональных служб — подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных служб напрямую зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее предприятие и сложнее его управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В связи с этим остро стоит вопрос координирования деятельности функциональных служб. Рассмотренные организационные структуры являются базовыми и могут быть уточнены непосредственно к конкретному объекту управления.
Таким образом, организационная структура гостиничного предприятия определяется его назначением, вместительностью номерного фонда, спецификой гостей и рядом других факторов. К примерам линейно-функциональной структуры управления можно отнести структуры крупных отелей, больниц, банков и вузов.
Преимущества и недостатки различных структур управления отражены в табл. 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки различных структур управления
Структура |
Преимущества |
Недостаток |
Линейная |
Единство и четкость распорядительства Личная подотчетность одному лицу Ответственность каждого за выполнение задания (дисциплина) Стимулирование развития компетентности |
Увеличение времени прохождения информации Выполнение исполнителями помимо своих основных обязанностей «штабной» работы по учету и контролю |
Функциональная |
Уменьшение времени прохождения информации Специализация деятельности руководителей Высшее руководство меньше загружено, сем при линейной структуре |
Возможность получения противоречивых указаний Сложность разделения взаимосвязанных функций Сложность контроля Недостаточная гибкость управления |
Линейно-функциональная |
Расширение возможности принятия компетентных решений Сокращение времени на решение технологических вопросов производства |
Трудности при регулировании отношений и функциональных руководителей |