Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы контроллинга, его сущность и задачи
1.2 Функции и инструменты контроллинга
Глава 2 Анализ системы контроллинга в «Тинькофф Банке»
2.1 Краткая характеристика деятельности банка
2.2 Анализ системы контроллинга в АО «Тинькофф Банк»
2.3 Рекомендации по улучшению системы контроллинга в АО «Тинькофф Банк»
Принципиальным отличием контроллинга является направленность на будущее (стратегическое планирование), без чего невозможно продолжительное существование крупной фирмы в современной рыночной среде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что становление контроллинга и повышение его роли в управлении организации происходило за счет следующих основных аспектов:
− рост численности населения. Рост населения способствовал увеличению объемов производства, что требовало со стороны государства организовать систему управления, способную более эффективнее распределять продукты производства и производить разделение труда;
− стремительный рост экономики. С развитием экономики и увеличением числа и размера предприятий, возникла необходимость в решении финансово-экономических задач и осознанию роли производственного учета, капиталы стали расти, следовательно их нужно использовать, а это в свою очередь дало толчок для создания органов, способных управлять финансовыми вложениями и основным капиталом;
− индустриализация экономики. Переход от ручного труда к машинному. Развитие новых технологий и их стремительное их использование, за счет чего произошло увеличение роста производства и доходов населения. В результате образовывается мировой рынок продукции и услуг всех видов, что стимулирует вложения и последующий экономический рост, откуда встал вопрос об эффективности и устойчивости работы предприятий, необходимости повышения конкурентоспособности, за счет улучшения цены и качества товара и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.
В деятельности крупных организаций как государственных, так и частных корпораций в России необходимо более интенсивно использовать контроллинг. Возрастающая конкуренция, увеличение требований к качеству товаров и услуг, инновационные внедрения, все это требует стратегии и планирования деятельности соответствующих субъектов, а соответственно применения контроллинга.
1.2 Функции и инструменты контроллинга
Основная функция проект-контроллинга заключается в консультировании руководства при выработке решений относительно дальнейшего хода реализации фаз проекта, опираясь на информационно-аналитическую и методическую поддержку процессов планирования, учета, контроля и анализа параметров проекта (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2 -Функции и задачи контроллинга в процессе управления[8]
Функции |
Основные задачи контроллинга |
Учет |
- сбор и обработка информации; - разработка и ведение системы внутреннего учета при разработке проекта; - унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений. |
Планирование |
-информационная поддержка при разработке планов по внедрению и разработке проектов; - формирование и совершенствование системы планирования при внедрение системы проект- контроллинга; - выявление потребности в информации и времени для планирования проекта; - координация процесса обмена информацией; - координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию при реализации проекта; - проверка предлагаемых планов на полноту; -составление сводного плана предприятия для реализации проектов. |
Стимулирование |
Стимулирование при разработке проекта |
Контроль и регулирование |
Учет и контроль затрат и результатов по подразделениям |
Информационно-аналитическое регулирование |
-определение показателей и величин, контролируемых по содержанию и времени во внедрение проекта; -сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки уровня достижения цели; -определение допустимых границ отклонений по проекту; -анализ отклонений, интерпретация причин отклонений факта от плана и выработка предложений для уменьшения отклонений |
Окончание табл. 1.2
Специализированные функции |
- сбор наиболее значимых для принятия решений данных в системе управления проектами; - консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений; - разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений; - обеспечение экономичности функционирования информационной системы при управлении проектом |
Установлено, что на объем реализуемых в организации функций контроллинга влияют следующие факторы:[9]
− экономическое состояние предприятия;
− понимание владельца и руководства организации необходимости внедрения контроллинга;
− величина организации;
− уровень диверсификации производства;
− уровень развития конкуренции.
Можно выделить следующие инструменты контроллинга:[10]
– анализ баланса, результатов, прибыли и убытков;
– расчет издержек, их покрытие;
– отчетность;
– система планирования, информации, контроля;
– система показателей;
– АВС-анализ;
– расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
– анализ безубыточности;
– программы снижения и оптимизации издержек;
– планы, стратегии;
– анализ жизненного цикла;
– анализ стоимости;
– анализ рабочего времени;
– анализ эффективности;
– анализ внутренней и внешней среды;
– анализ инвестиций;
– анализ инновационной деятельности.
Можно отметить наиболее важные инструменты и принципы стратегического управления, которые используются стратегическим контроллингом:
– Методы стратегического управления затратами при разработке и выполнения проекта. Основные данные о затратах используются для того чтобы разработать обобщенную стратегию организации и обеспечения ее выполнения, направленной на достижение цели работы и устойчивого приоритет организации перед конкурентами. Управление затратами не является самоцелью, а должно обеспечивать разработку и выполнение деловой стратегии организации.
Стратегическое управление затратами представляет собой совокупность различных методов: [11]
– анализ цепочки ценностей, анализ стратегического позиционирования (предприятие может придерживаться нескольких стратегий, для того чтобы выиграть конкуренцию);
– анализ факторов, определяющих затраты на проект (масштаб, диапазон опыт, технологии, сложность, управление качеством ,мощности предприятия и т.д.).
– SWOT-анализ. Это метод стратегического планирования он используется для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Цель его проведения – оценить потенциал и окружение проекта и действовать в соответствии с ними, то есть, насколько данный проект уникален, востребован на рынке, какие его конкурентные преимущества, развитие технологии, конкуренция;
– Методы управления спросом и предложением. Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но существуют ценовые так и неценовые факторы, влияющие на возможность прогнозировать изменения в объеме производства в связи с изменением совокупного спроса на инновационные разработки. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и государство готовы купить при различных уровнях цен;
– Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого выявляется и оценивается хозяйственная деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления проектов и сокращения или прекращения инвестиций в убыточные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков.
Рассмотрим важные инструменты для оперативного контроллинга в управлении проектами: [12]
– Функционально-стоимостной анализ. Финансовая оценка текущего плана основывается на сравнении ожидаемых будущих доходов от его реализации с предполагаемыми затратами. Приоритеты методов оценки это потоки денежных средств, прогнозируемые в связи с анализируемым планом; при этом принято ограничиваться анализом только тех потоков денежных средств, которые непосредственно связаны с конкретным планом, и в которые должны быть включены как приток, так и отток денежных средств;
– Анализ безубыточности. Анализ безубыточности определяет зависимость между изменениями объема продаж и чистой прибыли. Определятся это как точкой безубыточности, которая соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль;
– АВС - анализ. АВС - анализ является одним из методов рационализации, который может использоваться во всех функциональных сферах деятельности предприятия при этом классифицировать их по значимости . ABC-анализ — это распределение ассортимента по разным параметрам. Можно распределять таким образом поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и Результат АВС анализа является соединение объектов по степени значимости на общий результат;
- Анализ рисков. Управление рисками, связанными с внедрением и продвижением нового проекта на рынок, достаточно тяжело, принимая во внимание очень высокую долю неточности. Тем не менее, анализ инновационных рисков и их систематизация дает инструменты к управлению рисками. Создано достаточно много классификаций инновационных рисков. Для инвестирования в проект имеют значение фактически лишь те риски, которые приводят к потере или снижению объемов запланированной прибыли или доходов.
Таким образом, функции контроллинга – это обозначенные перед организацией цели, которые содержат необходимые виды управленческих решений для их достижения. К ним относятся:
− поддержка процесса планирования;
− учет для целей управления;
− контроль за реализацией планов, в том числе раскрытие и анализ отклонений;
− оценка проходящих процессов и представление отчетности руководству;
− выработка рекомендаций по потенциальным решениям и оценка их введения.
Можно выделить следующие инструменты контроллинга: анализ баланса, результатов, прибыли и убытков; расчет издержек, их покрытие; отчетность; система планирования, информации, контроля; система показателей; АВС-анализ; расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности; анализ безубыточности; программы снижения и оптимизации издержек; планы, стратегии; анализ жизненного цикла; анализ стоимости; анализ рабочего времени; анализ эффективности; анализ внутренней и внешней среды; анализ инвестиций; анализ инновационной деятельности.
Глава 2 Анализ системы контроллинга в «Тинькофф Банке»
2.1 Краткая характеристика деятельности банка
Акционерное общество «Тинькофф Банк» (далее – Банк) – Банк, специализирующийся на кредитовании населения посредством выпуска и обслуживания кредитных карт. Единственным акционером Банка является компания TCS Group Holding plc. (ранее – Egidaco Investments plc.) (Кипр), конечными бенефициарами которой на конец 2015 года являются Олег Тиньков (52,1%), инвестиционные компании Vostok Nafta (4,8%), Goldman Sachs (4,5%), Baring Vostok Private Equity Fund (2,9%), Horizon Capital (2,9%), менеджмент Банка (2%), а также множество международных и российских инвесторов, владеющих глобальными депозитарными расписками, размещенными на Лондонской бирже LSE (32,3%). Банк входит в систему страхования вкладов.[13]
Банк реализует уникальную для России бизнес-модель онлайн-банка. Эта модель позволяет обслуживать клиентов удаленно, без банковских отделений. Использование инновационных технологий, продуманность и четкость всех банковских операций для клиентов – принципы работы Банка. Не будучи ограниченным географией филиальной сети, Банк может предоставлять свои услуги в любой точке России, где имеется почтовое отделение, мобильная и стационарная телефонная связь или доступ в интернет.
Основными направлениями деятельности (бизнеса) Банка являются: