Файл: Проектный контроллинг на примере АО Тинькофф банк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальным отличием контроллинга является направленность на будущее (стратегическое планирование), без чего невозможно продолжительное существование крупной фирмы в современной рыночной среде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что становление контроллинга и повышение его роли в управлении организации происходило за счет следующих основных аспектов:

− рост численности населения. Рост населения способствовал увеличению объемов производства, что требовало со стороны государства организовать систему управления, способную более эффективнее распределять продукты производства и производить разделение труда;

− стремительный рост экономики. С развитием экономики и увеличением числа и размера предприятий, возникла необходимость в решении финансово-экономических задач и осознанию роли производственного учета, капиталы стали расти, следовательно их нужно использовать, а это в свою очередь дало толчок для создания органов, способных управлять финансовыми вложениями и основным капиталом;

− индустриализация экономики. Переход от ручного труда к машинному. Развитие новых технологий и их стремительное их использование, за счет чего произошло увеличение роста производства и доходов населения. В результате образовывается мировой рынок продукции и услуг всех видов, что стимулирует вложения и последующий экономический рост, откуда встал вопрос об эффективности и устойчивости работы предприятий, необходимости повышения конкурентоспособности, за счет улучшения цены и качества товара и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

В деятельности крупных организаций как государственных, так и частных корпораций в России необходимо более интенсивно использовать контроллинг. Возрастающая конкуренция, увеличение требований к качеству товаров и услуг, инновационные внедрения, все это требует стратегии и планирования деятельности соответствующих субъектов, а соответственно применения контроллинга.

1.2 Функции и инструменты контроллинга

Основная функция проект-контроллинга заключается в консультировании руководства при выработке решений относительно дальнейшего хода реализации фаз проекта, опираясь на информационно-аналитическую и методическую поддержку процессов планирования, учета, контроля и анализа параметров проекта (см. таблицу 1.2).


Таблица 1.2 -Функции и задачи контроллинга в процессе управления[8]

Функции

Основные задачи контроллинга

Учет

- сбор и обработка информации;

- разработка и ведение системы внутреннего учета при разработке проекта;

- унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

Планирование

-информационная поддержка при разработке планов по внедрению и разработке проектов;

- формирование и совершенствование системы планирования при внедрение системы проект- контроллинга;

- выявление потребности в информации и времени для планирования проекта;

- координация процесса обмена информацией;

- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию при реализации проекта;

- проверка предлагаемых планов на полноту;

-составление сводного плана предприятия для реализации проектов.

Стимулирование

Стимулирование при разработке проекта

Контроль и регулирование

Учет и контроль затрат и результатов по подразделениям

Информационно-аналитическое регулирование

-определение показателей и величин, контролируемых по содержанию и времени во внедрение проекта;

-сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки уровня достижения цели;

-определение допустимых границ отклонений по проекту;

-анализ отклонений, интерпретация причин отклонений факта от плана и выработка предложений для уменьшения отклонений

Окончание табл. 1.2

Специализированные функции

- сбор наиболее значимых для принятия решений данных в системе управления проектами;

- консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений;

- разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений;

- обеспечение экономичности функционирования информационной системы при управлении проектом

Установлено, что на объем реализуемых в организации функций контроллинга влияют следующие факторы:[9]

− экономическое состояние предприятия;

− понимание владельца и руководства организации необходимости внедрения контроллинга;

− величина организации;

− уровень диверсификации производства;

− уровень развития конкуренции.


Можно выделить следующие инструменты контроллинга:[10]

– анализ баланса, результатов, прибыли и убытков;

– расчет издержек, их покрытие;

– отчетность;

– система планирования, информации, контроля;

– система показателей;

– АВС-анализ;

– расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;

– анализ безубыточности;

– программы снижения и оптимизации издержек;

– планы, стратегии;

– анализ жизненного цикла;

– анализ стоимости;

– анализ рабочего времени;

– анализ эффективности;

– анализ внутренней и внешней среды;

– анализ инвестиций;

– анализ инновационной деятельности.

Можно отметить наиболее важные инструменты и принципы стратегического управления, которые используются стратегическим контроллингом:

– Методы стратегического управления затратами при разработке и выполнения проекта. Основные данные о затратах используются для того чтобы разработать обобщенную стратегию организации и обеспечения ее выполнения, направленной на достижение цели работы и устойчивого приоритет организации перед конкурентами. Управление затратами не является самоцелью, а должно обеспечивать разработку и выполнение деловой стратегии организации.

Стратегическое управление затратами представляет собой совокупность различных методов: [11]

– анализ цепочки ценностей, анализ стратегического позиционирования (предприятие может придерживаться нескольких стратегий, для того чтобы выиграть конкуренцию);

– анализ факторов, определяющих затраты на проект (масштаб, диапазон опыт, технологии, сложность, управление качеством ,мощности предприятия и т.д.).

– SWOT-анализ. Это метод стратегического планирования он используется для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Цель его проведения – оценить потенциал и окружение проекта и действовать в соответствии с ними, то есть, насколько данный проект уникален, востребован на рынке, какие его конкурентные преимущества, развитие технологии, конкуренция;

– Методы управления спросом и предложением. Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но существуют ценовые так и неценовые факторы, влияющие на возможность прогнозировать изменения в объеме производства в связи с изменением совокупного спроса на инновационные разработки. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и государство готовы купить при различных уровнях цен;


– Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого выявляется и оценивается хозяйственная деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления проектов и сокращения или прекращения инвестиций в убыточные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков.

Рассмотрим важные инструменты для оперативного контроллинга в управлении проектами: [12]

– Функционально-стоимостной анализ. Финансовая оценка текущего плана основывается на сравнении ожидаемых будущих доходов от его реализации с предполагаемыми затратами. Приоритеты методов оценки это потоки денежных средств, прогнозируемые в связи с анализируемым планом; при этом принято ограничиваться анализом только тех потоков денежных средств, которые непосредственно связаны с конкретным планом, и в которые должны быть включены как приток, так и отток денежных средств;

– Анализ безубыточности. Анализ безубыточности определяет зависимость между изменениями объема продаж и чистой прибыли. Определятся это как точкой безубыточности, которая соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль;

– АВС - анализ. АВС - анализ является одним из методов рационализации, который может использоваться во всех функциональных сферах деятельности предприятия при этом классифицировать их по значимости . ABC-анализ — это распределение ассортимента по разным параметрам. Можно распределять таким образом поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и Результат АВС анализа является соединение объектов по степени значимости на общий результат;

- Анализ рисков. Управление рисками, связанными с внедрением и продвижением нового проекта на рынок, достаточно тяжело, принимая во внимание очень высокую долю неточности. Тем не менее, анализ инновационных рисков и их систематизация дает инструменты к управлению рисками. Создано достаточно много классификаций инновационных рисков. Для инвестирования в проект имеют значение фактически лишь те риски, которые приводят к потере или снижению объемов запланированной прибыли или доходов.

Таким образом, функции контроллинга – это обозначенные перед организацией цели, которые содержат необходимые виды управленческих решений для их достижения. К ним относятся:

− поддержка процесса планирования;

− учет для целей управления;


− контроль за реализацией планов, в том числе раскрытие и анализ отклонений;

− оценка проходящих процессов и представление отчетности руководству;

− выработка рекомендаций по потенциальным решениям и оценка их введения.

Можно выделить следующие инструменты контроллинга: анализ баланса, результатов, прибыли и убытков; расчет издержек, их покрытие; отчетность; система планирования, информации, контроля; система показателей; АВС-анализ; расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности; анализ безубыточности; программы снижения и оптимизации издержек; планы, стратегии; анализ жизненного цикла; анализ стоимости; анализ рабочего времени; анализ эффективности; анализ внутренней и внешней среды; анализ инвестиций; анализ инновационной деятельности.

Глава 2 Анализ системы контроллинга в «Тинькофф Банке»

2.1 Краткая характеристика деятельности банка

Акционерное общество «Тинькофф Банк» (далее – Банк) – Банк, специализирующийся на кредитовании населения посредством выпуска и обслуживания кредитных карт. Единственным акционером Банка является компания TCS Group Holding plc. (ранее – Egidaco Investments plc.) (Кипр), конечными бенефициарами которой на конец 2015 года являются Олег Тиньков (52,1%), инвестиционные компании Vostok Nafta (4,8%), Goldman Sachs (4,5%), Baring Vostok Private Equity Fund (2,9%), Horizon Capital (2,9%), менеджмент Банка (2%), а также множество международных и российских инвесторов, владеющих глобальными депозитарными расписками, размещенными на Лондонской бирже LSE (32,3%). Банк входит в систему страхования вкладов.[13]

Банк реализует уникальную для России бизнес-модель онлайн-банка. Эта модель позволяет обслуживать клиентов удаленно, без банковских отделений. Использование инновационных технологий, продуманность и четкость всех банковских операций для клиентов – принципы работы Банка. Не будучи ограниченным географией филиальной сети, Банк может предоставлять свои услуги в любой точке России, где имеется почтовое отделение, мобильная и стационарная телефонная связь или доступ в интернет.

Основными направлениями деятельности (бизнеса) Банка являются: