Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий. Анализ особенностей политики мотивации персонала малого предприятия.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты политики мотивации персонала на малых предприятиях
1.1 Понятие, сущность, особенности мотивации труда
1.2 Мотивация персонала на малых предприятиях
1.3 Методы мотивации на предприятиях малого бизнеса
Глава 2 Анализ особенностей политики мотивации персонала малого предприятия на примере ООО «Банкет»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ персонала организации
2.3 Исследование политики мотивации персонала в ООО «Банкет
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала
Все перечисленные аспекты касаются, в основном, рядового персонала. Для высококвалифицированных специалистов мотивационные особенности проявляются в таких аспектах, как: тесное деловое сотрудничество с владельцем бизнеса, что позволяет быстрее решать возникающие проблемы; результаты деятельности сотрудника видны руководителю и существует возможность своевременного поощрения; сотрудники могут участвовать в принятии управленческих решений; заработная плата может быть не ниже уровня оплаты труда на крупных предприятиях, а то и выше; малый бизнес имеет намного меньше ограничений в своей деятельности, чем крупные организации.
Стимулирование является основным фактором мотивации персонала.
Рассмотрим основные требования, предъявляемые к стимулированию персонала:
- комплексность стимулов;
- дифференцированность и гарантированность стимулирующих воздействий;
- справедливость поощрений;
- общественная гласность;
- оперативность и гибкость использования;
- обеспечение равенства возможностей;
- постепенность изменений.
1.3 Методы мотивации на предприятиях малого бизнеса
Традиционно различают материальное и нематериальное стимулирование.
Материальное стимулирование формируется на денежных выплатах. Система вознаграждений, которые используются в организации, складывается из трех элементов - основная оплата труда (базовая зарплата, постоянная часть денежного вознаграждения), дополнительная оплата (побудительные выплаты, премии, бонусы, переменная часть денежного вознаграждения) и социальные выплаты или льготы.
Базовая заработная плата является гарантированной компенсацией работнику за его труд в организации, то есть вознаграждение за исполнение должностных обязанностей на своем рабочем месте в объеме и с качеством, которые предусмотрены должностными инструкциями или корпоративными стандартами. Базовая зарплата остается постоянной в течение достаточно продолжительного промежутка времени и напрямую не зависит от текущих результатов работы сотрудника.
Бонусы или побудительные выплаты (переменная часть денежного вознаграждения) обычно связаны с вознаграждением за результативность труда работника. К ним относятся комиссионные выплаты, премии за выполнение плана, участие в прибылях. Все то, что составляет переменную часть денежного вознаграждения за труд и применяется для учета результативности работы сотрудников, связывая уровень денежного вознаграждения с общей эффективностью работы компании, подразделения или самого работника.
Социальные выплаты рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии. К данным выплатам относятся медицинская страховка, оплата отпусков, бесплатные обеды, компенсация транспортных расходов и прочие социальные выплаты, определенные законодательством или присущие только данной организации.
Система нематериальной мотивации включает совокупность внешних стимулов немонетарного характера, которые используются в организациях мало го бизнеса для поощрения эффективности труда.
К методам нематериального стимулирования можно отнести:
- обеспечение карьерного роста сотрудников (движение по карьерной лестнице «вверх», с повышением занимаемого статуса);
- гибкий график рабочего времени (проектная система работы);
- приоритет при планировании отпуска сотрудников компании;
- регулярная «горизонтальная» ротация кадров;
- упоминание имени сотрудника в реализованном им проекте;
- устная или письменная благодарность за эффективную работу;
- проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников, с награждением дипломами;
- размещение рекомендательных писем клиентов на специальном информационном стенде компании, где все сотрудники имеют возможность их видеть;
- проведение корпоративных праздников для сотрудников. Использование материальных и нематериальных стимулов направлено на повышение мотивации персонала.
Таким образом, для наиболее эффективной деятельности организаций малого бизнеса необходимо наличие благоприятных факторов внутренней и внешней среды, эффективная система мотивации, что позволит сформировать хорошо мотивированную команду единомышленников с сильным лидером - предпринимателем, заинтересованном в успехе своего дела.
Глава 2 Анализ особенностей политики мотивации персонала малого предприятия на примере ООО «Банкет»
2.1 Общая характеристика предприятия
По организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью и является ООО «Банкет». Ресторан расположено в городе Нижнем Новгороде на улице Ванеева дом 110
Преимущества ООО:
-возможность вести предпринимательскую деятельность не от собственного лица, а опосредованно, через созданное юридическое лицо
-ограниченный размер предпринимательского риска
-возможность расширения бизнеса, привлечения инвестиций
-возможность при создании общества задать степень влияния каждого из участников на решения по ключевым вопросам деятельности общества (в некоторых случаях это может обернуться недостатком)
-возможность участия ООО в других хозяйственных обществах, создания дочерних обществ, создания некоммерческих организаций
-возможность сформировать структуры управления, соответствующие размерам и специфике деятельности фирмы
-наибольшая информационная "закрытость" - не требуется публиковать какие-либо документы, относящиеся к деятельности ООО
-возможность перехода на упрощенную систему налогообложения - для ООО, являющихся субъектами малого предпринимательства
Недостатки ООО:
-при любых изменениях состава участников, величины и пропорций уставного капитала, структуры управления требуется регистрация изменений в учредительных документах
-число участников ООО не может превышать 50 человек, иначе оно должно быть преобразовано в акционерное общество
-высокая степень риска при выходе из общества одного или нескольких участников, поскольку им должна быть передана доля в имуществе общества. В некоторых случаях, особенно если большую часть имущества составляет неделимый объект, это может сделать невозможной дальнейшую деятельность
-решение стратегических вопросов деятельности собранием участников повышает риск принятия неверных решений, особенно при существенном неравенстве долей участников
Пивной ресторан Нижнего Новгорода «Sehr Gut!» объединил в одном здании два различных питейных заведения: немецкое и русское, связанных одним историческим периодом (в них антураж середины 19 века). В старинном русском трактире, расположенном на первом этаже, гостей поражает огромный семиведерный самовар, есть настоящая русская печь, в которой готовят аппетитное жаркое, томят наваристые щи в подлинных чугунках, пекут румяные пироги. Тут же проход в комнату для детворы, которая подготовлена для проведения роскошных детских празднеств. В ней ваш ребёнок может отлично провести время, пока его отец по соседству насладится ароматным пивом.
На втором этаже пивного ресторана «Зер гут!» уютно располагается немецкое питейное заведение с традиционной баварской кухней, в которой прямо в зале на очаге готовится почти половина всех горячих блюд из мяса и рыбы, знаменитые пивные колбаски, а во время вечеринок – туши на вертеле! В немецком пивном ресторане есть два изолированных зала для особых гостей с дровяными каминами, небольшой танцпол и сцена для выступлений артистов. По пятницам, субботам и праздничным дням ресторан проводит весёлые вечеринки и развлекательные шоу-программы.
Славящийся эксклюзивными сортами пива из Германии ресторан в Нижнем Новгороде «Зер гут!» на своей крыше построил целую немецкую деревеньку. В ней небольшие домики с баром, комнатка для ди-джея, столики для гостей, летняя сцена, уличный мангал и танцевальная площадка. Ресторан расположен в отдельно стоящем здании Со стороны входа для потребителей подъезд автомобилей не разрешён, удобная парковка отсутствует. Пешеходный доступ не ограничен. С противоположной стороны от здания располагается служебный вход, разгрузочная эстакада, на некотором удалении – контейнеры для мусора. Площадь хозяйственного двора полностью заасфальтирована и не ограничена в доступе для посторонних, там возможна парковка автомобилей потребителей.
Ресторан имеет два торговых зала равной площади, расположенных на разных этажах. Производственные помещения общие. Характеристика предприятия представлена в таблице 1.
По рассмотренным параметрам нарушений требований стандарта ГОСТ Р 50762 не обнаружено.
Дневной товарооборот предприятия зависит от многих факторов: сезон, день недели, работа конкурирующих предприятий, - совокупное влияние которых трудно прогнозируется.
Структура управления предприятием соответствует его типу и мощности. На всех этапах управления руководители решают производственные, трудовые, финансовые задачи. Подготовка и принятие решений, организация их выполнения и контроль за их выполнением - важнейшие этапы деятельности.
На предприятие принята линейная система управления, при которой решения принимает руководитель, и он же прослеживает их выполнение. При линейной системе все распоряжения идут сверху вниз: от руководства к сотрудникам. Преимущество данной системы заключается в точном определении и разграничении функций и ответственности, и создании очень четкой организации управления. Характерным является также то, работники среднего звена управления сочетают процесс руководства с выполнением своих производственных функций.
Однако, что касается дисциплинарной подчиненности, то в рамках этой системы работник подчиняется лишь одному непосредственному начальнику по своим функциональным обязанностям. Эта система универсальна и большинство предприятий избирает именно ее. Управленческая структура должна быть в такой степени гибкой, чтобы предприятие не только просто приспосабливалось к меняющимся ситуациям, но и делало это своевременно и в полном соответствии с целями предприятия.
Вся структура управления предприятия определяется также его уставными отношениями и формой собственности.
На предприятие широко используются технические средства управления. Технические средства управления или организационной техники можно разделить на следующие группы: средства составления документов, средства копирования и оперативного размножения документов, средства обработки документов, средства хранения, поиска и транспортировки документов, средства передачи информации. Основные права и обязанности административно-управленческого персонала предприятия приведены ниже.
Все работники предприятия делятся на определенные группы. Администрация, работники производства, работники зала и прочие работники.
Структура управления предприятием представлена на рисунке 2.1.
Генеральный директор
Директор
Водитель-экспедитор
Метрдотель
(администратор)
Шеф-повар
Главный бухгалтер
бухгалтер
Повара
бармен
Официанты
Калькулятор
Кухонные рабочие
Кладовщик, грузчик
Мойщицы посуды
Охрана
Уборщик зала
Рис. 2.1 - Структура управления предприятием
В своей деятельности работники руководствуются должностными инструкциями.
Смета расходов по труду за 2014 и 2015 гг. представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Плановая смета расходов по труду на год, тыс.руб.
Наименование |
2014 год |
2015 год |
1. ФЗП по окладам |
1987,90 |
2405,36 |
2. Премиальный фонд (35%) |
695,77 |
841,88 |
3. Надбавки (10%) |
198,79 |
240,54 |
4. Выплаты компенсирующего характера (10%) |
108,14 |
109,14 |
5. Оплата за неотработанное время (10%) |
198,79 |
240,54 |
Итого ФОТ: |
3189,39 |
3837,45 |