Файл: Понятие, сущность и классификация логистических систем.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и классификация логистических систем
1.1. Понятие логистической системы
1.2. Классификация логистических систем
Глава 2. практические аспекты организации логистической системы в ООО «Адидас»
2.1. Система показателей для оценки сети
2.2.Создание эффективного бизнес-процесса в ООО «Адидас»
Введение
Актуальность темы. Понятию «система» в энциклопедическом словаре приведено следующее определение: это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство.
Подход к объектам обеспечения товародвижения к системам выражает одну из главных особенностей логистики, как науки, так и сферы практической деятельности. Системное исследование - закономерная необходимость научно-технического прогресса, позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука. При изучении любых систем мы сталкиваемся с проблемой выявления принципов их построения, функционирования, а также взаимодействия систем с окружающей средой.
При рационализации логистических процессов в прошлом основное внимание, как правило, уделялось физическому подъёмно-транспортному процессу. Сегодня внимание всё более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Улучшение информатики и организации нередко может принести больший эффект, чем технические инновации.
Каждое движение материалов связано с передачей информации. Некоторые сообщения опережают груз, авизируют его прибытие. Информационное опережение позволяет получателю своевременно подготовить его приемку. Другие данные сопровождают груз, они характеризуют вид и количество товаров, отправителя, получателя и владельца, обращают внимание на опасные свойства товара. Третий вид информации следует за материальным потоком и часто идёт в обратном направлении (подтверждение приёма, фактурирование, предъявление рекламаций, дополнительные заказы, запросы и т.п.).
Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов и сырья). Благодаря информации удаётся также ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки). Недостаток своевременной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться.
Чтобы предприятие могло оперативно реагировать на требования рынка, ему необходимо повысить: прозрачность деятельности (надо располагать актуальными данными о состоянии и тенденциях развития рынка), гибкость (изменения требований рынка надо быстро внедрять в производство); эффективность (требования рынка должны выполняться с предельно низкими издержками, чтобы предприятие выдерживало конкуренцию).
Объектом исследования является предприятие ООО «Адидас», основным видом деятельности, которого является торговля одеждой и обувью.
Предметом исследования является изучение организации логистической деятельности на предприятии ООО «Адидас».
Цель работы – изучение теоретических построения и классификации логистических систем и практических аспектов системы закупочной логистики предприятия и ее дальнейшее совершенствование на примере ООО «Адидас».
В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты построения логистических систем современного предприятия;
- рассмотреть классификацию логистических ;
- провести анализ основных финансово-хозяйственных показателей и проанализировать закупочную деятельность предприятия ООО «Адидас»;
- разработать мероприятия по созданию эффективной закупочной логистики в ООО «Адидас» рассчитать их экономическую эффективность.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие, сущность и классификация логистических систем
1.1. Понятие логистической системы
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. [21.C.31]
Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. [19.C.7]
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные машины и т.д.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Для того чтобы система существовала, развивалась, совершенствовалась и выживала в экстремальных условиях, она должна обладать совокупностью некоторых свойств. Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырёх свойств, присущих любой системе:
1) Целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне, при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. [1.C.76] На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:
• Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
• Планирование и управление производством - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда. [12.C.5]
• Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы . [3.C.9]
Как мы видим элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.
2) Связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. [13.C.71] Связи между элементами должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов внешней средой, так как в противном случае система не может существовать.
3) Организация. Связи между элементами логистической системы определённым образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность её создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определённую структуру, организации системы. [20.C.4]
4) Интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. [11]
1.2. Классификация логистических систем
Логистические системы делят на макрологистические, микрологистические и мезологистические. [10.C.76]
Микрологистические системы относятся к определённой организации бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материального и сопутствующих ему потоков в процессе производства, снабжения и сбыта.
Различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.
Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Основными задачами данной системы являются: уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершённого производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. [13.C.7]
Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Основными задачами внешних логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизация общих затрат и затрат связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логистической системы, сокращение времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции и времени выполнения заказов потребителей. [8.C.12]
Границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические операции в распределительной системе при организации продаж готовой продукции потребителям и послепродажном сервисе. [6.C.33]
Общая структура микрологистической системы может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная логистическая система в зависимости от степени охвата базисных логистических операций и целей системы. [19]
Макрологистическая система – это система, создаваемая на уровне территориального или административно-территориального образования, для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода, основной целью которой не является извлечение прибыли. Макрологистические системы классифицируются по следующим признакам:
- по признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные, республиканские и межреспубликанские.
- по объектно-функциональному признаку выделяются макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), военные, институциональные и т.п. [21.C.65]
В западной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов. [17.C.3]
Как правило, критерии формирования макрологистических систем определяются экологическими, социальными, политическими и другими целями. [20]
Кроме того, в зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем:
1) Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток происходит непосредственно от производителя продукции к потребителю, минуя посредников.
2) Эшелонные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.
3) Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к её потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников. [11.C.6]
Мезологистические системы. Обычно хозяйственную деятельность государства называют макроэкономикой. Это же понятие используется для характеристики хозяйственной деятельности групп государств, объединённых тесными экономическими связями (единая валюта, торговый союз, таможенный союз и т.д.).
В течение последних десятилетий в экономически развитых стран и в мировой практике в целом, наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой. Конгломераты представляют собой корпорации финансово-промышленных групп, в них, как правило, входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов. [19.C.32]
Указанные корпорации могут быть национальными — (охватывают одну страну) и транснациональными (ТНК), т.е. объединяют хозяйственную деятельность нескольких стран. Хозяйственная деятельность подобных организаций образует область среднего звена экономики, т.е. мезоэкономику.