Файл: Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования экономики (Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема выбрана, потом что она является в настоящее время наиболее актуальной. Мировой финансовый кризис повлиял на экономику всех стран, в том числе и нашу. Регулирование денежно-кредитной политики является основанием для стабилизации экономики государства после кризиса.

Денежно-кредитная политика - это важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса.

Роль государства в регулировании денежного рынка очень велика, так как именно оно выпускает деньги в обращение и берет на себя ответственность за управление денежным процессом. Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей, таких, как:

  • финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов;
  • снижение темпов инфляции;
  • укрепление курса национальной валюты;
  • обеспечение устойчивого платежного баланса страны;
  • достижение и закрепление тенденции не инфляционного экономического роста и т.п.

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

  • разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
  • поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;
  • перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;
  • регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
  • предпринимательская деятельность.

Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным сектором экономики, то есть к предпринимательской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.

Целью работы является изучение теоретических основ денежно-кредитной политики РФ, а также анализ денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.

Работа основывается на обзоре отечественной литературы, а также законодательства, регулирующего данную область кредитно-денежных отношений. При написании курсовой были применены следующие методы исследования: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный.

Глава 1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования

1.1 Понятие и цели кредитно- денежной политики.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно- кредитные меры. Как и финансовый механизм, они имеют двойственный аспект выражения. С одной стороны, - это составная часть всего комплекса экономической политики. С другой - кредитное регулирование выступает важным инструментом государственного вмешательства в экономику.

Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов - это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, и, во-вторых, «цены кредита» - процента. Последний определяет спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т.е. формирование кредитных ресурсов.

Как известно, государственная экономическая политика, ориентированная в первую очередь на использование денежно-кредитных средств, называется монетаристской. Имеются в виду массовое, логичное с экономической и юридической точек зрения поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень их зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный государственный долг[1].


Конечные цели кредитно-денежной политики:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Они реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом (наряду с налоговой, бюджетной, валютной, внешнеторговой, структурной и т.д.).

Промежуточные цели (ориентиры):

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Они непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью, в основном, косвенных инструментов.

По своему содержанию кредитно-денежная политика - совокупность мероприятий ЦБ в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данных мер выступает как частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики. При этом политика ЦБ, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы, рассматривается как жесткая монетарная политики; ставки процента - как гибкая монетарная политика.

Передаточный механизм кредитно - денежной политики достаточно сложен.

Можно выделить четыре его звена (рис.1):

Рис.1 Механизм кредитно-денежной политики

Как видно, между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения расположены еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат. Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг - время от принятия решения до его результата. Влияние ее на размер ВНП в значительной степени связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является достаточно длительным процессом. Например, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Субъектом кредитно-денежной политики является Центральный банк. Согласно закону, он выполняет установки правительства, но в то же время, как правило, не является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти.

Совокупность задач ЦБ в деле реализации экономической политики содержит два направления.

1. Обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, так как устойчивая валюта - важнейший элемент инфраструктура рынка.


2. ЦБ предписана функция влияния на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики.

Таким образом, в сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с ЦБ. В производственной же сфере оно не имеет столь действенного рычага влияния. Это не случайно. Данный сектор должен иметь высокую степень свободы и независимости, что требуется самой рыночной природой. Государство ориентируется при этом на косвенные пути воздействия - через кредитно-денежное обращение, которое является своего рода кровеносной системой экономики[2].

Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике ЦБ, а также степенью его независимости от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как правило, на основе некоторых формальных критериев: частота сменяемости руководства ЦБ, границы участия банка в кредитовании государственного сектора, решение проблем бюджетного дефицита и другие официальные характеристики, зафиксированные в уставе банка[3].

1.2 Инструменты кредитно-денежного регулирования экономики.

При практической реализации кредитно-денежной политики ЦБ использует соответствующий набор инструментов. Их можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:

- традиционные или нетрадиционные;

- административные или рыночные;

- общего действия или селективной направленности;

- краткосрочные или долгосрочные;

- прямого или косвенного воздействия.

В основе своей этот набор состоит из методов косвенного воздействия на денежно-кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако, при проведении определенного круга операций банк может и прямо вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.

Эмиссия денег имеет три функции:

- обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;

- покрытие в критической ситуации дефицита госбюджета;

- регулирующая, путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо торможению перегрева конъюнктуры, ограничению роста цен.


Одним из аспектов регулирующей функции эмиссии является поддержание устойчивости национальной валюты. В условиях ускоренного развития мирохозяйственных связей, высокой степени открытости экономик устойчивость национальной валюты, доверие к ней становится одним из определяющих факторов национальной конкурентоспособности, состояния платежного баланса.

В конце XIX в Европе появилась крылатая фраза: «Выпуск денег слишком ответственное дело, чтобы доверять его правительству». У правительства периодически возникает соблазн за счет эмиссии поправить собственные дела, прикрыть свои ошибки и неспособность правильно расходовать бюджетные средства, сделать перед выборами щедрые подачки избирателям.

Метод ограничения динамики кредитования, его лимитирования, заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений коммерческих банков в небанковском секторе. В этих целях вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. При несоблюдении этих норм ЦБ применяет санкции: банк либо обязан выплатить штрафные проценты, либо перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Однако, следует учитывать, что наряду с положительными сторонами у этого метода есть серьезные недостатки. В частности, он не гибок, инертен. Устанавливаемые ЦБ нормы не поспевают за краткосрочным повышением потребности экономики в кредитных ресурсах. К тому же этот метод (как и вообще методы прямого воздействия), решая одну проблему, создает массу побочных. Применяется он, когда косвенное воздействие не дает ожидаемого результата, или когда у государства нет времени долго ждать положительного эффекта от применения других, более «мягких» методов.

К косвенным методам реализации кредитно-денежной политики относят:

  • учетную (дисконтную) и ломбардную (залоговую) политики;
  • операции на открытом рынке;
  • политику минимальных резервов;
  • добровольные соглашения и моральное воздействие.

Учетная и ломбардная политики относятся к давно опробованным и хорошо изученным методам регулирования[4]. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению ко всем другим банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков (дисконтная политика) или под залог из ценных бумаг (ломбардная политика). Такие кредиты называются редисконтными или ломбардными. Ставку, определяемую ЦБ по таким кредитам, в экономической науке и практике принято называть официальной учетной (дисконтной или ломбардной) ставкой.