Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Определение и сущность бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
4) отчетность не соответствует требованиям нормативных документов и нереально отражает финансовое положение. Очень распространенный на практике вариант.
Анализируя приведенные ситуации по степени их пригодности для целей управления, необходимо отметить, что:
Ситуация первая - идеальная, но такие ситуации редко встречаются в нашей действительности;
Ситуация вторая-это самая приемлемая, вернее, наименее плохая, для наших целей;
Ситуация третья тоже приемлема при принятии управленческих решений, но этот случай явно хуже двух предыдущих.
Ситуация четвертая совершенно непригодна для изучения в случае принятия решений любым пользователем. Более того, данные такой отчетности не только не помогают при принятии управленческих решений, но даже вводят в заблуждение администрацию, могут привести к непоправимым последствиям в хозяйственной деятельности.
Таким образом, менеджер должен сразу же понять, что он постоянно имеет дело с в той или иной степени искаженной бухгалтерской отчетностью, но что только ситуации вторая и третья позволяют ему принимать решения, снижая их риск до минимума. Это определяющее правило, которым должен руководствоваться менеджер, работая с данными бухгалтерского учета и отчетностью.
Из понимания ценности первой задачи бухгалтерского учета пользователями, участвующими в хозяйственных процессах, вытекает возможность решения и всех прочих бухгалтерских задач.
Вторая задача: получение информации, необходимой для целей управления. В обычной жизни понятие ";управление"; часто отождествляют с понятием ";контроль";. Однако контроль - это только составная часть управления, поскольку прежде всего в любой организации необходимо обеспечить контроль сохранности ценностей. Воровство, расхищение, гибель имущества - это основные бедствия, время от времени постигающие любую организацию.
Сторожить имущество призвана администрация организации. Это она должна, в частности посредством ведения бухгалтерского учета, контролировать сохранность имущества в интересах собственника. Однако, как это было сказано выше, интересы администрации и собственников слишком часто могут не совпадать. Также часто могут не совпадать интересы и других участников хозяйственного процесса, о чем мы также писали выше. Во всех таких случаях в качестве арбитра должна выступать аудиторская фирма, которая призвана всегда защищать интересы тех, кто ее приглашает, против возможных поползновений сторонних участников хозяйственных процессов, посягающих на интересы клиентов аудиторских фирм. Каждый из участников хозяйственного процесса пытается оградить свои интересы от посягательств других участников. В результате устанавливается их взаимная ответственность. Одни ее последствия вытекают из закона, другие (основные) - из договоров, устанавливающих обязанности сторон.
Однако не столько обеспечение сохранности имущества, сколько обеспечение эффективного управления предприятием - главная цель этого учета. Бухгалтерская информация нужна в этом случае прежде всего, чтобы принимать действенные управленческие решения. То есть менеджер, который принимает такие решения, должен прежде всего исходить из того, имеет ли он отчетность, представляющую вторую или третью ситуацию. Но он никогда не должен обольщаться тем, что имеет дело с первой ситуацией и никогда не должен принимать в расчет ситуацию четвертую. (Именно ее повсеместное распространение и привело к тому, что часто администрация не интересуется бухгалтерскими данными).
Решение второй задачи призвано как бы объединить интересы собственников и администрации, однако оно не устраивает рабочих и служащих, ибо предполагает применение потогонных систем организации труда и затрудняет, так же как и при решении первой задачи, возможность увеличить свои доходы за счет анархии производства.
Третья задача - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности. Ее решение необходимо всегда и везде. Эта задача вытекает из предыдущей. О ней в первую очередь должны думать и иногда думают собственники, так как она заключается в обеспечении сохранности имущества, принадлежащего организации. Чем дальше собственник удален от исполнителей, тем больше у последних желание что-то похитить, расхитить, украсть. Администрация может из материалов предприятия, используя его оборудование и помещение, выпускать неоприходованную продукцию и продавать ее, минуя кассу собственника, присваивая выручку; рабочие и служащие могут за счет предприятия ездить на курорты, оплачивать занятия, уносить домой карандаши и даже значительно более дорогостоящие предметы.
Собственники, налоговые органы и кредиторы заинтересованы, чтобы подобных фактов не было, и потому пытаются организовать учет так, чтобы была создана целостная система методологических инструментов, позволяющих, согласно бухгалтерским принципам, регистрировать факты хозяйственной жизни и осуществлять взаимный контроль исполнителей, т. е. сколько один исполнитель отпускает, столько другой принимает, и инвентаризацию запасов имущества, находящегося на хранении у ответственных лиц. Таким образом, эта задача распадается на две: учет имущества предприятия и учет прав и ответственности исполнителей, оперирующих этим имуществом, и всегда возможно такое положение, когда реальное состояние имущества будет неадекватно юридическим отношениям, с ним связанным. Однако основное значение в решении этой задачи имеет не столько нарушение юридических и моральных норм, сколько экономически неверные решения администрации по распоряжению имуществом и оптимизации его потоков.
Четвертая задача - оценка эффективности работы предприятия - по сравнению с предыдущей, носит более узкий характер. Она сводит весь учет к исчислению финансовых результатов. Из этого вытекает весьма важный вывод: финансовый результат в экономическом смысле не обязательно должен совпадать с финансовым результатом в юридическом смысле. Эти величины, как правило, не совпадают, в силу различных требований, предъявляемых налоговыми органами и Министерством финансов. Поэтому и величина налогооблагаемой прибыли не равна величине прибыли балансовой.
При этом, выбирая тот или иной методологический прием, мы можем получить совершенно иной финансовый результат. Приведем несколько примеров, которые покажут, как, выбирая эти приемы, мы можем влиять на величину балансовой и налогооблагаемой прибыли:
А) учет основных средств предполагает присвоение каждому объекту определенной оценки и нормы амортизации. Из этого следует, что чем выше оценка, тем выше величина амортизации и меньше величина прибыли, как правило, и налогооблагаемой. Норма амортизации позволяет или ускорить или, напротив, растянуть сроки списания основного средства, т. е. возникает возможность легальных манипуляций с величиной уплачиваемых налогов;
Б) оценка запасов, особенно материалов, товаров и т. п. может быть проведена несколькими методами. Разберем два предельных случая. В одном случае балансовая оценка запаса будет завышена, себестоимость списанных запасов занижена и, соответственно, прибыль, в том числе и налогооблагаемая, завышена. В другом случае величина запасов будет занижена, себестоимость списанных запасов завышена и, соответственно, прибыль, в том числе и налогооблагаемая, занижена, (поэтому в ряде стран применение этого метода запрещено.);
В) признание тех или иных затрат расходами отчетного периода - одна из самых важных проблем учетной методологии: надо ли считать доходом полученные деньги или только юридическое обязательство на их поступление, можно ли считать уплату долга векселем, реализацией или надо говорить только об изменении обязательств и т. д., и т. п.;
Г) отнесение понесенных расходов на будущие отчетные периоды коренным образом меняет финансовый результат предприятия. Например, такая известная фирма, как ";Роллс-Ройс"; разорилась, так как расходы по содержанию ее научно-исследовательского центра включались в величину незавершенного производства и могли списываться только тогда, когда разрабатываемые им модели начинали продаваться. В результате текущая прибыль оказывалась завышенной, рентабельность очень хорошей, дивиденды выплачивались огромные, курс акций рос, но платить поставщикам было нечем.
Вместе с тем именно решение этой задачи могло бы примирить интересы всех участников хозяйственного процесса. Собственники и акционеры готовы смотреть сквозь пальцы на непорядки на предприятии, если оно приносит солидную прибыль; администрация будет счастлива, ибо приписывает успех себе - много работали, подобрали хорошие кадры; кредиторы почти уверены, что им вернут их долги; дебиторы думают, что успешно работающее предприятие предоставит им отсрочку по платежам, а может быть и спишет их долги; рабочие и служащие надеются на высокие премии. И даже бухгалтеры требуют награду. Однако именно эта последняя группа не должна получить ничего. Бухгалтер, будь он свидетель (регистратор) или тем более судья хозяйственных процессов, не должен быть заинтересован в величине финансового результата, поскольку награждая его, все участники этих процессов провоцируют злоупотребления со стороны счетных работников, так как у них появляется желание манипулировать величиной финансового результата. Однако добиться такого объединения интересов почти невозможно.
Пятая задача - участие в распределении производительных сил страны - задача макроэкономического уровня, предполагающая сделать бухгалтерский учет средством перераспределения производительных сил в народном хозяйстве, т. е. оптимизации его ресурсов. Смысл задачи хорошо понятен в условиях рынка ценных бумаг. Бухгалтер, составляя отчетность, исчисляет результаты хозяйственной деятельности, и чем выше будут указаны в этой отчетности прибыли, тем дороже будут стоить акции такой фирмы и именно туда, несмотря на высокие цены, а в сущности, благодаря им, устремится финансовый капитал. Напротив, отчетность, в которой указаны низкие прибыли или тем более убытки, послужит сигналом для продажи акций, что приведет к оттоку из этих предприятий финансовых средств. [674]
Обобщая вышесказанное, целью современного бухгалтерского учета является обеспечение определенных пользователей информацией, необходимой для принятия правильных решений. Однако обобщенный подход к пользователям бухгалтерской информации сегодня является недостаточным и поэтому требует конкретизации, какая именно информация представляет интерес для каждой группы пользователей.
2.2. Функции бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет – одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета.
В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности собственности, информационная, обратной связи, аналитическая.
Контрольная функция. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Все эти виды контроля имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции, текущий – во время осуществления операции, последующий (заключительный) – после ее совершения.
В организациях предварительный контроль обычно используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ. Регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем и предложений по ее усовершенствованию позволяют исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если позволить развиться отклонениям, они могут перерасти в серьезные трудности для организации.
Последующий (заключительный) контроль осуществляется либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени; фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.
Последующий контроль выполняет две важные функции. Первая заключается в том, что последующий контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования, в случае если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.
Вторая функция состоит в определении результативности и соизмерении соответствующих вознаграждений с фактическими затратами.
Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.
Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылке: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.