Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Определение и сущность бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

• выполнение программ по объемам выработанной, отгруженной и реализованной продукции, оказанных услуг;

• обеспечение сохранности собственности организации;

• рациональное и эффективное использование материальных, то­пливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;

• формирование фактических затрат на производство и калькули­рование себестоимости продукции (выполненных работ и ока­занных услуг);

• формирование финансовых результатов деятельности организа­ции, ее финансовое состояние;

• составление финансовой и иной отчетности.

Одной из главных функций бухгалтерского учета является инфор­мационная функция. На долю бухгалтерской информации приходит­ся более 70 % общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всесторон­нюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализиро­ванную) информацию о состоянии и движении имущества и источни­ках его формирования, хозяйственных процессах, о конечных резуль­татах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерская информация широко используется в оператив­но-техническом, статистическом учете, для планирования, прогнози­рования, выработки тактики и стратегии деятельности организации.

Анализ показывает, что в современной экономической практике пользователей информацией можно разделить на две категории:

А) внутренние пользователи, т. е. пользователи в составе организации, где проводится учет;

Б) внешние пользователи, т. е. пользователи, не входящие в состав организации.

Соответственно этим двум категориям пользователей в современной мировой практике бухгалтерский учет дифференцируется на финансовый и управленческий.

Руководству компании для осуществления оперативного управления нужна информация как о текущем, так и об ожидаемом финансовом состоянии компании, что обеспечивает эффективное управление и принятие действенных управленческих решений.

Акционеры компании, т. е. ее владельцы, хотят знать, насколько хорошо руководство компании ведет дело, сколько прибыли они смогут изъять для собственных нужд.

Коммерческие партнеры, поставщики и т. д. хотят получить информацию о том, способна ли компания оплатить свои долги за взятые в кредит товары и услуги. Клиенты хотят быть уверены в том, что компания является надежным источником поставок и ей не грозит крах. Кредиторы компании хотят быть уверены в том, что компания сможет выплатить проценты и в конечном счете погасить ссуды.


Налоговым службам необходима информация о прибылях компании для определения сумм налогов, которые компания обязана уплатить. Наемные работник хотят располагать данными о способности компании удовлетворять требования повышения заработной платы и избегать излишка рабочей силы.

Статистические органы собирают бухгалтерскую информацию, уделяя особое внимание детализации данных о сбытовой деятельности, прибылях, капиталовложениях, запасах товаров, доле прибылей, поглощаемых налогообложением. Определенные интересы имеют и другие пользователи бухгалтерской информации – финансовые аналитики, аудиторы, общественные организации и т. д.

Некоторые специалисты в области бухгалтерского учета отмечают, что в Законе № 129-ФЗ задачи бухгалтерского учета определены абстрактно и безотносительно к тому, кто конкретно будет их решать. С одной стороны, это должен делать главный бухгалтер, поскольку требования к нему вытекают из Закона о бухгалтерском учете, с другой - руководители, поскольку п. 1 ст. 6 этого Закона указывает именно на них: «Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций». Таким образом, три задачи, сформулированные в Законе № 129-ФЗ независимо от того, кто их решает, звучат не совсем понятно. Можно их упростить, отбросив юридические частности и передав смысл:

1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации;

2) получение информации, необходимой для целей управления;

3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности.

Можно выделить еще две задачи, о которых забыл законодатель, но без решения которых учет теряет смысл:

4) оценка эффективности работы предприятия и

5) участие в распределении производительных сил страны.

Рассмотрим последовательно эти пять задач.

Первая задача: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации. Обращаясь к этой задаче, прежде всего сталкиваются с понятиями полной и достоверной информации, которая должна быть представлена различным пользователям для принятия различных управленческих решений. Однако в реальной жизни учетная информация не может быть ни исчерпывающим образом полной, ни достоверной по ряду причин, которые необходимо рассмотреть более подробно.

Всегда возникает вопрос, может ли бухгалтерский учет давать полную информацию вообще или же полную информацию, удовлетворяющую каждого пользователя. В первом случае понятие «полная информация» понимается как сугубо объективное, во втором - оно рассматривается как субъективное с точки зрения самих пользователей. В первом случае - это все данные, которые должны быть представлены в бухгалтерской отчетности, во втором - помимо названного должны быть приведены еще и те данные, которые могут представлять интерес для участников хозяйственного процесса. Но самое главное связано с тем, что интересы участников хозяйственного процесса противоречивы как по составу показателей, так и по методологии их исчисления.


В хозяйственном процессе участвуют конкретные люди со своими представлениями о законе и справедливости и своими интересами, И каждый такой человек именно свои представления и сугубо свои интересы почитает единственно правильными, а интересы всех других конкурентов, коллег и товарищей считает неважными, неправильными, а часто даже вредными. И все же эти конкретные люди могут быть объединены по интересам.[668]

Руководители организации, ее администрация прежде всего заинтересованы в повышении своей заработной платы и получении премий. Часто они, особенно в условиях отсутствия контроля, заинтересованы не столько в том, чтобы увеличивать свою заработную плату, сколько в том, чтобы жить за счет предприятия, т. е. за счет собственников. Легальные и тем более нелегальные доходы администрации могут быть получены только за счет уменьшения доходов собственников, рабочих и служащих, государства.

Рабочие и служащие, в сущности преследуют те же цели, что и администрация, их тоже интересует заработная плата и премии, они также любят получать и неучтенные деньги. Кроме того, рабочие и служащие бывают заинтересованы и в ослаблении внутрихозяйственного контроля, что позволяет им пополнить армию так называемых «несунов». Но все, что они получают - прямо или косвенно недополучают администрация, собственники и государство.

Собственники, которые вложили в дело свой капитал, которые привлекают чужой капитал, они и рискуют больше, чем кто бы то ни было. Единичный собственник предприятия заинтересован получить как можно больше прибыли, однако если в стране действует весьма эффективная система налогообложения доходов, то основной его заботой может стать сокрытие прибыли и уклонение от налогов.

Если собственники выступают в виде акционеров или создали общество с ограниченной ответственностью, то возможны две реакции: в одном случае акционеры могут требовать самых высоких дивидендов, так называемый американский вариант, в другом - акционеры ждут повышения курса акций, так называемый японский вариант, В самом деле, если вместо высоких дивидендов прибыль будет реинвестирована, т. е. полученные средства будут вновь вложены в дело, предприятие станет более богатым и мощным, его стоимость возрастет и, следовательно, котировочная цена такой акции или пая участника увеличится. Отсюда следует: все, что получают собственники, недополучает администрация, рабочие и служащие, государство.

Кредиторов волнует платежеспособность организации, с тем чтобы проценты по ссудам выплачивались вовремя и сами ссуды были бы погашены в срок. Как правило, если нет противостоящих факторов, кредиторы не заинтересованы в наличии скрытой кредитополучателем (организацией) хозяйственной деятельности


Уплата процентов (обслуживание долга) и погашение долга может отрицательно сказаться на финансовом положении организации, что в первую очередь затрагивает интересы его собственников.

Дебиторов, тех кто должен организации, интересует только или возможность отсрочить платежи (дабы ";крутить"; чужие деньги), или вообще избежать их. Во всех случаях, кроме тех, по которым имеются надежные гарантии, любые отсрочки в погашении таких долгов ухудшают финансовое положение организации и затрудняют ее платежи, в том числе и выплату заработной платы.

Государство в лице налоговых органов заинтересовано в том, чтобы каждое предприятие было как можно более прибыльно, ибо в этом случае увеличатся доходы казны, а работники фиска получат хорошую заработную плату и премии. Однако государственные служащие далеко не всегда заинтересованы в высокой рентабельности налогооблагаемых предприятий, у них для этого есть свои сугубо личные резоны, что и приводит к коррупции в обществе. Если в налоговых органах нет коррупции, то все, что они требуют, ущемляет интересы лиц, заинтересованных в хозяйственной деятельности предприятия-налогоплательщика. Если в налоговых органах есть коррупция, то их требования уже в меньшей степени ущемляют интересы названных лиц.

Аудиторы должны защищать интересы собственников прежде всего против администрации и налоговых органов. Независимость - символ аудиторов, однако в жизни все гораздо сложнее. Аудитора, в сущности, приглашает администратор и это не что иное, как подрыв независимости аудитора. Тут опять возникает борьба интересов. Аудитору нужно собрать материал не столько в части несовершенства отчетности (это только повод), сколько в части несовершенства работы администрации (это главная цель). Повод работает против бухгалтера, главная цель - против дирекции. Но все это защищает собственников. Если последние понимают это, то аудитору очень легко работать, но в этом случае аудитор должен быть готов к тому, что он может столкнуться в процессе работы с обструкцией со стороны администрации.

Статистические органы хотят, чтобы отчетность была сдана им вовремя, Внешне кажется, что это самый незаинтересованный орган. Однако это не совсем так. Слишком часто они, выводя данные с микроуровня (уровень предприятия) на макроуровень (уровень народного хозяйства), вольно или невольно используют методологические приемы, которые позволяют получить те значения показателей, в которых заинтересованы власти.


Из сказанного становится ясно, что методология бухгалтерского учета не может быть и никогда не была беспристрастной. Любой методологический прием приводит к выигрышу одних общественных групп в ущерб другим.

Проанализируем, почему информация не может быть достоверной. В значительной степени это вытекает из только что сказанного. Разные интересы разных участников хозяйственных процессов, с неизбежностью делающие ее недостаточно полной, делают ее и недостаточно достоверной.

Достоверность могла бы иметь место только в том случае, если бы мы сталкивались с безусловно логически оправданными приемами, ведущими к получению однозначных финансовых показателей. Но бухгалтерский учет в своем методологическом репертуаре имеет всегда множество логически равноценных вариантов и с точки зрения теории нет никаких оснований предпочесть одни варианты другим. Однако общая абстрактная логическая равноценность приводит к материальным выгодам одних в ущерб другим. Простое следование требованиям нормативных документов или отвлеченным принципам бухгалтерского учета все равно приводит к этому печальному выводу.

При анализе достоверности бухгалтерской отчетности возможны четыре варианта:

1) отчетность соответствует требованиям нормативных документов и реально отражает финансовое положение организации. Это почти невозможный случай, ибо сами нормативные документы могут в своих многообразных требованиях отдавать предпочтение тем или иным группам участников хозяйственных процессов перед другими. Учетная методология не может быть беспристрастной; 2) отчетность не соответствует требованиям нормативных документов, но реально отражает финансовое положение. На этом основаны правила англо-американской бухгалтерии, представления международных стандартов бухгалтерского учета и наш Закон о бухгалтерском учете (ч. 4 ст. 13), а также ПБУ 1/98 (приоритет содержания над формой). Предполагается, что бухгалтер найдет правильное решение, исходя из своего профессионального суждения. И именно это суждение будет правильным. Однако, отдавая на откуп бухгалтерам и администрации - лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, право окончательного суждения о том, что есть истина, законодатель тем самым не столько добивается истины в учете, сколько погружает его во мрак анархии;

3) отчетность соответствует требованиям нормативных документов, но нереально отражает финансовое положение организации. Это весьма распространенный случай. Теоретически в нашей стране он считается идеальным. Если бухгалтер составил отчетность в строгом соответствии со всеми требованиями нормативных документов, то считается, не без оснований, что он хорошо выполнил свою работу. Однако, в силу приведенных выше обстоятельств реально представить финансовое положение организации почти никогда не удается. Следовательно, для целей эффективного экономического анализа, предшествующего принятию действенных управленческих решений, данная ситуация недостаточна;