Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Определение и сущность бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности.

В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. Инвентаризация имеет большое значение для правильного отражения всех затрат на производство и реализацию продукции с целью сохранности собственности, особенно в части предупреждения потерь материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Проведение инвентаризации связано с обработкой, как правило, больших объемов информации, поэтому следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения, устанавливать сохранность собственности.

Информационная функция. Системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщенную) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источников его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-коммерческой деятельности предприятия. Бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.

В современных условиях важным теоретическим и методологическим вопросом является не столько рост объемов учетной и аналитической информации, сколько качество ее использования для подготовки, обоснования и принятия соответствующих решений на различных уровнях управления.

Конечным результатом получаемой информации являются целенаправленные единые действия всех работников предприятия по улучшению качества работы, повышению производительности труда, достижению высоких финансовых результатов.

Функция обратной связи. Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за определенный период, о состоянии имущества, источников его образования, обязательств предприятия, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками (акционерами, учредителями и т.д.).


Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

Аналитическая функция. В современных условиях совершенствования управления и формирования рыночных отношений аналитическая функция также важна, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной, однако рассматривать ее как информационное обеспечение для анализа неправомерно.

Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильность применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов и т.п.

Глава 3. Сравнительная характеристика целей и задач бухгалтерского учета в российской и международной практике

Специалисты отмечают, что цели учета в России и США достаточно сильно различаются. Если выделять главное требование, предъявляемое к отчетности, то можно сказать, что если в США главное требование — разумность и полезность информации для принятия пользователем коммерческих решений, то в России главное требование — соблюдение различных правил ведения учета, предоставление формально правильной информации контрольного характера.

В большинстве американских пособий по финансовому учету цели учета как таковые не формулируются, а формулируются цели финансовой отчетности. Согласно SFAC 1 (Statement of Financial Accounting Concepts - положение о концепциях финансового учета) эти цели формулируются так:

1. Финансовая отчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др. Информация должна быть исчерпывающей и доступной к восприятию лицами, компетентными в сфере коммерческой деятельности и желающими изучать эту информацию с разумным старанием.

2. Информация финансовой отчетности должна помочь реальным и потенциальным инвесторам, кредиторам и другим ее пользователям в определении сумм и сроков инвестиций, будущих поступлений денежных средств от дивидендов или процента, выручки от продаж, размера и срока погашения платежей за ценные бумаги или по ссудам. Поскольку движение денежных средств инвесторов и кредиторов зависит от денежных потоков предприятия, финансовая отчетность должна обеспечивать их информацией о размерах сумм и времени будущего прироста денежных средств данного предприятия.


3. Финансовая отчетность должна содержать информацию об экономических ресурсах предприятия, дебиторской задолженности ..., а также результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют эти ресурсы и задолженность.

Соответственно, в российской практике отдельно выделяются цели (задачи) бухгалтерского учета, а вот цели бухгалтерской отчетности носят подчиненный характер. Цель бухгалтерской отчетности в Положении по бухгалтерскому учету вообще отдельно не выявляется, просто утверждается, что «Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год)».

На первый взгляд разница не столь значительна, однако при более подробном изучении видно, что лишь только первая задача российского учета в сочетании с целью отчетности дает в итоге частичное соответствие американским целям учета. Две последние в США просто не являются частью финансового учета и относятся к компетенции управленческого учета. Также первая цель американской отчетности - формирование информации, пригодной для инвестиционных и других решений, практически не выделена.

Таким образом, можно сказать, что при общем сходстве целей и задач финансового учета и отчетности в США и бухгалтерского учета и отчетности в России акценты в них расставлены по-разному. В США приоритет отдается принятию эффективных решений на базе данных отчетности, достоверность данных просто подразумевается как необходимое условие, а в России приоритетным является просто достоверное отражение экономических событий, т. е. российский подход носит более ограниченный характер. Также категории достоверности и полноты в России носят скорее формальный, чем практический характер.


Два последних десятилетия отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Раз­витие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли междуна­родной интеграции в сфере экономики, предъявляет определен­ные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисле­ния прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой про­блемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установле­нию деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне предприятий, акционерных обществ.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит гло­бальный характер. В процессе работы составителей и пользова­телей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация. Они сначала различались как по заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации. Однако в последние годы оба терми­на зачастую используются как синонимы или взаимодополняю­щие понятия.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее за­ключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирую­щих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогич­ным стандартам в странах — членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом на­правлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследователь­ская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой ра­боты опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное зако­нодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международ­ным стандартам финансовой отчетности — КМСФО, разрабаты­вая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетно­сти — МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифи­цированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стан­дартов, то этого добиваются обычно путем добровольного согла­шения профессиональных организаций стран.


Способы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в разных странах существенно отличаются. Так, в США и Велико­британии соответствующие нормативные документы, как прави­ло, разрабатываются профессиональными неправительственны­ми организациями, а во Франции и России — в основном госу­дарственными органами.

Так, в США порядок составления отчетности полностью оп­ределяется национальными учетными стандартами, известными как общепризнанные принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) и имеющими рекоменда­тельный характер. Влияние государственных органов здесь про­является не так явно, как в других странах. В частности, Комис­сия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), являющаяся правительственной организацией и обеспечивающая мониторинг деятельности корпораций, коти­рующих ценные бумаги на фондовых биржах, отчасти осуществ­ляет регулирование их финансовой отчетности и общих принци­пов аудита. Тем не менее регулятивы основных разработчиков подобных документов — Американского института присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) и Совета по разработке стандартов финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) — признаются SEC и в известной степени служат основой при подготовке собствен­ных регулятивов.

В Великобритании основным регулятивом является Закон о компаниях, отдельный раздел которого посвящен ведению учета и аудита. В этом документе приведены образцы форматов балан­са (два формата) и отчета о прибылях и убытках (четыре форма­та), предписанные Четвертой директивой, разработанной в рам­ках ЕС и являющейся обязательной для всех стран — членов ЕС. Британские национальные стандарты бухгалтерского учета (так называемый британский GAAP) носят лишь рекомендательный характер и дополняют Закон.

Во Франции ведение бухгалтерского учета регулируется дву­мя основными документами: Законом о бухгалтерском учете и Декретом о бухгалтерском учете. Что касается методологии уче­та, то она устанавливается национальным планом счетов (Plan Comptable General).

Российская система нормативного регулирования бухгалтер­ского учета в настоящее время в значительной степени сопряжена с французской. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ разработана четырехуровневая систе­ма регулирования, в которой выделены четыре уровня: законода­тельный, нормативный, методический и организационный.