Файл: Менеджмент человеческих ресурсов на примере гостиницы.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Роль человеческого фактора в менеджменте
1.7. Роль лидера и его функции в группе
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСТИНИЦЫ HOLIDAY INN
2.1. Гостиница Holiday Inn Moscow Lesnaya
2.3 Достоинства менеджмента человеческих ресурсов в гостинице Holiday Inn
3.1. Неумение начальника отдела организовать работу сотрудников
3.2. Недостатки мотивации и нематериального вознаграждения
Таким образом, главный потенциал любого предприятия заключен также в кадрах управления, от которых зависят уровень и результаты работы организации. Современный менеджмент выступает не столько в качестве теории и практики управления, организации управления, процесса принятия и реализации управленческих решений, сколько как искусство управления людьми. Кадры управления – это ресурс, вложение в человеческие ресурсы, поэтому кадровая работа с ними становится стратегическим фактором выживания организации.
1.5. Сущность лидерства
«Чтобы вести людей за собой, иди за ними».
Лао-Цзы
Лидерство – это не руководство, как часто понимают этот термин, хотя лидер может быть и руководителем. Лидерство – это и не менеджмент. Хотя в связи с этим понятием можно даже говорить о смене вех: некоторые говорят о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership) – всеобщего лидерства на основе качества. Но, какую бы роль ни играла концепция качества в будущем, ясно, что она уже не мыслима без лидерства.
Есть организации, в которых вроде бы все делают правильно, но чего-то все-таки не хватает. В них нет души, позволяющей вдохнуть жизнь в мертвую систему. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены, если только не найдется человек (с командой единомышленников), который обнаружит суть и смысл в этой омертвелой системе, и тогда вернется надежда. Такой человек называется лидером, а концепция, в рамках которой он играет решающую роль – лидерством.
Примем, что лидерство – это реализация оптимальной, в некотором смысле, системы внутригруппового взаимодействия (взаимодействия внутри группы), направленного на достижение общегрупповых целей.
На протекание данной деятельности и ее результат могут оказывать влияние способность лидера решить задачу ситуационного анализа и адекватность его действий в данной ситуации.
Лидерство – это также и власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и обладает ею. Сила становится ненужной, когда на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, полученные от его последователей.
Лидер
Различают формальное и неформальное лидерство.
Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности. Таким образом, формальная власть – это власть должности. Она обусловлена местом ее обладателя в иерархической структуре организации, а не личными качествами менеджера.
Пример. Директор завода изначально будет являться формальным лидером, потому что он уже имеет высокую должность и посредством ее влияет на работников. В иерархической структуре завода должность директора стоит выше должности рабочего, поэтому последний обязан подчиняться директору, выполнять свои обязанности, придерживаться правил поведения. В случае неподчинения рабочего и нарушения им установленных правил поведения директор имеет право применить к рабочему некоторые меры, которые оговорены в трудовом договоре и в законе. При этом закон будет на стороне директора.
Неформальное лидерство – это процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям. Здесь имеет место реальная власть – власть авторитета. Она обусловлена местом ее обладателя как в официальной, так и в неофициальной системе отношений. Реальная власть основана на добровольном подчинении.
Пример. Также директор завода может обладать авторитетом, определенными способностями и умениями, посредством которых будет влиять на рабочих. Есть ситуации, когда формального лидерства недостаточно для влияния. Например, если завод переживает кризис и рабочие недовольны условиями труда. Они могут уволиться и устроиться работать на другой завод. Тогда, чтобы избежать массового увольнения или забастовки, тот же директор должен применить ресурсы неформального лидерства: свой авторитет, способность убедить большое количество людей, умение найти подход и успокоить недовольную толпу и т.п. Если директору завода удастся повлиять на рабочих и избежать массового увольнения, то можно считать, что данный директор обладает неформальной властью и является также неформальным лидером.
Идеальным для лидерства все-таки считается использование эффективного сочетания обеих основ власти в организации, поскольку оно дает возможность найти лучшее решение, исходя из каждой ситуации.
1.6. Лидер и менеджер
«Важность лидерства нельзя игнорировать высшим менеджерам и менеджерам среднего звена».
Проф. Ё. Кондо
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи. Понятие лидерства можно найти в философии, ему определено место в системе высшего менеджмента, оно используется при работе на местах. В обобщенном виде лидерства требует работа над системами и процессами вместе с людьми, которые работают внутри систем и процессов. Но если присутствует работа с людьми, значит, необходим и менеджмент.
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».
Различия между лидером и менеджером проводятся по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
1. Отличие менеджера от лидера
Менеджер
Лидер
Администратор
Инноватор
Поручает
Вдохновляет
Работает по целям других
Работает по своим целям
План – основа действий
Видение – основа действий
Полагается на систему
Полагается на людей
Использует доводы
Использует эмоции
Контролирует
Доверяет
Поддерживает движение
Дает импульс движении
Профессионален
Энтузиаст
Принимает решения
Превращает решения в реальность
Делает дело правильно
Делает правильное дело
Уважаем
Обожаем
Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако лидеры, обладающие качествами талантливых менеджеров, встречаются в реальной жизни реже.
1.7. Роль лидера и его функции в группе
«Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства».
Ю. Емельянов
Сложность роли лидера может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера.
Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в авторитарных. Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной, просто эти функции качественно различны.
Многие из следующих функций входят в круг обязанностей формальных руководителей коллективов и крупных организаций.
Лидер как администратор. Это роль верховного координатора деятельности группы, сюда же входит наблюдение за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы. Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других, ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.
Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности.
Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. При этом групповые цели и методы их достижения, в основном, имеют три источника: указания сверху, получаемые группой от руководства; указания снизу, т.е. решения самой группы; указания самого лидера (при условии, что он обладает автономией в принятии решений).
Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. При этом если лидер нанимает себе в помощь специалистов и консультантов, этот выбор наглядно характеризует способности самого руководителя.
Лидер как представитель группы во внешней среде. Он является официальным лицом группы, выступающем во внешней среде от имени всех, и отождествляет собой всех членов группы.
Лидер как регулятор отношений внутри группы. Эта функция осуществляется обычно через коммуникативную сеть.
Лидер как источник поощрений и наказаний. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы. Здесь имеют место как административное регулирование, так и неформальные санкции.
Лидер как пример. Лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что должны делать.
Лидер как символ группы. Группы с высоким уровнем сплоченности стремятся к внешним отличиям от остальных индивидов. Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваиваются всему движению, делу и косвенно его участникам.
Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров – «все претензии – ко мне», «передайте, что я приказал» – относятся именно к этой функции.
Лидер как проводник мировоззрения. В большинстве случаев лидер служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов.
Лидер как «отец». Истинный лидер – это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.
Лидер как «козел отпущения». Насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому идейные противники настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы.
Перечисленные функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным типам групп. Поэтому роль каждой из функций колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.