Файл: Годовая бухгалтерская отчетность состав, содержание и порядок составления.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативное регулирование порядка предоставления информации бухгалтерской годовой отчетности
1.2 Нормативное регулирование составления годовой бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
1.3 Основные требования раскрытия информации в бухгалтерской финансовой отчетности.
Глава 2. Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности ОАО «КО «СладКо».
2.1 Влияние учетной политики на показатели и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности.
2.2 Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
2.3 Техника составления бухгалтерского баланса.
2.4 Техника составления отчета о прибылях и убытках.
2.5 Техника составления отчета об изменении капитала.
2.6 Техника составления отчета о движении денежных средств.
2.7 Приложение к бухгалтерскому балансу.
2.8 Содержание Пояснительной записки.
Глава 3. Оценка раскрытия информации.
3.1 Оценка раскрытия информации о доходах организации.
Введение
В условиях рыночной экономики финансовая отчетность нацелена на использование для привлечения инвесторов и партнеров, для информирования учредителей и акционеров об устойчивости финансового положения и о ближайших перспективах предприятия.
Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.
Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Сформированная согласно предъявляемым к ней требованиям бухгалтерская отчетность позволяет оценить привлекательность организации с точки зрения вложения в нее инвестиций, приобретения акций и прочих ценных бумаг, заключения с ней договоров на поставку товаров, а также выполнение работ и оказание услуг.
Бухгалтерская отчетность служит основным источником информации о деятельности организации, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы изучить состав и основные требования к составлению годовой бухгалтерской отчетности, рассмотреть порядок ее составления.
Исходя из цели дипломной работы работы, были определены следующие задачи:
— изучить теоретические основы составления годовой бухгалтерской отчетности на основании нормативных актов, устанавливающих порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;
— изучить назначение, состав и требования предоставления годовой бухгалтерской отчетности;
— изучить проводимые заключительные работы в бухгалтерии организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
— изучить порядок заполнения форм годовой отчетности и увязку показателей отчетности.
Выбранная тема особенно актуальна, так как бухгалтерская отчетность является основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.
Основными источниками информации для написания дипломной работы послужили материалы нормативных документов и инструкций, научные статьи периодических изданий, а также учебники и учебные пособия современных авторов.
Практическую основу дипломной работы составляет годовая бухгалтерская отчетность ОАО КО «СладКо» за 2009 год:
• Бухгалтерский баланс — форма №1;
• Отчет о прибылях и убытках — форма №2;
• Отчет об изменениях капитала — форма №3;
• Отчет о движении денежных средств — форма №4;
• Приложение к бухгалтерскому балансу — форма №5;
• Пояснительная записка.
Открытое акционерное общество «Кондитерское объединение «СладКо» зарегистрировано в 2009 г. в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Размещение предприятия:
— Екатеринбург, ОАО «Кондитерское объединение «СладKo», 620100 г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 19;
— Москва, Московский филиал ОАО «Кондитерское объединение «СладКо», 123458 г. Москва, б/ц Зенит-Плаза, проезд 607, д. 30, 2 этаж, офис 21;
— Ульяновск, Ульяновский филиал ОАО «Кондитерское объединение «СладКо», 432035, г. Ульяновск, Проспект Гая, 81
Размер уставного капитала – 100 005 000 руб.
Вид деятельности: производство и реализация кондитерских изделий. Основные бренды компании: «СладКо», «Счастливый День», «Малышок», «Конфи», «Волжанка».
Объем выпуска продукции в год составляет около 40 000 тонн.
Количество рабочих человек на предприятии составляет 2 500 человек.
«СладКо» – компания с национальной дистрибуцией, продукция которой представлена на территории всей России, а также поставляется в страны СНГ.
1. Нормативное регулирование порядка предоставления информации бухгалтерской годовой отчетности
1.1 Принципы предоставления информации в бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике.
Если попробовать в максимально сжатой форме сформулировать сущность международных стандартов финансовой отчетности, можно выделить ряд основополагающих принципов. МСФО базируется на трех главных концепциях: справедливой стоимости, приоритета экономического содержания над правовой формой и прозрачности. Суть концепции справедливой стоимости состоит в том, чтобы дать пользователю информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия исходя из его реально существующей цены. Этот подход имеет большую значимость, так как позволяет ответить на вопрос: «Сколько стоит мой бизнес сегодня?» Примером может служить корректировка стоимости основных средств на инфляционную составляющую. Для этого потребуется анализ бюджетов и прогнозов, утвержденных руководством, оценка денежных поступлений и платежей, возникающих в связи с продолжающимся использованием основного средства и его окончательным выбытием, наконец, технический анализ объекта. Результатом такого анализа может быть списание основных средств, длительное время не находящих применения на предприятии, и прочих «неликвидов». В российском учете, как известно, показывается лишь остаточная стоимость. Согласно концепции приоритета экономического содержания над правовой формой, не столь важно, в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной деятельности. Важно, что он представляет с экономической точки зрения. Российская бухгалтерия исходит из единства между экономическим содержанием и правовой формой, а подчас даже приоритета правовой формы над экономическим содержанием. Так, порядок подготовки отчетности по РСБУ основан на исполнении инструктивных положений и требований регулирующих органов. Российский учет отводит бухгалтеру роль исполнителя законов, постановлений, писем, инструкций. Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
В соответствии с концепцией прозрачности в отчетности по МСФО должен быть раскрыт достаточно большой объем информации о деятельности предприятия. Причем таким образом, чтобы заострить внимание пользователей на всех существенных деталях работы организации. В российском бухучете подобных требований существенно меньше, более того, нормативные акты, обязывающие раскрывать информацию, например сведения о «связанных сторонах» или об «условных фактах хозяйственной деятельности», практически игнорируются. Все сказанное свидетельствует о том, что составление отчетности по МСФО дает возможность более реально видеть финансовое состояние предприятия и проявлять значительно большую самостоятельность в принятии решений.
Основные средства. В соответствии с МСФО 16 «Недвижимость, здания и оборудование» руководству компании разрешено самостоятельно определять сроки службы основных средств в зависимости от того, в течение какого периода времени предприятие собирается получать экономическую выгоду от их использования. Хотя в ПБУ 6/01, посвященном учету основных средств, также прописано, что организация сама определяет срок их полезного использования, на практике для целей бухгалтерского учета продолжают применять нормы амортизации, установленные постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 или используются нормы, прописанные в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. И не всегда эти сроки являются реальными сроками экономического использования основных средств. Чаще всего они используются гораздо дольше. В МСФО отсутствует понятие полностью самортизированных основных средств. То есть, если основное средство самортизировано, однако продолжает использоваться в производственном процессе, срок его службы должен быть пересмотрен, а прибыль пересчитана. Возможна и обратная ситуация — эксплуатация объекта завершена, а он недоамортизирован. В этом случае также исправляется прибыль предыдущих периодов. В российской практике такой подход отсутствует. В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация может начисляться одним из четырех способов: линейным, уменьшающегося остатка, списания по сумме чисел лет срока полезного использования или пропорционально объему продукции. В МСФО 16 предусмотрены те же четыре метода, правда, их названия звучат немного по-другому: равномерного начисления, уменьшаемого остатка, метод суммы лет и метод суммы изделий (или единиц продукции). Важным отличием МСФО от российских стандартов является то, что выбранный метод начисления амортизации может быть изменен. При этом решение об изменении метода амортизации нужно обосновать в пояснительной записке к финансовой отчетности. ПБУ 6/01 не предполагает такой возможности.
Нематериальные активы. Определения нематериальных активов, согласно МСФО 38 «Нематериальные активы» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», в целом соответствуют друг другу, хотя есть и некоторые различия. Первое состоит в том, что, согласно ПБУ, нематериальные активы (НМА) должны использоваться в течение длительного времени, то есть иметь срок полезного использования свыше 12 месяцев. МСФО не предусматривает временных критериев для признания нематериальных активов, а предполагает подход скорее по сути актива. Второе отличие состоит в том, что, согласно ПБУ, для признания НМА необходимо наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и другие документы). В МСФО 38 нет требования к наличию юридических прав, так как основным критерием является способность контролировать будущие экономические выгоды от использования НМА. В результате несоответствия определений существует ряд различий в признании тех или иных объектов НМА в учете. Например, ПБУ 14/2007 относит к таковым организационные расходы, МСФО 38 нет.
Запасы. Различия между российскими и международными стандартами существуют и в учете материально-производственных запасов (МПЗ). ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает оценивать МПЗ по фактической себестоимости. А на конец отчетного года МПЗ, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, должны отражаться в учете за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Однако при этом не ясно, как должны оцениваться запасы, текущая рыночная стоимость которых в одном отчетном периоде была ниже фактической себестоимости, а в следующем отчетном периоде выросла выше фактической себестоимости. В соответствии с МСФО 2 «Запасы» МПЗ должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене реализации (то есть за вычетом расходов на продажу). Такой подход не предусмотрен в ПБУ 5/01. При списании МПЗ можно применять несколько способов. При этом помимо списания запасов методом ФИФО или по средней себестоимости, разрешенных в МСФО, в РСБУ существует еще метод: по себестоимости каждой единицы.
Обесценение активов. Важное отличие МСФО и РСБУ состоит в том, что в российском учете не практикуется регулярная проверка активов на предмет их обесценения, в то время как МСФО 36 «Обесценение активов» применяется к большому числу активов (основным средствам, НМА, запасам, инвестициям). Основная задача данного стандарта — обеспечить реальную оценку активов в финансовой отчетности путем признания убытка от снижения их стоимости, когда балансовая стоимость превышает возмещаемую стоимость этих активов. При этом возмещаемой стоимостью для целей МСФО 36 признается наибольшая из чистой стоимости возможной реализации и стоимостью использования. В российских правилах не предусмотрено признания убытка от обесценения активов. Так, в ПБУ 6/01 наличествует уценка основных средств по итогам переоценки. При этом сумма уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли или в уменьшение добавочного капитала организации.
Резервы. Учет резервов в МСФО является областью, которая существенно отличается от РСБУ. Порядок создания резервов в российском учете не описан в целом, и только отдельные стандарты лишь упоминают о возможности формирования резервов. МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» определяет понятие резерва как будущего возможного расхода, возникающего в результате прошлых событий на основании юридического или договорного обязательства. Резервы могут создаваться, например, под будущие штрафные санкции, гарантийные обязательства, обязательные выплаты сотрудникам, будущие налоговые обязательства и пр. Отражение резервов в отчетности требует в большой мере профессионального суждения бухгалтера и является одной из самых сложных областей МСФО. Так, под обязательство, которое уже существует у компании, следует создавать резерв даже если величину и срок исполнения этого обязательства точно определить нельзя. А вот если обязательство носит условный характер (то есть вероятность его исполнения не очень высока), создавать резерв не нужно. При этом информация об условном обязательстве должна быть раскрыта в пояснительной записке к отчетности. В случае же, когда вероятность исполнения обязательства совсем мала, в примечаниях к отчетности оно не упоминается. При этом значения вероятности, которая может считаться высокой, средней или низкой, определяют сами компании.