Файл: Годовая бухгалтерская отчетность состав, содержание и порядок составления.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативное регулирование порядка предоставления информации бухгалтерской годовой отчетности
1.2 Нормативное регулирование составления годовой бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
1.3 Основные требования раскрытия информации в бухгалтерской финансовой отчетности.
Глава 2. Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности ОАО «КО «СладКо».
2.1 Влияние учетной политики на показатели и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности.
2.2 Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
2.3 Техника составления бухгалтерского баланса.
2.4 Техника составления отчета о прибылях и убытках.
2.5 Техника составления отчета об изменении капитала.
2.6 Техника составления отчета о движении денежных средств.
2.7 Приложение к бухгалтерскому балансу.
2.8 Содержание Пояснительной записки.
Глава 3. Оценка раскрытия информации.
3.1 Оценка раскрытия информации о доходах организации.
Доходы. Принцип отнесения доходов по ПБУ 9/99 «Доходы организации» такой же, как и в МСФО, — исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО 18 «Выручка» в ПБУ 9/99 отмечается условность отнесения доходов к доходам по обычной деятельности для разных предприятий: одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других. Критерии признания дохода в ПБУ 9/99 во многом схожи с аналогичными критериями в МСФО, однако есть некоторые отличия. РСБУ не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно российским стандартам, главное — произошел переход права собственности или нет, тогда как МСФО упор делают на экономическое содержание сделки. Так, например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО может быть признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос — насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно.
Расходы. Критерии включения расходов в отчетность по МСФО и РСБУ сопоставимы: сумма расхода может быть определена, и имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Однако в ПБУ 10/99 «Расходы организации» включено дополнительное условие, что расход признается в учете, если «производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота». То есть в отличие от МСФО расход не может быть признан только на основании профессионального суждения бухгалтера об уменьшении экономических выгод и должен подтверждаться документально. Такое требование часто не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Возникающие из-за этого различия в сроках учета операций приводят к существенным расхождениям между МСФО и РСБУ в Отчете о прибылях и убытках. Наглядным примером является признание затрат по премированию работников. Как правило, премии по итогам года утверждаются на совете директоров в мае-июне следующего года. В российском бухгалтерском учете затраты отражаются после принятия решения, то есть в себестоимости следующего отчетного периода. Для целей МСФО в отчетном году бухгалтер должен оценить примерную сумму возможных премий и начислить данную сумму в отчетности текущего года. По факту принятия решения и выплаты (в следующем отчетном году) разница между фактической суммой и суммой бухгалтерской оценки отражается уже в Отчете о прибылях и убытках следующего года. Однако корректировка обычно незначительна и, следовательно, отчетность отвечает критерию достоверности в большей степени.
Формы финансовой отчетности. Следует отметить, что РСБУ используют термин «бухгалтерская отчетность», а МСФО — «финансовая отчетность». Для целей данной статьи будем считать эти термины синонимами, хотя термин «финансовая отчетность», как правило, в международной практике несколько шире. По составу отчетность по МСФО и РСБУ в целом не отличается друг от друга. И по российским, и по международным стандартам по окончании отчетного периода фирмы заполняют бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, а также пояснительную записку. При этом в соответствии с российскими стандартами учета формы бухгалтерской отчетности рекомендованы Минфином России, и на практике мало предприятий отступает от установленной формы, хотя теоретически это и позволяется. В то же время формы отчетности по международным стандартам не регламентируются столь явно. Однако при этом они должны содержать основные показатели, установленные МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Обратите внимание: финансовый год по МСФО может не совпадать с календарным. Если в России отчетный период длится строго с 1 января по 31 декабря, то по международным стандартам фирма вправе сама установить дату начала финансового года.
Бухгалтерский баланс. Согласно МСФО 1, при составлении баланса обособленно нужно показать: основные средства; нематериальные активы; финансовые активы; инвестиции, учтенные по методу долевого участия; запасы; торговую и прочую дебиторскую задолженность; денежные средства и их эквиваленты; налоговые обязательства; резервы; долгосрочные процентные обязательства; торговую и прочую кредиторскую задолженность; собственный капитал и т. д.
Решение о выделении в балансе того или иного показателя должно принимать руководство предприятия, основываясь на существенности статьи, целесообразности обособленного ее отражения и интересах пользователей отчетности. В соответствии с МСФО в балансе можно не разделять активы и обязательства на долгосрочные и краткосрочные, однако в отчетности должно раскрываться, какие активы или обязательства будут погашены (реализованы или использованы) в течение 12 месяцев после отчетной даты. Российская форма баланса заведомо предусматривает разделение активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные. Чаще всего предприятия не отступают от установленной формы, не добавляют строки в баланс и не удаляют лишние. В балансе по МСФО, как правило, нет пустых строк, они просто удаляются.
Отчет о прибылях и убытках. В соответствии с МСФО обязательными показателями для раскрытия в Отчете о прибылях и убытках являются: выручка; финансовый результат от основной деятельности; финансовые расходы; доля в прибыли/убытке зависимых предприятий и от участия в совместной деятельности; налог на прибыль; финансовый результат от обычной деятельности; чрезвычайные доходы и расходы; чистая прибыль/убыток за период.
Российские стандарты учета предполагают формирование Отчета о прибылях и убытках в формате «по назначению затрат», то есть затраты разделяются на себестоимость продаж, управленческие, операционные расходы и т. д. МСФО позволяют предприятию самостоятельно выбирать метод раскрытия затрат в Отчете о прибылях и убытках: по назначению затрат или по элементам затрат. В российской практике по такому принципу расходы раскрываются в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Отчет о движении денежных средств. В МСФО подготовка отчета о движении денежных средств регламентируется МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств». Этот документ предоставляет собой информацию, которая позволяет пользователям оценить изменения в чистых активах компании и ее финансовой структуре. МСФО 7 оперирует понятием денежных эквивалентов как краткосрочных, высоколиквидных вложений, которые не подвержены значительному риску изменения стоимости. При этом движение и остатки денежных эквивалентов приравниваются к движению и остаткам денежных средств. К эквивалентам денег обычно относятся инвестиции с кратким сроком обращения, как правило, не превышающим трех месяцев до даты погашения. В российской практике понятия денежных эквивалентов не существует. В правилах составления Отчета о движении денежных средств говорится о суммах, учитываемых в кассе организации, на расчетных, валютных и специальных счетах. Краткосрочные депозиты в банках включаются в состав краткосрочных финансовых вложений. Кроме того, российское законодательство не требует раскрывать ограничения на использование отраженных в отчетности денежных средств, а также их состав. А это может привести к значительным расхождениям в оценке свободных сумм по данным МСФО и РСБУ.
Отчет об изменениях в капитале. В соответствии с МСФО предприятие должно отдельно от прочих форм отчетности представлять форму, отражающую: чистую прибыль/убыток за период; любые доходы и расходы, отнесенные непосредственно на увеличение/уменьшение капитала; совокупный эффект от изменений в учетной политике и исправления фундаментальных ошибок, отраженный в соответствии с МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».
Кроме того, либо в этой форме, либо в пояснениях к отчетности должны быть раскрыты:
— операции с собственниками по движению капитала (получение взносов или выплата долей или дивидендов);
— остаток нераспределенной прибыли на начало периода, изменение за период и остаток на конец отчетного периода;
— движение всех прочих статей капитала за период (эмиссионного дохода, резерва переоценки, резерва курсовых разниц и т. д.) с указанием остатков на начало и на конец отчетного периода.
Отметим, что МСФО не регламентируют жестко форму Отчета об изменениях в капитале, а только указывают на информацию, необходимую для раскрытия. Однако в целом состав раскрываемой информации схож как для целей МСФО, так и в российской форме № 3 «Отчет об изменениях капитала».
Пояснительная записка. Общий подход к информации, которую нужно указать в этом документе, можно считать универсальным. В пояснительной записке отражаются сведения, которые не были приведены в других отчетных формах. Кроме того, в ней раскрываются отдельные показатели бухгалтерской отчетности, а также приводится справочная информация о фирме.
1.2 Нормативное регулирование составления годовой бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, например, Указ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп», Постановления Правительства РФ, например, Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в Росси. План счетов – документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.