Файл: Психофизиологические рабочие нагрузки персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие рабочей нагрузки

1.2 Понятие психофизиологии профессиональной деятельности

1.3. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РАБОЧИХ НАГРУЗОК ПЕРСОНАЛА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций

2.2. Виды рабочих, физических и умственных нагрузок. Методы измерения

2.3. Оценка и управление психофизиологическим состоянием работников, как метод оценки и управления профессиональными рисками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.2. Виды рабочих, физических и умственных нагрузок. Методы измерения

По характеру влияния на здоровье и/или условиям труда (в соответствии с Руководством Р 2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»):

• оптимальные нагрузки соответствуют 1-му классу условий труда по степени тяжести и интенсивности, здоровье работников сохраняется, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня эффективности.

• допустимые нагрузки - соответствуют 2-му классу условий труда, возможные изменения функционального состояния организма (напряжение, усталость) восстанавливаются во время регламентированного отдыха или в начале следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на ближний и дальний период по состоянию здоровья работников.

• вредные нагрузки - 3-й класс условий труда, в соответствии с факторами силы тяжести и напряжения, оказывает неблагоприятное воздействие (перенапряжение) на организм работников.

По характеру деятельности:

• физическая нагрузка - нагрузка на нервно-мышечную систему и опорно-двигательный аппарат;

• умственная нагрузка - нагрузка на систему восприятия (органы чувств) или высшие отделы центральной нервной системы. Независимо от типа нагрузки организм человека реагирует единообразно: изменения в состоянии здоровья (выражаются в снижении физиологических резервов организма и снижении уровня его работоспособности и сопротивляемости).

Физические нагрузки Виды физической активности:

По характеру мышечной работы:

• динамический (характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей, а также для выполнения определенных рабочих действий),

• статический (тип мышечного напряжения, характеризующийся непрерывным сокращением (без изменения длины скелетных мышц) с целью поддержания положения тела или его отдельных частей, а также для выполнения определенных трудовых действий (удержание груза, приложение усилий)

• смешанный (статически-динамический) (встречается практически при любой физической работе).


2. В зависимости от размера мышечной массы, необходимой для выполнения конкретной работы:

• локальная работа (нагрузка) - работа, в которой задействовано менее 1/3 скелетных мышц; нагрузка лежит в основном на мышцах пальцев рук и предплечий.

• регионарная мышечная работа - работа, при которой от 1/3 до 2/3 массы скелетных мышц связано с преобладающей нагрузкой на мышцы рук и плечевого пояса.

• общая (общая) работа - работа, выполняемая более чем 2/3 массы скелетных мышц с участием больших групп мышц туловища и конечностей. Общая (общая) физическая нагрузка, как правило, связана с приложением значительных усилий, поднятием и перемещением груза, сгибанием тела, работой в неудобных и вынужденных позах.[15]

В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут быть как динамическими, так и статичными.

Оценка физической активности - тяжесть родов (нагрузка на организм во время работы, требующая мышечных усилий и, соответственно, энергоснабжения).

Степень тяжести труда определяется рядом показателей, факторов труда в условиях динамической и статической работы:

• размер поднятого и перемещенного товара вручную;

• количество стереотипно повторяющихся движений;

• характер рабочей позы;

• количество глубоких наклонов тела;

• значение статической нагрузки.

Методы измерения физической активности, показатели физической активности:

• количество потребляемого кислорода.

• теплообмен тела.

Психическая нагрузка. Типы психического стресса:

По характеру умственного труда:

Выполнение.

Камера.

Работа оператора связана с управлением машинами, оборудованием и технологическими процессами. Оператором считается любой человек, работающий в системе «человек-машина», в отличие от системы «человек-человек». В операторах преобладают сенсорные нагрузки. Профессии оператора характеризуются высокой нагрузкой на зрительный анализатор, связанной с восприятием объектов различения небольших размеров, работой с оптическими устройствами, терминалами отображения видео: считыванием и редактированием буквенно-цифровой, графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слухового шума. Нагрузка на голосовой аппарат типична для операторов, таких как телефонисты, авиадиспетчеры.[16]

Управленческая.

Управленческая работа (руководители предприятий, учреждений, организаций). Профессиональные особенности работы руководителей показывают, что в этой группе преобладают факторы из-за чрезмерного роста объема информации, нехватки времени на ее обработку, повышения материальной значимости и личной ответственности за принятие решений. Современному бизнесмену и менеджеру требуется большое сочетание различных качеств (организационных, деловых, личных), широкого спектра знаний по экономике, менеджменту, технологиям и психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярной рабочей нагрузкой, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.


Творческий.

Творчество - одна из самых сложных форм человеческой деятельности. Она осуществляется на основе многолетнего повышения квалификации, высокой квалификации. В группу творчества входят дизайнеры, ученые, архитекторы, писатели, композиторы, художники. Такая работа характеризуется интеллектуальными нагрузками, включающими творческую деятельность, решение сложных проблем при отсутствии алгоритма, работу по индивидуальному плану с нерегулярным рабочим днем. Творческая деятельность предполагает использование значительного объема долговременной и оперативной памяти, внимания, что повышает степень нервно-эмоционального стресса.[17]

Оценка умственной нагрузки - интенсивности труда (нагрузка на организм во время родов, которая требует интенсивной работы мозга при получении и анализе информации).

Интенсивность труда определяется наличием:

• интеллектуальные нагрузки (содержание и характер работы),

• сенсорные нагрузки (продолжительность концентрированного наблюдения, плотность сигнала, время работы с оптическими приборами),

• эмоциональный стресс (степень ответственности за решение),

• монотонные нагрузки

• сменная работа.

Нормальная производительность труда - это такая степень напряженности в процессе труда, которая при продуктивном использовании всего рабочего времени, наличии оборудования и высокой интенсивности труда сопровождается затратами на физическую и нервную энергию, которые не только вредны для здоровья, но и Также обеспечить нормальное функционирование всех его органов, полноценное использование и развитие физических и умственных способностей работников.

Наибольшая эффективность труда достигается не при непрерывной работе, а при оптимальном чередовании периодов труда и отдыха, которое определяется на основе изменений кривой здоровья.

В зависимости от характера работы и глубины развития усталости устанавливаются продолжительность и количество перерывов на отдых. Обеденный перерыв обязателен от 30 минут до 1 часа. Наиболее подходящим является назначение обеденного перерыва в середине рабочего дня. В зависимости от изменений в работе человека во время рабочей смены, должны быть короткие регулируемые перерывы (5–15 минут) для отдыха, которые способствуют улучшению и восстановлению физиологических функций, повышению работоспособности и росту производительности труда. Во время работы, требующей больших физических усилий, желательно вводить более редкие, но довольно длительные перерывы (15–20 минут). При работе с сильным нервным напряжением необходимо вводить более частые, но короткие перерывы (5–10 минут) в 3–4 раза в смену, а для однообразных занятий желательно вводить короткие (5 минут) перерывы каждый час работы.[18]


Методы измерения умственной нагрузки. Косвенные показатели умственной нагрузки:

  • объем, устойчивость внимания (может быть измерено с помощью психодиагностики, например, корректурной пробы);
  • время, необходимое для решения задачи, управления техникой
  • уровень напряжения (может быть измерено психодиагностически, например, с помощью опросника нервно-психического напряжения);
  • эмоциональное состояние (может быть измерено с помощью психодиагностики эмоциональных состояний);
  • субъективное мнение (субъективные мнения могут быть собраны либо с помощью оценочных шкал, либо посредством вопросников (анкет) и/или интервью).

Самый простой способ поручения субъективной оценки — попросить оператора назвать число на произвольной шкале, обычно от 1 до 7 или от 1 до 100. Словесное описание привязывается к концам шкалы в качестве опорных точек. Хотя точное значение отдельного ответа, например 46, неясно, можно сравнить наборы оценок. Лучшими оценками являются те, которые получены от квалифицированных рабочих непосредственно в процессе их деятельности, но если это затруднительно, приемлемые оценки могут быть даны по памяти.

Объем выполнения основной и второстепенной задачи.

Операторам дается инструкция, в соответствии с которой им следует уделять внимание, прежде всего, основной задаче, а второстепенную решать только в тех случаях, когда это никак не влияет на их способность выполнения основной. Снижение успешности решения второстепенной задачи интерпретируется как свидетельство повышенной рабочей нагрузки, создаваемой основной задачей. Таким образом, если данная второстепенная задача может быть успешно решена в 80% случаев совместно с основной задачей А, но только в 50% случаев с основной задачей Б, делается вывод, что задача Б создает большую рабочую нагрузку.[19]

2.3. Оценка и управление психофизиологическим состоянием работников, как метод оценки и управления профессиональными рисками

В настоящее время в стране ведется поиск и разработка наиболее эффективных методов оценки и управления профессиональными рисками, определение которых внесено в Трудовой кодекс Российской Федерации.


  Разнообразие причин несчастных случаев на производстве, острых и хронических профессиональных заболеваний можно разделить на три класса: связанные с небезопасным поведением работника, так называемый «человеческий фактор»; техническое состояние оборудования; ошибки в организации рабочих процессов. По данным Международной организации труда (МОТ), в 96% случаев причиной чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев на производстве является сам человек. Подавляющее большинство аварий можно предотвратить. В то же время, 62% несчастных случаев происходят из-за неадекватной оценки или неправильного понимания работниками опасностей и существующих рисков.

Такое разделение причин определяет разницу в профилактических мерах.

Решение технических и технологических проблем связано с развитием науки, конструкторских разработок, неукоснительным соблюдением инструкций по эксплуатации, в том числе технических осмотров и использованием различных видов диагностики.

Решение организационных задач связано с формированием и поддержанием высокой профессиональной компетентности руководителей труда, созданием атмосферы взаимодействия сотрудников и менеджмента, использованием современных системных методов управления рабочим процессом и производством в целом.[20]

Решение проблем «человеческого фактора» также требует собственных специфических методов и достаточно высокого уровня профессионализма среди тех, кто применяет эти методы на практике.

Методы профилактики по первым двум направлениям: технические и организационные относительно хорошо известны, освоены и давно используются на предприятиях. Методы профилактики «человеческого фактора» менее известны. На основе научных публикаций и практического опыта был разработан метод профилактики в этой области профилактики травматизма.

Причины травмы:

Технический.

Несовершенство технологических процессов, конструктивные дефекты оборудования, приборов, инструментов, несовершенство защитных устройств, сигнализаций, блокировок и т. Д., Нарушение правил технической эксплуатации, износ оборудования.

Организационные.

Недостатки в организации и обслуживании рабочего места, использование небезопасных методов работы, недостаточный контроль за производством работ, соблюдение правил охраны труда и промышленной безопасности, допуск к работе персонала, не имеющего необходимой квалификации и сертификация, недостатки в организации трудового процесса, отсутствие или неисправность средств личной защиты. Недостаточная профессиональная компетентность специалистов.